Экономические итоги года на этот раз подводить особого смысла нет. Достаточно выйти на улицу, поднять глаза и упереться взглядом в навязчиво маячащий на каждом углу курс доллара и евро, забежать в магазин, открыть свежую газету, чтобы удостовериться: кризис, из которого, в отличие от предыдущих потрясений, никакого выхода не просматривается, в полном разгаре.
Экономический прогноз в нынешних обстоятельствах – дело тоже не слишком благодарное. Гадать, сколько будет стоить нефть, а сколько доллар, на сколько процентных пунктов упадет российский ВВП и станет ли реальностью последнее упование власть предержащих – на девальвацию и импортозамещение – тоже бессмысленно. Поскольку на горизонте просматривается сценарий, при реализации которого все вышеперечисленное станет абсолютно неважным и второстепенным. Поэтому в этом году, вопреки традиции, вместо экономических итогов года прогноз, причем отнюдь не экономический.
В начале года Путин, который уже сейчас дозрел до того, чтобы «сдать» пресловутую Новороссию в обмен на хотя бы частичную отмену санкций, предпримет новую попытку. Но говорить с ним никто уже не будет. Просто весной хорошо экипированные украинские войска наведут порядок на мятежных территориях, причем сделают это довольно быстро. Путинская команда, освобожденная от почетной, но не слишком приятной обязанности кормить сепаратистов, пошумит для порядку, но предпринимать ничего не будет. Но этим дело не закончится. Сразу после этого, практически одновременно начнутся процессы возврата военными средствами Крыма Украине, Приднестровья Молдавии, Северной Осетии и Абхазии – Грузии. А заодно, что менее вероятно, но не невозможно – Сахалина и Курил Японии. Любая попытка Путина воспрепятствовать этим процессам натолкнется на молчаливое ужесточение санкций со стороны Запада.
Уже к исходу лета Путин будет отправлен в отставку, в стране будет введено чрезвычайное положение, объявлен запрет на хождение иностранной валюты. Начнется процесс национализации банков и промышленных предприятий. Свободный въезд и выезд из страны будет закрыт. В крупных городах осенью начнет вводиться карточная система распределения продовольствия. Ряд российский регионов захочет выйти из состава России, более того, у кого-то (например, у Калининградский области) это получится. На остальной территории изрядная часть населения с пониманием отнесется к призыву сплотить ряды перед лицом внешнего врага и уничтожить внутреннего. После одного-двух показательных процессов над «пятой колонной» и «иностранными агентами» возмущенная общественность на местах приступит к искоренению антироссийского элемента.
Какова вероятность того, что события в наступающем 2015 году будут развиваться именно так? Пока она ниже 50%, однако еще год назад она исчислялась десятыми долями процента, а теперь – десятками процентов. А это уже слишком много, чтобы подобный сценарий просто игнорировать. И значит надо быть к нему готовым. Хотя бы морально.
Максим Блант,
«Ежедневный журнал», 31 декабря