Итоги и перспективы/их отсутствие

 

Праздник на краю

 

Эта новогодняя ночь в Москве была, возможно, самой шумной и веселой за последние десятилетия. Четверть миллиона москвичей провели ее на улицах столицы России. В пробку на московских улицах можно было попасть и в 2 и в 3 часа ночи. Перед Новым годом у банкоматов выстраивались многометровые очереди: люди спешили снять деньги, чтобы накрыть праздничный стол и порадовать близких подарками. Фейерверки не стихали до утра, а утром канонада продолжилась…

 

Был праздник. Люди радовались, поздравляли своих близких и слушали поздравление президента Владимира Путина, которого большинство из них поддерживало. Президент сообщил, что новый, 2015 год, наступил. Потом объяснил, что любовь к Родине у россиян проявилась в том, что Крым и Севастополь от Украины теперь перешли к России, и объявил, что в победе на Олимпиаде заслуга всех граждан страны. Я попытался понять, в чем, например моя заслуга в победе Вика Уайлда или Виктора Ана, американца и корейца, принесших России пригоршню золотых медалей, но так и не понял. Также мне было непонятно, почему любовь к Родине обязательно должна проявляться в захвате чужих территорий. У большинства россиян, видимо, таких вопросов не возникло.

 

Если вернувшись с праздничных улиц Москвы включить компьютер и зайти на ленту новостей, то попадешь в совершенно иной мир. Вот первая пятерка российских новостей на 1.01.2015:

 

1.   С 1.01.2015 меняется схема начисления пенсий – минимально необходимый стаж вырастает с 5 до 15 лет. Для миллионов людей, у которых их труд не нашел отражения в трудовой книжке – индивидуальных предпринимателей, домохозяек и прочего «несистемного» трудового люда – эта новация создает весьма туманное будущее.

2. В 20 регионах России отменены электрички. Жители сотен деревень и поселков будут отрезаны от Большой земли. С учетом размеров «маятниковой миграции» в регионах России для многих это будет не только культурная, но и финансовая катастрофа.

3. В Томске отключена от эфира телекомпания ТВ-2 – лучшая региональная, а, пожалуй, что и просто лучшая телекомпания России. После полуночи зрители увидели на своих экранах рябь, так называемый «белый шум».

4. С 1.01.2015 запрещена реклама на кабельных телеканалах России. Это коснется почти полутора тысяч телеканалов и означает практически неминуемую гибель остатков независимого телевидения в России.

5. Итог года для национальной валюты России: по состоянию на 1.01.2015 рубль за год подешевел по отношению к доллару на 41%, по отношению к евро – на 34%. Примерно настолько уменьшились доходы и накопления россиян за 2014 год.

 

Список новостей, играющих «на понижение» можно продолжать долго, включив туда новости о резком ухудшении условий предпринимательской деятельности в России. В списке новостей, «играющих на повышение» нет ничего, ни одной новости, кроме того, что Крым по-прежнему наш, а Путин по-прежнему наш президент. Что должно произойти, чтобы россияне перестали считать эти две новости хорошими, а точнее, чтобы они поняли, что между этими двумя новостями и длинным списком плохих новостей есть причинно-следственная связь?

 

Мэтью Камински пишет в Wall Street Journal: «Часто говорят, что российская история берет курс то на хаос, то на диктатуру. Владимир Путин – тот редкостный кремлевский лидер, который соединил оба эти состояния». Надо признать, что пока этот странный гибрид – хаоса и диктатуры – многим нравится. Он затрагивает старые, многократно описанные русские архетипы: стремление к воле и к твердой руке одновременно. Под занавес уходящего года власть, в этот раз, надев судебную мантию, совершила подлость, уникальную даже по меркам нынешнего подлого времени. В суде над братьями Навальными был вынесен приговор: Алексею – 3,5 года условно, Олегу – 3,5 года колонии. Понимая, что Навального тюрьмой не сломить, и не желая делать из оппозиционера Нельсона Манделу, власть выбрала самый подлый вариант, решив сломать жизнь брату оппозиционера, ударив Алексея Навального в незащищенное место – в семью.

 

В новогоднюю ночь на улицах Москвы было четверть миллиона. Сутками раньше, 30 декабря, узнав о подлом приговоре, к Манежной площади вышло на два порядка меньше. Если бы вышло столько, сколько захотело встречать Новый год на улице, Россия вошла бы в 2015 год другой страной. Страной без санкций, без всемирной изоляции, зато с пенсиями, электричками и независимым телевидением. Страной без Путина и без Крыма, зато с будущим. А пока в России праздник. Праздник на краю. Он немного затянулся, но он все равно закончится. Как любой праздник.

 

Игорь Яковенко,

Igoryakovenko.blogspot.ru, 1 января