Отечественная война

 

Украине – быть или не быть – Путину

 

События на Украине и вокруг нее, похоже, подошли к своему апогею, когда решается вопрос, кому из двоих быть – Украине, как независимому государству, или Путину, как президенту России. Впрочем, для Путина вопрос стоит кардинальнее, как в свое время для Муаммара Каддафи или Саддама Хусейна.

 

Месяц назад казалось, что ввиду тяжелого экономического положения, в котором оказалась Россия, Путин поджал хвост и, возможно, удовлетворится тем, что ему оставят Крым, а «Новороссию» он готов слить.

 

25 декабря теперь уже прошлого года «сам» Лавров в интервью газете «Коммерсантъ» заявил, что Россия больше не настаивает на федерализации Украины. Он подчеркнул, что сейчас приоритетной задачей является проведение переговоров. Необходимо решить вопросы языка, культуры, распределения налогов, руководства регионов и их отношений с Киевом. Ну, так это то, что предусмотрено программой реформ в Украине.

 

А 2 января Александр Бородай, бывший глава ДНР, назвал преждевременным создание Новороссии на востоке Украины. «Новороссии-то нет. Мы все, конечно, употребляем этот термин, но это фальстарт, если честно. Новороссия – это идея, это мечта, скажем так. Это идея, которая не воплотилась в жизнь, не воплотилась по целому ряду объективных условий», – сказал он. Но почему-то из множества этих условий он назвал только одно: «условия мирового кризиса, очень тяжелых для России»,

 

Я бы не сказал, что в мире сейчас свирепствует всеобщий кризис. В России – таки да, но он рукотворный, она сама себе его от своей спеси и устроила.

 

Откуда вдруг взялись в Украине «сепаратисты»?

 

Путин, а вслед за ним Лавров, Песков и прочая и прочая твердят, что конфликт в Украине чисто внутренний, между населением Юга и Востока Украины и центральной властью. А Россия тут не причем. Она только взирает на эту междоусобицу и руками всплескивает.

 

Но прочтите еще раз, какие вопросы, по Лаврову, необходимо решить в этом кризисе. И как, по-вашему, для этого обязательно надо было устраивать вооруженное восстание?

 

Deutsche Welle 7 января под заголовком «Россия хочет парализовать Украину» опубликовала интервью своего корреспондента Натальи Соколовской с немецким правозащитником и публицистом Вольфгангом Темплиным, который недавно побывал в Донбассе. Предлагаем вам фрагменты из него.

 

DW: Вы недавно побывали в Донбассе. С какими впечатлениями вернулись?

 

Вольфганг Темплин: Я совершил две поездки – в ноябре и декабре. Побывал в той части Донбасса, которая находится под контролем украинских властей. По соображениям безопасности наша правозащитная миссия не смогла побывать на оккупированных сепаратистами территориях. Но мы поддерживаем контакт с людьми оттуда, благодаря которым у нас сложились впечатление о ситуации в этих регионах.

 

– С кем вам удалось побеседовать на месте?

 

– Мы встречались с активистами, независимыми журналистами, редакторами небольших, но очень важных газет, которые работали в Донецке, Луганске и этих областях. Многим из них пришлось покинуть регион, так как во время оккупации сепаратистами они находились в большой опасности. Нам удалось побеседовать с ними в Артемовске, Краматорске и Константиновке.

 

Важно отметить, что в их словах сквозило недовольство Киевом, эти люди критично оценивают политику украинских властей. Кроме того, мы разговаривали с представителями органов госуправления и с военными. Конечно, мы не упустили возможность пообщаться с мирным населением, с людьми, с которыми мы ранее не были знакомы. Такие беседы помогают лучше понять настроения в регионе.

 

– Что вам говорили мирные жители?

