Распутин времен Путина

 

Старческий задор

 

Сериал о Распутине «Григорий Р.», показанный по Первому каналу, призван доказать, что Российская империя в начале XX века была замечательной страной, где все жили мирно и счастливо и даже нищие были чистыми и опрятно одетыми. А революция 1917 года случилась только потому, что некие темные силы сначала втянули Россию в совершенно ненужную ей Первую мировую войну, а потом убили святого старца Григория, истинного хранителя царской семьи, а также настоящего целителя и ясновидца. В документальном фильме «Григорий Распутин. Жертвоприношение», снятом по теме сериала, тележурналист Сергей Медведев вообще договорился до того, что в двух книгах проповедей, вышедших под именем Распутина, тот предсказал и Вторую мировую войну, и блокаду Ленинграда, и полет Гагарина в космос. Похоже, Медведев этих книг никогда не читал: подобного там и близко нет. «Произведения» Распутина – это набор банальностей в виде пересказа евангельских эпизодов. Да и писал их явно не малограмотный «старец».

 

Сюжетной канвой сериала является расследование деятельности и убийства Распутина, которое по поручению Керенского осуществляет следователь Генрих Свиттен. Он разоблачает мифы о Распутине как о мистическом злодее, утверждая, будто легенды о его невероятном пьянстве и похотливости создали враждебные ему либералы и революционеры. В сериале есть упоминания о связях Распутина с женщинами, но сделаны они глухо, так что зритель остается в убеждении, что романы у Распутина были чисто платонические, что и доказывается на примере Вырубовой, так и оставшейся девственницей. Насчет пьянства «старца» говорится более определенно, но по принципу «а кто без греха» – мол, журналисты, писавшие о пьянстве Распутина, сами были еще те алкоголики. В общем, сериал вполне в духе тех поклонников Распутина, которые не так давно на полном серьезе предлагали Московской патриархии канонизировать Григория Ефимовича как нового православного святого. К счастью, патриархия, вспомнив хлыстовскую юность «старца» и его совсем не святой образ жизни, эту идею отвергла.

 

О влиянии Распутина на политику, в том числе на назначение министров, тоже говорится очень вскользь. Вероятно, авторы помнят печальную судьбу советской кинораспутинианы – фильма «Агония», который пролежал на полке до самой перестройки, так как чиновники усмотрели в нем опасные намеки на нравы брежневских времен. Такие аллюзии нежелательны и сейчас. Хотя в целом «Григорий Р.» выстроен вполне в духе нынешней официальной исторической концепции. Была великая Россия, которую хранил мудрый и добрый старец. Затем злодеи убили старца, разрушили империю. И вот теперь Путин с огромным трудом восстанавливает великую историческую Россию.

 

Убийство Распутина в сериале изображено как плод заговора либералов и революционеров при живейшем участии британской разведки. Правда, если посмотреть на самих убийц, то представление о либерально-революционном заговоре повисает в воздухе. Одного из богатейших людей России Феликса Юсупова-младшего, женатого на царской племяннице, великого князя Дмитрия Павловича и лидера крайне правых в Думе Владимира Пуришкевича ни к либералам, ни революционерам причислить невозможно. Чувствуя слабость этой версии, Сергей Медведев выдвигает другую, не менее экстравагантную. Будто бы сторонники монархии решили сделать Распутина искупительной жертвой, но царя и его семью все равно не спасли. При этом, однако, остается загадкой, кому и зачем эту жертву принесли.

 

Зато мотив нетрадиционных сексуальных отношений выходит на первый план. Любовники-бисексуалы Феликс Юсупов и Дмитрий Павлович мстят «старцу»: первый – за предполагаемый интерес Распутина к своей жене, второй – за то, что Григорий Ефимович расстроил его брак со старшей дочерью императора Ольгой, сообщив царской чете, что Дмитрий привержен содомскому греху. Кстати сказать, Феликс и Дмитрий на экране вполне откровенно демонстрируют нежные чувства, но создателей сериала, как кажется, никто не собирается привлекать к ответственности по закону о пропаганде нетрадиционных сексуальных отношений.

 

Вопреки принятой версии убийства, в сериале дело представлено так, будто Юсупов, будучи полным ничтожеством, оказался не в состоянии выстрелить в Распутина и вместо него контрольный выстрел произвел офицер британской разведки и друг Феликса Освальд Рейнер. А весь заговор с убийством друга царской семьи, дескать, устроила Англия – то ли чтобы попробовать спасти российскую монархию, то ли, наоборот, чтобы погубить ее, как опасного геополитического соперника. На самом деле Освальд Рейнер, действительно подружившийся с Юсуповым еще во время учебы в Оксфорде, отметился в этой истории только тем, что в 30-е годы перевел на английский юсуповские мемуары об убийстве Распутина. Рейнер умер только в 1961 году, но никаких воспоминаний о том, как он якобы добивал Распутина, не написал – хотя они могли бы принести ему целое состояние. Нет даже никаких указаний на то, что Рейнер вообще находился в Петрограде в годы Первой мировой войны. Так что версия об английском контрольном выстреле кажется высосанной из пальца – как, впрочем, и весь сериал.

 

Борис Соколов,

Грани.ру, 3 ноября