Украина

 

Будет ли Рада сама себе рада?

 

О крайне тяжелом положении, в котором Украина оказалась из-за агрессии «братской» России и трусливо-предательской реакции на нее Запада, мы писали много, пишем и в этом номере. Но немалая доля вины за положение, в котором оказалась Украина, лежит на самих украинцах, особенно на украинской элите.

 

Это отдельная большая тема, которой мы не касались, пока идет война, чтобы не оказаться в роли сыпящих соль на раны.

 

Но одну тему мы не можем откладывать, а именно: можно ли ожидать улучшения во внутренней политике Украины с избранием нового состава Верховной Рады и назначением нового правительства страны? Будут ли, наконец, проведены в жизнь давно назревшие реформы? И не окажется ли опять, как после Оранжевой революции, процесс обновления подорван двоевластием, заложенным в не очень удачной конституции Украины 2004 г.?

 

Поиску ответов на эти вопросы и посвящена данная статья.

 

Выборы в Верховную Раду 8-го созыва состоялись 26 октября, а первое ее заседание – только 27 ноября. Месяц ушел на выработку коалиционного соглашения. В мирное время это было бы ничего, но в нынешних условиях – непозволительная роскошь.

 

Еженедельник «Зеркало Украины» в №46 от 5 декабря приводит на этот счет мнение бывшего президента Грузии  Михаила Саакашвили, находящегося ныне в Киеве. Исходя из собственного опыта и наблюдая за путинской агрессией в Украине, он считает: «Чтобы спасти страну у украинской политической элиты есть максимум 6 месяцев. Нет ни одного дня, который они могут позволить себе потерять».

 

У нас складывается очень осторожное впечатление, что Путин, ввиду тяжелого экономического положения России, немного хвост поджал. Но не исключено и другое – что именно это может толкнуть его с началом весны на новое обострение авантюры в Украине. Да и социально-экономическая ситуация в самой Украине требует от руководства страны быстрых и решительных действий. Промедление с реформами может отвратить Запад от оказания Украине позарез необходимой ей финансовой помощи.

 

Казалось бы, все шло хорошо: коалиция пяти проевропейских партий имеет в новой Раде конституционное большинство в 302 мандата, что позволяет решать любые законодательные проблемы, вплоть до изменения Конституции.

 

Но случилось то, по поводу чего мы высказывали опасения еще сразу после победы Майдана над режимом Януковича: победители на радостях поспешили заменить восстановленную Януковичем Конституцию 1996 г. на принятую «восставшим народом» Конституцию 2004 г. Первая из них установила в Украине президентско-парламентскую форму правления, при которой главой исполнительной власти является президент. Вторая же, как считается, учредила парламентско-президентскую форму правления, когда главой исполнительной власти становится избранный парламентом премьер-министр.

 

Как мы не раз писали, в реальности наспех сколоченная Конституция 2004 г. оказалась ублюдком – согласно нее исполнительная власть оказалась разделенной между президентом и премьер-министром. Вы можете обрадоваться: дескать, разделение властей – это ведь альфа и омега демократии! Да, властей – исполнительной, законодательной и судебной. Но не одной власти – исполнительной – между двумя субъектами.

 

Позволим себе высказать крамольную мысль: уж лучше бы пока оставалась в Украине Конституция 1996 г. Да, в большинстве демократических стран принята парламентско-президентская форма власти. Но вот во Франции действует президентско-парламентская форма правления, и Франция от этого не стала недемократическим государством.

 

Но «маемо тe, що маемо» («имеем то, что имеем»). И вследствие этого маемо серьезные опасения, что тандем Порошенко-Яценюк может повторить судьбу тандема Ющенко-Тимошенко – со всеми вытекающими последствиями для Украины.

 

Это стало бы огромной радостью для человека, который когда-то сказал президенту США Бушу, что «Украина – это вообще не государство».

 

Опасения по этому поводу высказываются в Украине людьми, которые могут близко наблюдать за политической кухней страны.

 

Неоднократно к этой теме обращался известный украинский журналист Виталий Портников. Своей статье от 3 декабря он дал многозначительный заголовок: «Правительство взаимного недоверия». Коротко ее содержание:

 

«Даже процедура голосования за членов нового кабинета министров продемонстрировала, насколько велико взаимное недоверие у участников новой коалиции. Удивляться этому не приходится, так как у фракций, сформировавших действующий кабинет министров, совершенно различные представления о собственном будущем и инструментарии руководства страной.

 

Блок Петра Порошенко по определению не может отстаивать модель, в которой именно премьер и правительство будут определять наше будущее: иначе зачем главе государства именной блок? Таким образом, блок делегировал в кабинет министров способных отстаивать президентские интересы… „Народный фронт“, напротив, сориентирован именно на сильное правительство, а не на сильного президента – иначе и не может быть, когда твой лидер списка – премьер-министр.

