Версии

 

Кто организовал убийство Немцова?

 

У меня практически не осталось сомнений в том, что убийство Бориса Немцова организовано российскими спецслужбами. Я уже писал об этом позавчера, а вот какие факты и доводы представляются наиболее существенными на сегодняшний день.


1. Очевидная координация убийц с аудио-прослушкой


Борис провел последние часы своей жизни в ГУМе, в кафе Боско, а убийцы поджидали его в районе Большого Москворецкого моста. Но уходить из ГУМа на юг, пешком до моста и потом через мост в Замоскворечье – это довольно экзотический маршрут. Наиболее привычным для всех является маршрут «Север» – в сторону Манежной площади. Там, например,
 ближе всего до метро (Театральная, Охотный ряд), а Борису до дома ехать всего одну станцию (от Театральной до Новокузнецкой). Метро он пользовался часто. Кроме того, он передвигался на джипе Range Rover, и нужно было знать наверняка, что он отпустит водителя и решит пойти через мост пешком (довольно экзотическое решение, особенно учитывая плохую погоду).


Почему это важно? Потому что схема движения в этой части Москвы устроена так сложно – с перекрытиями кварталов и односторонним движением – что машина убийц могла подъехать к Большому Москворецкому только с улиц Ильинка или Варварка, т.е. убийцы должны были точно знать, что Борис пойдет пешком и пойдет именно сюда. Если бы Борис решил уехать из ГУМа на машине или пойти по маршруту «Север» (к Манежной площади), дислокация на Ильинке/Варварке была бы бессмысленной.


Выдвигается версия про «украинскую спутницу-наводчицу», но в такой операции это несерьезно – Немцов мог в любой момент сказать, что у него, скажем,
 спина болит и он не хочет идти по мосту домой пешком. Для нападения на него на мосту нужно было точно знать, куда он пойдет из ГУМа. Такую информацию могла дать только аудио-прослушка.


И если по поводу того, кто мог решиться дерзко убить Немцова в 100 метрах от Кремля, еще возможны споры, то по поводу того, кто может осуществлять аудио-прослушку в районе Красной площади, никаких споров не может быть в принципе.
 

2. Самый серьезный вопрос – наружное наблюдение
 

Я уже писал о том, что за оппозиционными лидерами традиционно ведется наружное наблюдение сотрудниками ФСБ, в особенности в период менее чем за 48 часов до крупнейшей оппозиционной акции. На видеоролике с одной из камер наблюдения, вывешенном в интернете, видны какие-то два человека, которые подходят к месту убийства, потом уходят, потом снова возвращаются – возможно, это и есть «наружка», мы точно не знаем. Но конкретные вопросы здесь таковы:

 

– Велось ли в тот момент за Немцовым наружное наблюдение?

 

– Если не велось, то почему именно в этот момент оно было снято, тогда как традиционно за Немцовым ведется массированная «наружка»? Это было бы крайне подозрительно.

 

– Если наблюдение все же велось, почему оперативные сотрудники не вмешались в происходящее и не устроили погоню за преступниками, или по крайней мере не дали немедленный сигнал тем, кто в состоянии такое преследование организовать?

 

– Почему киллеры – явно хорошо спланировавшие свое преступление – не боялись столкнуться с оперативниками, ведущими наружное наблюдение за Немцовым, хотя наверняка знали что вероятность «наружки» высока?

 

 

Полагаю, что вот этот вот вопрос с «наружкой» – самое слабое место власти во всем произошедшем.


3. Бездействие ФСО


Зона преступления является одной из эксклюзивных зон постоянного наблюдения и патрулирования со стороны ФСО. Я был крайне удивлен в первые часы после трагедии слышать дурацкие комментарии о том, что якобы эта зона «не представляет интереса» для ФСО – еще как представляет, попробуйте встать там на мосту, и вы убедитесь, что оттуда легко можно шмальнуть... впрочем, не буду призывать никого к экстремистским действиям.


Здесь нужно отметить, что ФСО осуществляет не только сканирование охраняемой местности, но и физическое ее патрулирование. Наличие большого числа ФСОшных и полицейских патрулей в этом районе – круглосуточная реальность.

 

Вопрос: почему немедленно после убийства не было организовано преследование убийц, хотя оперативные руководители, ответственные за охрану этой местности, наверняка получили информацию о выстрелах немедленно? (Это ровно то что они обязаны отслеживать.) Фактически власти ограничились традиционным (и редко дающим результаты) «планом Перехват», хотя у них была уникальная возможность начать преследование убийц на месте, дать команду блокировать узкую, одностороннюю и длинную улицу Ордынка, блокировать входы в близлежащие станции метро?