 

– В целом люди часто говорили о том, что хотят больше самостоятельности. Они утверждают, что Киев их часто не слышал и не обращал на них никакого внимания. Но очень важно отметить то, что речь идет о стремлении к большей самостоятельности в составе Украины, а не России или так называемых псевдореспублик. Наши собеседники часто очень негативно отзывались о Киеве, об украинской власти, о ее упущениях. Они абсолютно четко дали понять, что желают большей автономии в составе Украины.

 

Часть жителей признают, что они действительно поверили в то, что при сепаратистах ситуация может улучшиться, и лишь позже осознали, что те принесли только хаос и террор. Мы беседовали с теми, кто изменил свои взгляды… У меня был интересный разговор с одной женщиной, которая в своих молитвах просила Путина восстановить мир. Она твердила, что российский президент играет решающую роль в ситуации (на востоке Украины. – Ред.). Интересно, что эта женщина не является сторонницей Путина. И «решающую роль Путина» она совсем не воспринимала как что-то положительное.

 

– В одной из статей вы утверждаете, что если даже Украина отдала бы Донбасс России, это только создало бы значительные проблемы для Киева. Почему вы так считаете?

 

– Изучив ситуацию, я убедился в том, что даже если бы украинская сторона и согласилась на такой вариант, Россия абсолютно не намерена признавать оккупированный сепаратистами регион частью своего государства. Москва заинтересована в затяжной дестабилизации. Она действительно хочет отделить оккупированные сепаратистами территории, не важно под каким предлогом, так как это парализует Киев.

 

Этот регион стал бы навсегда зависимым от России, которая в свою очередь продолжала бы предоставлять военную поддержку и помощь с логистикой и инфраструктурой. В то же время Москва оставляет за собой право говорить, что это внутренний украинский конфликт, в котором украинцы сами должны разбираться. Очевидно, что это невозможно, пока Россия не остановит боевые действия.

 

– Вы также пишете, что мирное урегулирование конфликта зависит от того, когда и насколько европейская перспектива станет реальностью для Украины. Как разрешить этот конфликт?

 

– Минские договоренности сами по себе просто не эффективны. Они могут быть выполнены только лишь в случае, если европейские санкции будут и дальше последовательно действовать. Любые предложения об их отмене, в то время как Москва продолжает нарушать взятые на себя обязательства, абсолютно контрпродуктивны.

 

*  *  *

Подобных свидетельств множество. От себя добавлю, что, когда жители высказывают недовольство властью, имеется в виду не исключительно нынешняя власть, но отчасти, вероятно, она тоже. Но российскую власть люди точно не хотят.

 

Важно отметить, что по всем опросам не более трети жителей Донбасса хотели бы отделения региона от Украины, с последующим его самостоятельным существованием или же с присоединением к России. Тех же, готов воевать за это, еще намного меньше.

 

Каким же образом на Востоке Украины возникло так называемое движение сепаратистов?

 

Мы уже печатали признания по этому поводу, который министр обороны и главнокомандующий ДНР Игорь Гиркин (Стрелков) 30 ноября прошлого года дал газете «Завтра». Здесь повторим только самое главное из того текста:

 

«Спусковой крючок войны все-таки нажал я. Если бы наш отряд не перешел границу, в итоге все бы кончилось, как в Харькове, как в Одессе. Было бы несколько десятков убитых, обожженных, арестованных. И на этом бы кончилось», – заявил Стрелков, повторив, что «практически маховик войны, которая до сих пор идет, запустил наш отряд».

 

А 22 января этого года тот же Гиркин в ходе дискуссии между ним и писателем Н. Стариковым в программе «Политринг» дал важные показания, в том числе относительно событий в январе-апреле 2014 г. прошлого года, в которых он участвовал лично.

 

Текст этой дискуссии не опубликован, имеется только видеозапись. Но содержание ее прокомментировано Андреем Илларионовым, Ильей Мильштейном и еще рядом наблюдателей. В целом их оценки сходятся. Передаем главные показания Гиркина в записи Илларионова:

 

1. В середине января 2014 г. (под прикрытием легенды об обеспечении безопасности привезенных в Киев Даров волхвов) Гиркин находился в столице Украины, в том числе на Евромайдане, где осуществлял разведывательные мероприятия.