 

Конечно, можно было бы помечтать о мудрости главы государства, который мог бы дать возможность премьеру поработать хотя бы для того, чтобы его не обвинили в давлении на правительство и ответственности за те или иные решения, которые необходимо было принять, да вот президент помешал. Но, зная Петра Порошенко, который все и всегда любит делать сам, особых иллюзий относительно того, что два центра силы исчезнут, я не питаю…

 

Выходом из этого могло бы стать превращение Арсения Яценюка в премьера при президенте – это, конечно, было бы прямым нарушением действующей Конституции, но привело бы к минимизации центра силы. Но после успеха на парламентских выборах Яценюк, конечно же, не откажется от борьбы за реальную власть. При этом он не откажется и от делегирования ответственности противоборствующей стороне. Когда премьер говорит, что на место министров, которые не справляются, придут другие – это и означает, что очень скоро мы услышим о некомпетентности и ошибках выдвиженцев Блока Петра Порошенко…

 

Именно поэтому новое украинское правительство, как и любой кабинет, сформированный по неправильному алгоритму, будет, скорее, правительством взаимного недоверия, чем правительством  реформирования страны. Но в результате поможет сформировать правительство по правильному алгоритму – уже через несколько месяцев. Хотя, вполне возможно, что дорога к такому сформированию будет идти через досрочные парламентские и даже президентские выборы».

 

Это следует понимать так, что, по предположению автора, народ (новый Майдан), недовольный неслаженной работой президентской команды и правительства, сметет новую власть, и приведет к власти других людей. В связи с этим напомним о статье Портникова «Люди с улицы Орджоникидзе», опубликованной нами в предыдущем номере газеты, в которой он считал, что данный состав «Верховной Рады», избранный по неудовлетворительному законодательству, должен сыграть роль Учредительного собрания, разработать более совершенный избирательный закон, а затем самораспуститься с тем, чтобы «уступить место парламентариям, в честности избрания которых  уже никто не усомнится».

 

Что тут можно сказать? Во-первых, это ненаучная фантастика, а во-вторых, даже при кристально честных выборах народных депутатов, если не будет доведена до ума Конституция Украины, сохранится двоевластие со всеми возможными последствиями.

 

Но что говорят о сложившейся ситуации другие наблюдатели? В «Зеркале недели», № 46, опубликована большая статья, в которой группа из 16 авторов дает оценки всем назначенным членам нового правительства Украины.

 

Некоторые министры получили вполне положительные оценки, как, например, такая важная фигура как министр иностранных дел Павел Климкин, другие – не очень. За недостатком места мы остановимся только на главной фигуре – премьер-министра Арсения Яценюка.

 

Как и для всех членов правительства, дается оценка уровня компетентности для вверенного поста: «Как ни странно, но лучший ответ на этот вопрос дал Юрий Луценко: „Поддержка А. Яценюка на должность премьера 27.11 означала уважение к результатам народного волеизъявления и признание его личной квалификации. Однако невозможно не признать две ключевых проблемы предыдущего Кабмина. Во-первых, за 8 месяцев он так и не начал реформ. И ссылки на войну не принимаются. Наоборот, в это критическое время только радикальные реформы являются путем к победе. 

 

Вторая проблема – коррупция (Украина в 2014 году переместилась со 136-го на 142-е место по уровню коррупции). Сотни миллионов и дальше разворовываются практически в каждом ресурсном министерстве. Взяточничество остается характерным признаком власти“».

 

Несколько странно, что авторы не нашли другой оценки компетентности премьер-министра, кроме как из уст главного менеджера «конкурирующей фирмы». Юрий Луценко ныне возглавляет «Блок Петра Порошенко». Но, правда, что касается свидетельств разгула коррупции уже при новой власти, то их более чем достаточно.

 

Обратимся еще к статье главного редактора «Зеркала недели» Юлии Мостовой в №45 от 28 ноября, на второй день после первого заседания Верховной Рады 8-го созыва. Статья озаглавлена «Премьерный показ». Самое главное из нее:

 

«Первое заседание Верховной Рады VIII созыва состоялось. Спектакль удался. Главные герои справились со своими ролями весьма неплохо: президент Порошенко светился счастьем и оптимизмом на похоронах собственной мечты об абсолютной власти; премьер Яценюк, согласно образу вечного камикадзе, хмурил брови под грузом тяжелейших задач, стоящих перед экономикой, и ликовал в душе по поводу сохранения за собой должности главы исполнительной власти…

 