Почему этого не было сделано?


Я вам скажу почему: потому что никто не собирался никого преследовать. Не знаю, существовал ли физически бегунок вроде «Подразделениям ФСО снять оперативный контроль территории на время проведения неустановленными лицами операции по устранению гр-на Немцова Б.Е. на Большом Москворецком мосту», но без чего-то такого самоустранение ФСО от происходящего мне представляется не то что странным, а просто необъяснимым – иначе как вот этим самым образом.


Еще один глобальный вопрос к ФСО: поскольку они активно мониторят район Ильинки/Варварки (а машина, забравшая убийцу, могла подъехать только оттуда), у них очень быстро после убийц должна была быть вся информация об этой машине. На этом фоне какая-то чехарда и ерунда по поводу поиска машины преступников мне представляется предельно странной.


Видеоролик момента убийства

Опубликованный в интернете видеоролик с одной из камер наблюдения (вероятно, с гостиницы Балчуг) сложно интерпретировать, так как там мало что понятно. Поэтому я предпочитаю делать свои выводы на фактах – прежде всего, трех принципиальных вопросах, перечисленных выше – а не на этом ролике. Однако ролик оставляет массу вопросов:

 

Что за «снегоуборщик», который при полном отсутствии снега движется медленно (со скоростью уборки) и фактически сопровождает Бориса, частично прикрывая момент убийства?

 

Что за двое людей, которые там постоянно бегают туда-сюда, то уходят, то возвращаются?

 

Что за машины подъезжают-отъезжают?

 

Зачем с первых часов после трагедии повсеместно официально озвучивалась версия о том, что убийца якобы стрелял из проезжающей машины, хотя теперь совершенно очевидно, что это не имело ничего общего с действительностью, и власти сразу об этом знали?

 

В целом просмотр ролика, к сожалению, только подтверждает ощущение, что убийство Немцова было не акцией дерзких киллеров, а спланированной спецоперацией с большим штатом и прикрытием. Хотя, еще раз подчеркну, это всего лишь ощущение в данном случае – ролик настолько невнятен, что делать из него далеко идущие выводы я бы не стал (кроме одного – убийство явно не было совершено из проезжающей машины, как нам поначалу рассказывали официальные лица).


Могли ли убийство совершить частные лица?


По итогам прошедших дней анализа и консультаций с бывшими сотрудниками спецслужб я убежден – нет. Немцов был такой фигурой, для устранения которой в нынешней системе необходимо согласие первого лица. Если такое сделать без согласия первого лица, то гнев первого лица (прежде всего по поводу того, что это сделали без его ведома и санкции) будет настолько силен, что киллеров обязательно поймают и выпотрошат в лесу на корм для червей еще до того, как на их место будут назначены официальными «подозреваемыми» какие-нибудь непричастные чеченцы.


Это знают все, кто лоялен системе. Пойти на такое без санкции
 «папы» – означает бросить вызов системе, бросить вызов «папе». Все эти «черносотенцы» или я не знаю кого вы там еще записываете в подозреваемые – все они это прекрасно знают. Они побоялись бы пойти на такое.


Кому выгодно?


Я говорил об этом
подробно на радио «Свобода» в субботу, но в двух словах – тем кто строит свои версии на крайне слабом предположении о том что «Путину это убийство невыгодно». Да, по ряду позиций невыгодно, именно поэтому он должен быть крайне разгневан, если нечто подобное совершили бы без его ведома.


Но в последний год Путин прекрасно доказал, что у него совершенно иные представления о том, что такое «выгодно» и «невыгодно», чем у досужих комментаторов. Он показал, что готов идти на войну, потери, санкции, международную изоляцию – все ради каких-то своих, понятных одному ему «сакральных» и «стратегических» целей. Так что «выгоды» от тех или иных событий может оценить только он сам.

По поводу Немцова, помимо общих соображений (посеять страх и устранить важного коммуникатора в оппозиционной среде), здесь работает и вот еще какое, мне подсказал один влиятельный человек: Немцов играл очень инструментальную роль в лоббировании западных санкций, много общался с западными лидерами и политиками на эту тему, в высшем российском руководстве его считают во многом «персонально ответственным» за санкции и подсказавшим, какие санкции (кредитная блокада прежде всего) будут наиболее сильнодействующими. В каком-то смысле это может быть месть, по аналогии с Литвиненко – Немцова считают не просто политиком, играющим ту или иную роль в России, а человеком, по мнению кремлинов, «виновным» в том тяжелом положении, в котором оказался путинский истеблишмент из-за санкций. Вполне реальная версия.

 

Владимир Милов,

v-milov.livejournal.com, 2 марта