2. В Крыму Гиркин оказался, по его собственным словам, с 21 февраля – как минимум за 2 дня до бегства Януковича из Украины и в тот же день, когда в Киеве было подписано соглашение между Януковичем и тремя лидерами оппозиции. В Крыму Гиркин появился не один, но вместе с «отрядом ополченцев». Появление Гиркина в Крыму 21 февраля полностью согласуется с фактом начала российской военной операции против Украины 20 февраля – тогда, когда полномочным президентом Украины был еще пророссийский Янукович, когда революция Майдана еще не свершилась…

 

3. Гиркин назвал «чушью» официальную российскую версию крымских событий, изложенную Стариковым: «три фактора, три составные части успеха – единый народ выступил за присоединение к России; правоохранительные органы полностью поддержали этот „народ“; легитимная власть встала на сторону „народа“».

4. Гиркин пояснил, что на сторону «народа» перешел только «Беркут»: «Все остальные правоохранительные органы – МВД – находились под властью Киева, выполняли приказы Киева. И не выполняли указания, которые им давала новая власть... Я уж про армию украинскую вообще не говорю. Армия как подчинялась Киеву, так и продолжала подчиняться. Да, неохотно, тоже саботировала... Но подчинялась. Более того, большая часть подразделений в итоге осталась верна Киеву и вышла с территории Крыма».

5. Гиркин сообщил, что он «не видел никакой поддержки со стороны органов государственной власти Крыма, не было ее. Депутатов собирали ополченцы, чтобы загнать их в зал – что уж там говорить. Я был одним из командиров этих ополченцев. Я видел это все изнутри, собственными глазами»

6. Главной причиной успеха операции по оккупации Крыма и относительных неудач операций по захвату Донецкой, Луганской и других областей Украины Гиркин назвал наличие российских вооруженных сил в Симферополе и Севастополе и их отсутствие на территории других украинских областей: «Если бы в Донецке и Луганске стояли бы БТРы российской морской пехоты, все было бы то же самое. Более того, то же самое было бы в Харькове. И в Николаеве. И в  Одессе. И везде. Единственный фактор, который отсутствовал [там] и присутствовал в Крыму – это наличие российских войск, однозначно занявших позицию поддержки...»

 

*  *  *

Таким образом, что бы не талдычили Путин с Лавровым, можем констатировать: как по показаниям жителей Донбасса, так и по свидетельствам одного из главных действующих лиц в украинских событиях со стороны России, без российского вмешательства никакого вооруженного сепаратистского движения ни в Крыму, ни в Донбассе не было бы.

 

Украинские сепаратисты сегодня

 

Если в начале эпопеи «Новороссия» Гиркину и прочим российским инициатором удавалось своими посулами завлечь в свое «ополчение» часть местных жителей, то по мере того, как истина прояснялась, этот источник ландскнехтов стал иссякать. Мы ранее приводили жалобы Гиркина на то, что местные не рвутся в его ополчение.

 

И ряды «сепаратистов» стали все более заполняться искателями приключений, а еще более – искателями денег из России и других стран, а также, часто из-под палки, кадровыми российскими военнослужащими.

 

Фактически это было уже войско не сепаратистов, а наемников. Внутри этого сброда все чаще возникают конфликты. Так, РИА «Новости» 2 января сообщило: «При задержании 1 января 2015 года „Бэтмен“ – Александр Беднов – отказался выполнять законные требования сотрудников спецподразделения разоружиться и оказал ожесточенное вооруженное сопротивление, в результате перестрелки он был убит.

