Украина. Выборы

 

Украина: выборы и еще выборы

 

26 октября в Украине состоялись внеочередные парламентские выборы, был избран восьмой по счету состав Верховной Рады. Выборы принесли много неожиданностей.

 

Оценки

 

Многочисленные международные наблюдатели оценили выборы как соответствующие демократическим стандартам, отметив отдельные нарушения, которые не могли существенно повлиять на их исход.

 

Однако, сами украинские наблюдатели вынесли им не столь похвальные оценки, примером чего может служить предлагаемая ниже статья Светланы Орел в киевской газете «Зеркало недели», стоящей на вполне патриотических позициях. Как видно из статьи, в Украине, особенно в глубинке, все еще в ходу элементарный способ привлечения голосов избирателей – подкуп. Люди, доведенные до нищеты, подкупаются за 200 гривен, что при нынешнем курсе составляет чуть больше 10 евро.

 

Конечно, в целом эти выборы были не такими грязными, какими они бывали при власти Януковича или какими они бывают в путинской России – с «каруселями», с вбрасываниями, с переписыванием протоколов. Но до подлинно демократического уровня они не дотянули, чем в ряде мест, особенно в мажоритарных округах, воспользовались представители старых сил.

 

Результаты выборов

 

Полные результаты выборов ЦИК обещала опубликовать «не позднее «10 ноября». Пока мы располагаем опубликованными 29 октября результатами, подсчитанными после обработки 98% протоколов.

 

На первое место неожиданно вышел «Народный фронт» Арсения Яценюка (22,18%). Блок Петра Порошенко на втором месте с минимальным отрывом (21,82%), затем идет партия Андрея Садового «Самопомич» (Самопомощь) – 11,01%. Далее следует «Оппозиционный блок» с предварительным результатом 9,35% (недостающие 2% протоколов приходятся на Луганскую область, так что не исключено, что бывшие «регионалы» и нынешние «оппозиционеры» прибавят пару десятых процента). Замыкают шестерку «Радикальная партия» Олега Ляшко (7,44%) и «Батькивщина» Юлии Тимошенко (5,69%) голосов избирателей. Немного не дотянула до 5%-ного барьера «Свобода» Тягныбока. С треском вылетели из украинского парламента коммунисты, не собравшие даже 4% голосов избирателей. И совсем ничтожный процент (менее 2%) голосов получил «Правый сектор».

 

Можно сделать вывод: украинские избиратели отвергают как крайне левых, так и крайне правых. А кто там все еще гундит, что в Украине власть захватили неофашисты-бандеровцы (те, гундящие на кремлевских телеканалах, обычно говорят «бендеровцы», но это означает либо «жители города Бендеры», либо «последователи  Остапа Бендера»).

 

Отметим, что совсем незадолго до выборов прогнозы сулили «Народному фронту» порядка 12% голосов, а Блоку Петра Порошенко (БПП) – примерно 30%.. Неожиданностью стал и высокий результат совсем новой партии «Самопомич» и относительный провал Радикальной партии Ляшко, которого часто сравнивают с Жириновским. Прогнозы обещали ему результат наравне с «Народным фронтом» – порядка 12%.

 

Причины успеха одних и провала других

 

Верную, в основном, оценку причин неожиданных результатов выборов дала уже на следующий день после них в приводимой ниже статье Ольга Лень, главный редактор сайта NEWSru.ua.

 

Общий успех сил, выступивших против режима Януковича, понятен. Но кто был больше против Януковича, чем Юлия Тимошенко? Однако, люди помнят, чем закончилось ее вместе с Ющенко правление. И они сыты ее экзальтированным стилем выступлений. И не забыли  кабальный контракт по газу, не без личных соображений подписанный ею в свое время с Путиным. От нее ушел даже самый близкий и многолетний ее сторонник, второй человек в «Батькивщине», Александр Турчинов.

 

В итоге «Батькивщина», еще недавно главная оппозиционная режиму Януковича партия, на этих выборах едва переползла 5%-ный барьер. По всем данным, партия войдет в правящую коалицию, и Юле вроде бы даже предлагают в новом правительстве министерский пост, но, тем  не менее, ее политическая карьера явно идет к закату.

 

А как бедный Янукович ее боялся, сколько неприятностей из-за ее осуждения претерпел! Для него страшнее Юли не было зверя …

 

Неожиданно высокий результат «Самопомочи», возглавляемой львовским мэром Анреем Садовым, Ольга Лень объясняет «сильным ныне запросом на новые лица». По ее мнению, «избиратели готовы голосовать хоть за „кота в мешке“, лишь бы нового». Это справедливо лишь отчасти. «Кот» под именем Олег Ляшко – тоже новое в украинской политике лицо, но его демагогия и экстремизм довольно быстро оттолкнули значительную часть избирателей от него и его «Радикальной партии».