Весь нижеследующий текст людям, уверовавшим, что Майдан изменил качество власти раз и навсегда, лучше не читать. Там не будет ничего о реформах о них в высшем кругу не говорили; не будет рассказа о попытках сторон пристыдить друг друга именем павших; не будет и следов от проб унять пышно цветущую коррупцию только переделить…

 

Для Петра Порошенко шоком оказались результаты народного волеизъявления 26 октября. Петр Алексеевич, с первого дня оглашения итогов президентских выборов рассчитывавший на собственное большинство в новой Раде и сформированное им же новое правительство, долго не мог переоосознать себя в новых реалиях. Поставленной цели он принес в жертву качество обороны страны, постмайданный запал миллионов граждан, надежду общества на неотвратимость наказания для преступных „пoпередников“ („предшественников“, ..то есть клики Януковича. – И. З.) и укрощение олигархов…

 

Порошенко не хотел видеть на посту премьера Арсения Яценюка. Завертелось колесо встреч с потенциальными членами коалиции, олигархами и советниками, которые в общении с ZN.UA настаивали, что в случае с президентом, говорящим о премьерстве лидера „Народного фронта“, зубовный скрежет не метафора. 

 

Петр Порошенко осознавал, что через 6 месяцев после президентских выборов его тренд является нисходящим, яценюковский восходящим, и поэтому видел в нем не просто главу ресурсной исполнительной власти, а политика с президентскими амбициями…

 

Петр Алексеевич верит в свой гений и не сомневается в том, что с дополнительной нагрузкой в виде премьерства он бы отлично справился…И голоса для броска Яценюка через бедро у Петра Алексеевича были. И кандидатура, способная прикинуться премьером, тоже была».

 

То есть Порошенко, не получивший на парламентских выборах преобладающего, как он надеялся, большинства мандатов, позволяющего ему сформировать правительство со своей креатурой во главе, через которую он мог бы управлять страной как при чисто президентско-парламентской форме правления, теперь, по мнению Юлии Мостовой, планировал сделать то же самое, склепав в Раде коалицию без участия партии «Народный Фронт» Яценюка.

 

Что-то это весьма сомнительно. Без голосов «Народного фронта» Порошенко конституционного большинства (300 мандатов) точно бы не получил. И даже для простого большинства ему бы пришлось включить в коалицию «Оппозиционный блок», состоящий из бывших членов Партии регионов. Но в этом случае он бы, без сомнения, лишился голосов «Самопомочи» и «Батькивщины», и от него бы отвернулись избиратели.

 

Но цитируем Мостовую дальше: «Не было только четкого понимания того, что делать с Яценюком на свободе: как наверняка не допустить развития перспектив конкурента. И пока Петр Алексеевич укладывал пазл с ответом на последний вопрос, приехал хмурый после празднования именин Байден, и Байден их рассудил…

 

Сказать, что Арсений Петрович в своем стремлении к премьерству не рассчитывал на поддержку Запада и, в первую очередь, США, будет неправдой. Яценюк неглупый человек. У него быстрый, изворотливый ум. Просто он не государственный. Вы можете вспомнить реформы, проведенные Яценюком на посту министра экономики? А иностранных дел? А во главе Верховной Рады? Отсутствие реформ за восемь месяцев его правления экономикой страны, состояние которой вопиет о радикальных изменениях, – не моя придумка. Это констатация, озвученная нашими западными партнерами, а что еще важнее – донорами. Но в политике есть вещи важнее способности к государственным преобразованиям. Есть талант нравиться. И не только избирателям. Главное – старшим. По возрасту или по званию».

 

Но считать, что Яценюк американским и прочим западным политикам «просто понравился» представляется все же наивным. Что-то важное для государственного деятеля они в нем, вероятно, разглядели.

 

Конечно, счет, предъявляемый Юлией Мостовой Яценюку – серьезный: за 8 месяцев даже не приступил к реформам, ничего не сделал для ослабления коррупции…

 

Но что касается последнего пункта, то вина в не меньшей. по крайней мере, степени может быть возложена на президента. Генеральный прокурор страны – это,  по Конституции, его креатура.

 

Из сообщения «Укринформа»: «Народное вече, которое собралось на Майдане 30 ноября, утвердило обращение к президенту Украины об освобождении от должности Генпрокурора Виталия Яремы за „тотальный безнаказанный разгул бандитизма и коррупции в Украине“…

 

По словам присутствующего на вече новоизбранного депутата Сергея Иванова, размеры взяточничества в прокуратуре при Яреме выросли до небывалых размеров.

 

„Говорят, даже при Пшонке (генпрокурор 2010 – 2014 годы) такого размера взяточничества не было, как при Яреме. Я общаюсь с работниками прокуратуры, потому что я до узурпации донецким кланом также там работал, и слышу от ребят, которые там оставались, что такого объема коррупции ни при Потебенько (генпрокурор 1998 – 2002 годов), если вспомнить совсем уже демонические фигуры, ни при Пискуне (генпрокурор 2002 – 2003 годов) не было“, заметил Иванов». 