 

Как сообщается, в июне 2014 года бойцы батальона пытали 13 местных жителей, один из пострадавших скончался. При обыске в местах проживания бойцов изъято более 100 единиц огнестрельного оружия, боеприпасы, деньги и награбленное у местных жителей имущество».

 

Позднее в Сети появились фотографии расстрелянных машин и трупов убитых бойцов батальона. Выжившие бойцы, как сообщалось, поклялись отомстить за своего командира.

 

А вот сообщение в Newsru.com от 26 января: «Главарь „казацких“ банд в Луганской области Николай Козицын объявил „ЛНР“ бандформированием и пригрозил покончить с ней „на войсковом уровне“. „Дележка, значит, движимого, недвижимого, присвоение чужого себе, – вот этим занимается сегодня „ЛНР“. Ничего не строит, ничего не делает... Я думаю, что мы поставим вопрос на войсковом уровне и решим его раз и навсегда“, – говорит Козицын на собрании с „казаками“.

 

„Никакого ЛэНээРа там нет, бандформирование собралося... непонятно, кто их финансирует, кто их вооружает... Убивают, грабят людей, насилуют. Грабят банки, а списывают на казаков... И гуманитарная помощь вся идет сквозь пальцы“, – возмутился он. „Одного убили командира полевого, второго убили, третьего убили, сейчас еще одного вчера разоружили“, – добавил Козицын.

 

Один из главарей „казачьего полка“, самопровозглашенный „мэр Первомайска“ Евгений Ищенко был уничтожен после того, как выступил с критикой в адрес главы „ЛНР“ Игоря Плотницкого».

 

Козицын возглавляет русских казаков, которые посчитали своим «священным долгом» принять участие в защите русского населения Донетчины от киевских «укрофашистов». Их самих неоднократно уличали в мародерстве и других преступления против «спасаемого» населения. В общем, что-то не поделили…

 

А вот интересная информация сайта Обозреватель.Ru от 18 января из самой Москвы: «Сотрудники московского ОВД „Печатники“ получают за месяц боев с украинской армией на Донбассе по 280 000 рублей. Об этом они похвастались задержанной за прослушивание гимна Украины участнице РОД „Майдан без границ“ Кате Мальдон. При разговоре присутствовал и второй свидетель, корреспондент „Граней.ру“ Александра Агеева.

 

После попытки узнать, сколько денег получают оппозиционеры от Госдепа за проведение протестных акций, полицейские простодушно сознались, что неоднократно выезжали и выезжают в Донбасс и ведут бои с регулярной армией Украины. Такса такова – за 2 месяца боев – 560 тысяч рублей. „Три раза съездил, пострелял в „укропов“, вот тебе и квартирка, – похвастались деревенские „слуги закона“».

 

Для них, зомбированных кремлевской пропагандой, «укропы» теперь – заклятые враги. Поехать пострелять «укропов» для них – это все равно что пострелять куропаток. Да еще так хорошо оплачивают…

 

Мариупольская трагедия

 

13 января ракетами системы «Град» под Волновахой был поражен пассажирский автобус, в результате чего 12 человек погибло и 17 были ранены. Сепаратисты завели обычную песню: это не мы, это украинцы стреляли. Но зачем силам АТО свою территорию обстреливать. А сепаратистам было зачем: невдалеке находится блок-пост украинских сил, и бандиты промахнулись.

 

И специальная мониторинговая миссия ОБСЕ, действующая в зоне боевых действий, по воронкам установила, что обстрел осуществлялся с северного – северо-восточного направления, с территории, контролируемой сепаратистами.

 

23 января в самом Донецке минометными снарядами была поражена троллейбусная остановка – 13 убитых. Первая версия, которая была выдана средствами массового оболванивания РФ и их марионетками из «ДНР» обстрел силами АТО. Мол, хотели попасть в военное училище, где расположена военная база, но промахнулись. Эта версия исчезла из обращения так же быстро, как появилась. Ибо максимальная дальность стрельбы из миномета – 8 км, а тяжелое вооружение сил АТО находилось на расстоянии не менее 15 км от места поражения.