 

А Садовый привлек симпатии избирателей не только «новизной» своего лица. О нем российский автор Борис Соколов на Гранях.ру 28 октября в статье «Рада надежды» писал: «У него репутация крепкого хозяйственника и умеренного националиста». А это как раз то, что Украине сегодня нужно.

 

«Самопомоч» называют партией среднего класса. Наибольший успех она имела в двух культурных столицах Украины – Киеве и Львове. В одной из статей встретилось предположение, что Садовый может стать следующим президентом Украины.

 

Кстати, голоса, которых не хватило «Свободе» Тягныбока для прохождения в Раду, отошли, скорее всего, к «Самопомочи». Видимо, и для избирателей в Западной Украине умеренный национализм Садового предпочтительнее ну никак не умеренного Тягныбока.

 

А теперь – о главной интриге выборов: почему треть голосов, которые, по всем опросам, должны были быть отданы блоку Петра Порошенко (БПП), вдруг оказалась в лукошке  у «Народного фронта» Яценюка?

 

По мнению Ольги Лень, «наиболее „подкосили“ рейтинг Порошенко его противоречивые публичные действия относительно вопросов войны и мира».

 

И  Борис Соколов в цитированной выше статье «Рада надежды» пишет, что Порошенко «как кажется, еще не полностью отказался от надежд достичь некоего компромисса с Россией. В отличие от него нынешний и, по всей вероятности, будущий украинский премьер-министр осознает, что никакого компромисса в российско-украинских отношениях, приемлемого для обеих сторон, в обозримом будущем не видно, и поэтому готов к более жесткому противостоянию с Москвой».

 

Но Соколов видит и другую причину того, что часть украинских избирателей отвернулась от блока Порошенко: не вполне честное поведение президента и его команды на самих выборах, их заигрывание с «бывшими»: «Ряд мажоритарных округов на востоке „Блок Порошенко“ откровенно сдал бывшим регионалам из „Оппозиционного блока“. Совсем скандальной выглядит победа 81-летнего Ефима Звягильского, регионала с весьма солидным коррупционным шлейфом, в „карманном“ Донецком округе. Там всего 1700 избирателей, поскольку основная его часть оккупирована российскими войсками и сепаратистами. Вероятно, это было сделано для того, чтобы Звягильский, как старейший депутат, открывал сессию новой Верховной Рады и зачитывал текст депутатской присяги. В противном случае эта честь досталась бы Юрию Шухевичу, сыну командующего УПА, прошедшему в Раду от „Радикальной партии“ (он младше Звягильского на месяц), а это вызвало бы дополнительное раздражение Москвы».

 

Ну, конечно, если, как не без оснований считает Соколов, Порошенко «еще не полностью отказался от надежд достичь некоего компромисса с Россией», то Москву лучше не раздражать.

 

Намеки на то, что блок Порошенко заигрывает с «бывшими», содержатся и в статьях Ольги Лень и Светланы Орел. Кстати, Ольга Лень пишет о том, что Порошенко, рассчитывавший на сокрушительную победу своего блока и, соответственно, на «монопольную возможность формировать правительство», планировал «посадить в премьерское кресло Владимира Гройсмана». Более независимый Яценюк его не очень устраивал.

 

Но правила подбора кадров в государственном управлении отличаются от тех, которыми Порошенко, по-видимому, привык пользоваться в своей корпорации. Ни для кого не секрет, что крайне неудачное назначение на пост министра обороны генерала Гелетея, вообще не армейского, а милицейского кадра, объяснялось какими-то его связями с президентом. Довольно скоро Порошенко пришлось освободить его с этой должности.

 

Владимир Гройсман для него тоже «свой» по той причине, что он был мэром Винницы, где находится главное предприятие Порошенко, и там он смог убедиться в его деловых способностях. Очевидно, между ними установились тесные отношения.

 

Высокие деловые качества Гройсмана подтверждаются тем, что после победы Майдана он без участия Порошенко был назначен вице-премьером в правительстве Яценюка. Но еврей – глава правительства Украины в такое сложнейшее для страны время – нет уж, увольте.

 

Надо еще учесть и то, что Яценюка уже знают и, похоже, неплохо принимают в мировых столицах.

 

Надежды и опасения

 

В Украине хорошо помнят, что погубило Оранжевую революцию – двоевластие, которое было заложено в Конституции Украины 2004 г. Янукович, придя в 2010 г. к власти, тут же ее отменил и вернул первую Конституцию, установившую в стране президентско-парламентскую форму правления, при которой главой исполнительной власти является президент. Авторы Конституции 2004 г. вознамерились учредить парламентско-президентскую форму правления, где главой исполнительной власти является избранный парламентом премьер-министр, а президент играет церемониальную роль. Но в спешке они не довели дело до конца, и разделение прерогатив между президентом и премьер-министром оказалось недостаточно четко прописанным.