 

Печальная картина, независимо от того, кто в ней больше виноват – Яценюк или Порошенко. Выше мы привели такие данные: «Украина в 2014 году переместилась со 136-го на 142-е место по уровню коррупции». А вот о чем сообщил Владимир Надеин  в статье «Итоги недели. Как нас послали два президента» 5 ноября в «Ежедневном журнале»:

 

«Только что международное агентство Transparency International опубликовало „рейтинг стран мира по уровню восприятия коррупции“. Обе наши страны позорно замыкают список. Россия делит 136-141 места с Ираном, Камеруном, Кыргызстаном, Ливаном и Нигерией. Украина расположилась на следующей ступеньке, разделяя 142-145 места с Коморскими островами и Угандой».

 

То есть Украина вместе с некоторыми «счастливчиками» не просто занимает 142-е место в этом рейтинге, но это еще последнее место, или по-другому – высшая ступенька на этом пьедестале позора. Но рядом, на второй ступеньке, стоит Россия со всей ее путинской «стабильностью».

 

Не утешает, но Путин не так давно стыдил Украину за разгул коррупции в ней…

 

Нельзя не сказать о ноу-хау, которое придумал Порошенко, чтобы побороть коррупцию. Не пугайтесь: конечно, не совсем ее, клятую, ликвидировать, а хотя бы уменьшить. Способ прост: пригласить на важные посты в правительстве иностранцев. И пригласили: министром финансов – Наталию Яресько, американскую гражданку украинского происхождения, министром экономики – литовца Айвараса Абрамавичуса; министром здравоохранения – грузина Александра Квиташвили. Как только эти варяги приживутся в среде, кишащей коррупционерами?...

 

И другой важнейший вопрос: есть ли надежда на то, что Украина, вопреки двоевластию, не повторит провала Оранжевой революции? Должны же нынешние дуумвиры, при всех их амбициях, учесть тот печальный опыт. Тем более, что второй провал обойдется Украине гораздо дороже.

 

Deutsche Welle 26 ноября опубликовала статью киевского автора Сергея Руденко – журналиста, телеведущего на украинском канале ТВі, автора книг об украинских политиках. Он признает: «Противостояние президента Петра Порошенко и премьер-министра Арсения Яценюка – главная интрига в новой Раде. Очевидно, что конфликта им не избежать».

 

Тем не менее, он приходит к следующему заключению: «Как бы там ни было, но и у первой, и у второй, как, впрочем, и в остальных группах влияния в Раде достаточно сильно развит инстинкт самосохранения. Именно он, а еще страх перед новым Майданом – те движущие силы, которые будут подталкивать депутатов к реформам. Иного пути у нынешнего парламента просто нет».

 

27 ноября русская редакция Deutsche Welle опубликовала статью другого киевского автораЛилии Ржеутской, которая высказывает похожее мнение: «„В парламенте есть новые люди, которые будут давить на парламент изнутри. Они вынуждены будут так делать, исходя из инстинкта самосохранения, иначе этот парламент проработает не более года. Им придется проводить реформы“, уверена директор Фонда демократических инициатив Ирина Бекешкина…

 

По словам аналитиков, на новоизбранных депутатов сейчас будут „давить“ гражданское общество и Запад, который предоставил Украине большие кредиты для стабилизации экономической ситуации. Заместитель директора Агентства моделирования ситуаций Алексей Голобуцкий уверен, что международные кредиты от США и европейских стран будут сдерживающим фактором того, что новая коалиция не начнет снова ссориться за должности и сферы влияния и не спровоцирует политический кризис, как уже было в истории Украины после „оранжевой революции“».

 

5 декабря в «The Wall Street Journal» под заголовком «Спустя год Украина обновилась» была опубликована статья украинского президента. Сказав много подобающих случаю слов, Петр Порошенко, верующий христианин, так заключил свою статью: «Священное Писание учит, что царство, разделенное само в себе, не может устоять. Мы не дадим врагу этого шанса. День ото дня украинцы объединяются как граждане, как правители и как европейцы».

 

Может, стоить вывесить в администрации президента Украины, в Верховной Раде, в правительственных апартаментах плакат с одним и тем же текстом: «Если вы из-за своих личных интересов и гонора опять доведете Украину до провала, один очень заботящийся об Украине человек скажет: „Видите, я же говорил, что Украина – это не государство“».

 

Может, на этот раз украинским властителям  хватит ума или хотя бы инстинкта самосохранения не наступить на те же грабли, что их предшественники?

 

Надежда умирает последней…

 

Израиль Зайдман