 

Концепцию меняли на ходу. Вторая версия, рожденная там же, где рождались идеи со взрывами жилых домов в Москве, гласила, что украинская диверсионная группа перемещается по Донецку с минометом. Миномет прячут то ли в мусоровозке, то ли в «маршрутке». Ездят по городу и убивают мирных граждан.

 

Специалистов ОБСЕ к месту трагедии не допустили.

 

А на следующий день глава самопровозглашенной республики Александр Захарченко заявил на церемонии возложения венков у остановки, где погибли люди: «Сегодня началось наступление на Мариуполь. Это будет самым лучшим памятником всем нашим погибшим». .

 

Но очень скоро он осекся. Стало известно,  что утром 24-го, как только наступление началось, в результате артиллерийского обстрела одного из микрорайонов Мариуполя было убито 30 и ранено более 90 человек.

 

Как обычно, сепаратисты обвинили в этом украинских военных. Что выглядело нелепым с самого начала: о наступлении на город объявила одна сторона, а обстреляла его зачем-то другая. Что обстрел из «Градов» осуществили сепаратисты, вскоре подтвердили наблюдатели ОБСЕ, а также представители Human Righn Watch и очевидцы из числа журналистов и гражданского населения.

 

Вряд ли это было намеренным актом: просто, собравшийся на стороне сепаратистов сброд ни во что не ставит жизни гражданского населения Украины.

 

Благие надежды

 

Надо сказать, Ангела Меркель еще задолго до этой трагедии лично предупредила Пуитина, что наступление пророссийских сил на Мариуполь неизбежно вызовет новый этап санкций в отношении России. И трагедия в Мариуполе, как казалось, вызвала взрыв негодования во всем цивилизованном мире. Что породило надежды, что мир этот отреагирует, наконец, должным образом на попирающую все нормы международного права путинскую агрессию в Украине. Особенно сильно эти надежды выражала либеральная интеллигенция самой России.

 

В качестве примера предлагаю заметку Лилии Шевцовой:

 

Переполненная чаша

 

ПУТИНСКОЕ «ПРИНУЖДЕНИЕ К МИРУ». Через превращение военной агрессии в средство шантажа. Причем, не Украины. А Запада и в первую очередь Америки, с которыми Кремль сражается в Украине. И нынешнее кровавое обострение у Кремля – даже не проявление безрассудства. Это уверенность в том, что западные слабаки отступят, прогнутся, сдадут. Ведь именно это они делали до сих пор. Ведь некоторые из них продолжали подмигивать, что готовы предложить Москве пряник. Разве не так? А потому нужно додавить! Но, видно, январская агрессия Москвы переполнила чашу. Запад будет вынужден сделать шаг, на который он еще вчера не был готов. Заржавевшее НАТО начинает пересматривать свои военные угрозы. Теперь Украина уж точно получит оборонное вооружение. А вместе с ним и инструкторов. И не потому, что западу жалко украинцев. А потому, что речь идет сегодня о восстановлении репутации и роли западного сообщества.

 

*  *  *

Подобных заявлений было много. Но, вопреки им, вопреки предупреждению Меркель, реакция Запада, как всегда, оказалась вялой. Опять же, по необходимости, ограничусь одним примером.

 

2 февраля «Der Spiegel» опубликовал заявление, сделанное от имении всей Социал-демократической партии Германии, входящей в правительственную коалицию. В нем «СДПГ выражает обеспокоенность появившейся в прессе информацией о том, что США якобы готовятся поставлять Украине вооружения для борьбы с пророссийскими сепаратистами. Украинский конфликт нельзя разрешить военными методами. Путь переговоров труден, но правилен».

 

Это даже не новый Мюнхен – это гораздо хуже. Подробнее – в следующем номере газеты.

 

Израиль Зайдман