 

Теперь позволим себе привести выдержку из нашей статьи «Who is Mr. Порошенко», опубликованной в июньском номере «Рубежа», сразу после президентских выборов в Украине: «Созданное после победы Майдана правительство Яценюка провозгласило конституционную реформу, которая должна решить два вопроса: предоставление большей автономии регионам (но не требуемой Путиным федерализации) и доведение до кондиции парламентско-президентской формы правления, что, как вы знаете, означает превращение президента Украины в „английскую королеву“.

 

Как вам это: человек только получил власть и тут же ее отдать? Порошенко уже объявил, что поддерживает реформу Конституции, но… в первой части».

 

Более того, из сообщения «Интерфакс-Украина» от 27 октября мы узнали, что Порошенко подготовил свой проект закона о внесении изменений в Конституцию Украины, где предусматриваются меры по расширению полномочий местных органов власти, а также… по передаче некоторых полномочий от парламента президенту.

 

Выходит, Яценюк и Порошенко хотели бы внести в Конституцию изменения в противоположных направлениях.

 

Ольга Лень высказалась по этому поводу оптимистично: «Ожидать повторения междоусобицы 2005 года все же не стоит – президентская и премьерская команды гораздо ближе, чем были тогда Ющенко и Тимошенко. Давление общества и внешняя угроза – более мощные». То есть ситуация заставит обе стороны искать компромисса.

 

А вот известный киевский журналист Виталий Портников, статью которого «Люди с улицы Орджоникидзе» мы вам тоже предлагаем ниже, настроен в этом отношении крайне скептически. Он считает, что Порошенко со своей командой хотят создать политическую систему, подобную той, что существовала в СССР и сейчас существует в России, когда правительство считается исполнительной властью только потому, что исполняет указания, поступающие из ЦК КПСС или играющей ту же роль администрации президента.

 

Насколько реален этот сценарий? Вспоминается шутка: Может лев съесть за один раз 100 килограмм мяса? – Он-то, может, и съест, да кто ж ему даст.

 

Результаты выборов таковы, что обе победившие политсилы нуждаются в союзе между собой: ни одна из них не в состоянии без другой сформировать в Раде конституционное большинство в 300 мандатов, необходимое для изменения Конституции. Следовательно, ни одной из команд не удастся провести через парламент изменения, против которых выступает другая сторона. Так что распределение полномочий между президентом и правительством при данной каденции парламента останется неизменным, и обе стороны обречены на сотрудничество. Похоже, они это уже поняли.

 

Во время президентской избирательной кампании мы желали победы Порошенко: лучшей кандидатуры не было. В нынешних баталиях наши симпатии на стороне Яценюка. Надо сказать, «кролик Сеня», как его за глаза еще недавно называли, за последние годы набрал политический вес и опыт. Он вовремя понял, что ему следует выйти из «Батькивщины». Затем, когда в ходе избирательной кампании в Раду Порошенко предложил ему с соратниками баллотироваться  по списку его блока, Яценюк правильно сделал, что отказался, и в кратчайшие сроки сумел создать свою партию.

 

Порошенко уже предложил пост премьер-министра Яценюку. Торг идет за посты в силовом и экономическом блоках правительства. В парламентскую коалицию, кроме двух «главных» партий, предложено вступить «Самопомочи», «Батькивщие» и «Радикальной партии», то есть всем прошедшим в Раду, кроме блока, который сам назвал себя «оппозиционным» и включающем, в основном, членов бывшей Партии регионов. Интересно, что «Самопомич» и «Батькивщина», согласившись войти в коалицию, отказались от министерских постов.

 

Обе главные партии представили проекты коалиционного соглашения. Проект БПП занимает 48 страниц, проект «Народного фронта» – 2,5 страницы, но зато содержит список из 36 первоочередных реформ. Договориться  по соглашению будет, возможно, даже труднее, чем по кандидатурам министров. Команда Порошенко будет настаивать на положениях, которые бы так или иначе означали контроль администрации президента над деятельностью правительства, о чем предупреждает Портников. Но, думается, в этом команда Яценюка будет стоять твердо, и порошенковцам придется отступить, иначе коалиции просто не будет.

 

В других вопроса придется отступить Яценюку. В частности, он настаивает на том, чтобы все назначения министров и прочие важные процедуры проходили только публично, «как в Евросоюзе».

 

Вероятно, и в ЕС не все происходит публично, а в нынешней Украине это тем более не всегда целесообразно.

