Памяти великого режиссёра

 

Юрий Любимов – вся жизнь как...

 

 5 октября 2014 года не стало Юрия Петровича Любимова. «Доброго человека из Сезуана», жизнь которого, как «Десять дней, которые потрясли мир» потрясла и изменила историю театра. Он был настоящим «Героем нашего времени», которого нельзя было испугать «Шарашкой». Зная и понимая основной закон нашей жизни «Горе от ума – Горе уму – Горе ума» он всегда оставался «Живой», и когда ему командовали – «Пристегните ремни», – он помнил, что «Работа есть работа», и что после «Часа пик», каким бы не был «Пир во время чумы» обязательно наступит «Бенефис». Как бы не пытались его запереть в «Замок», или наоборот поселить в «Дом на набережной», он помнил, что «Преступлением и наказанием» может быть только если поверить в правдивость «Антимиров» и не выполнить завет, который дала «Мать» – «Берегите ваши лица»! Ему навязывали «Обмен», появлялись «Деревянные кони» (хоть и не троянские), но на вопрос «Что делать?» «Под кожей статуи свободы» он точно знал ответ. И как «Подросток» и как «Три сестры» или «Братья Карамазовы», что всё это не «Сказки», не «Арабески» и даже не «Мёд» или «Суф(ф)ле», что всё это и «До и после» – борьба за творчество за свободу, за жизнь. Он не верил в «Ревизские сказки» и знал что «Перекрёсток» при неправильном выборе пути превращает творца в «Самоубийцу». Он всегда помнил о том выборе, перед которым стояли «Гамлет», «Живаго», «Борис Годунов», «Галилей», его «Владимир Высоцкий». Он умел взрываться непокорностью как «Пугачёв» и любить, как любили «Антигона», «Электра», «Медея». Он никогда не мог быть как «Тартюф». И ему повезло – он жил как «Мастер и Маргарита». Теперь, когда он ушёл и когда стройными рядами позабыв, что «А зори здесь тихие…» выстроятся как «Турандот, или Конгресс обелителей», и когда будут рассказывать быль и небыль «Марата и Маркиза де Сада» о его жизни – нам, тем кто видел его репетиции, спектакли, его жизнь – всем «Павшим и живым» нужно помнить, ОН – ЮРИЙ ПЕТРОВИЧ ЛЮБИМОВ ПОДАРИЛ И ОСТАВИЛ НАМ и «Маски и Душу» И ЭТО МЫ НЕ ДОЛЖНЫ ЗАБЫВАТЬ. «Товарищ верь…» «БЕСЫ» не могут стереть его память.

 

Григорий Амнуэль,

режиссер, работал в театре на Таганке до 1977 года,

Каспаров.ру, 6 октября