 

Кстати, Яценюк козыряет тем, что его партия на выборах заняла первое место. Во-первых, она опередила Блок Порошенко на доли процента. Если «Народный фронт» получил в Раде 65 мандатов, то БПП всего на два меньше – 63. А во-вторых, голосование проходило не только по партийным спискам,  но и в мажоритарных округах. Избранные в них депутаты вправе оставаться независимыми либо присоединяться к фракции одной из прошедших в Раду партий. Так вот во фракцию «Народного фронта» вошли 19 мажоритарщиков, а во фракцию БПП – 66. Многие из  последних – это те не обремененные избытком моральных принципов лиц, о которых пишет Светлана Орел. БПП оказался им ближе, чем партия Яценюка. Но мандат есть мандат, и фракция «Народного фронта» насчитывает теперь 84 штыка, а фракция БПП в полтора с лишним раза больше – 129.

 

Вновь избранная Верховная рада соберется на первое заседание примерно 1 декабря, и до нового года мы надеемся узнать, на чем сошлись друзья-соперники.

 

Виталий Портников завершает свою статью на том, что данный состав Рады должен сыграть роль Учредительного собрания и затем уступить место новым «парламентариям,  в честности избрания которых никто уже не будет сомневаться». Удивляет некоторая наивность опытного политического журналиста. И, что самое важное, на это нет времени: потребность в ряде реформ в Украине давно назрела и перезрела, хотя бы самые неотложные из них должен провести нынешний состав Рады. А еще – не надо забывать о том, в каких внешних условиях ей придется работать.

 

Еще одни выборы

 

Тем временем на востоке Украины – в Донецкой народной республике (ДНР) и Луганской народной республике (ЛНР) – 2 ноября состоялись свои выборы. Избирались «главы государств» и «парламенты».

 

Поскольку об этих выборах было объявлено заранее, Украина и Запад предупредили, что они незаконны, не соответствуют Минским соглашениям и не будут признаны. Но глава российского МИД Сергей Лавров еще 28 октября заявил, что «Россия их в любом случае признает».

 

Выборы, как и референдум в Крыму, прошли в отсутствие международных наблюдателей, вместо них были прикормленные Кремлем представители ультраправых, по сути неофашистских партий из европейских стран (что не мешает Лаврову сокрушаться по поводу того, что в Европе возрождаются фашистские течения). Естественно, они признали выборы идеальными. А россиянам кремлевский зомбоящик сообщил, что это были международные представители.

 

Пара отзывов на эти выборы в западной прессе. Кристоф Шильтц 4 ноября в немецкой «Die Welt»:

«После их проведения стало ясно то, что вырисовывалось с момента заключения минского соглашения: так называемые народные Донецкая и Луганская республики фактически потеряны для Украины и в дальнейшем будут находиться – неважно, в каком статусе – под влиянием России… Несмотря на огромное возмущение со своей стороны, Евросоюз в целом смирился с тем, что конфликт на востоке страны будет тлеть и дальше и будет заморожен на неопределенное время. В ближайшие годы Украина останется „страной-мученицей“: наряду с фактическим расколом ей предстоит столкнуться с многочисленными фактами нарушения ее прав на самоопределение».

 

Редакционная статья от того же дня в британской «The Times»: «Воскресное голосование на Восточной Украине было имитацией демократии. Это были скачки с участием одной лошади, и эта лошадь была из российской конюшни… Стратегическая задача Путина – удерживать Украину в состоянии постоянной, изнуряющей неопределенности».

 

Редакционная статья от того же дня в американской «Washington Post»: «Путин возобновил постепенное уничтожение Украины… Пообещав уважать суверенитет Украины, Россия поддерживает незаконные выборы и требует от украинского правительства вести переговоры с лидерами сепаратистов. В это же время, Россия и ее приспешники готовят новый раунд агрессии. В понедельник западные журналисты и Киев сообщили, что Москва снова отправила большое количество своих войск в Донецк… США и Германия осудили „выборы“ в Донбассе и пообещали новые жесткие санкции против России. Но ни одно из правительств не согласилось удовлетворить все более отчаянную просьбу Украины о военной поддержке, которая включала бы оборонительное вооружение, которое бы позволило отбить наступление России».

 

Но не дрейфь, Украина, уже на следующий день после выборов, 3 ноября, пришло сообщение, что «Запад задумался о новых санкциях в адрес России». Официальный представитель правительства ФРГ Штеффен Зайберт заявил: «Если ситуация на востоке Украины продолжит обостряться (пока что она явно недостаточно острая. – И.З), Москва не прекратит вмешиваться в происходящие там события, тогда может возникнуть необходимость обдумать дальнейшие санкции в отношении России».

 

Эти строки пишутся 8 ноября. Запад все еще пребывает в глубокой задумчивости. Кто или что может вывести его из этого состояния, сказать трудно.

 

Вот в такой обстановке новоизбранной Верховной Раде Украины предстоит начать работу…

 

Израиль Зайдман