Украина

 

ОБЗОР ИНОПРЕССЫ

 

О, моя бедная, абсурдная Россия

 

Жизнь в Москве граничит с театром абсурда. Абсурд прочно вошел в российскую действительность, и чем выше его концентрация в жизни, тем меньше люди замечают его, поскольку они не только зрители, но еще и главные действующие лица в этой театральной постановке. Две главные темы этой постановки – патриотизм и элементарный кризис. Так, люди до сих пор с ужасом посматривают на табло обменников, опасаясь повторения «черного вторника» в декабре 2014 года.

 

В этот день люди стали беднее всего за одну ночь. Они как всегда ехали на работу, чтобы заработать «немножечко благосостояния» для своих семей, однако в это самое время радостный голос в громкоговорителе – словно это был какой-то большой праздник – вещал о том, что 226 лет назад русские войска взяли турецкую крепость Очаков. Сейчас Очаков, как напоминает журналист, находится в той части Украины, которую российский президент Путин очень любит называть «Новороссией».

 

Большая часть жителей столицы продолжает жить своей обычной жизнью. Однако за их показным патриотизмом и демонстративным безразличием крепнет еще одно чувство – отвращение. Москва похожа на комнату, в которой лежит труп, и все присутствующие пытаются его не замечать. Этот труп – война на Украине. Он лежит в комнате, однако люди не смотрят в его сторону и не говорят о нем. Они шутят, утешают друг друга и говорят, что скоро все будет хорошо. Кто-то философствует, кто-то патриотично бьет себя в грудь. Но труп продолжает дурно пахнуть. «Только бы не смотреть в ту сторону, может быть, он исчезнет, – думают люди. – Может, очень скоро все проснутся в какой-то параллельной реальности». Но люди молчат. Слишком уж велик страх, чтобы говорить об этом трупе вслух.

 

Вообще ложь стала в России чем-то вроде традиционной ценности, без которой государство не может существовать. Так, за последний год российское ТВ создало параллельный мир, в котором к власти на Украине пришли фашисты, украинский летчик сбил малазийский «Боинг», а украинская армия распинает русских младенцев. И этот параллельный мир кажется многим людям привлекательнее реального. Да эти люди и сами, как говорится далее, не привыкли рассуждать о реальном мире. Они не могут найти общего языка, чтобы поговорить о вещах, которые находятся по ту сторону пропаганды, но являются реальностью. Путин, ведущие теленовостей и простые люди на улице говорят одними и теми же терминами, ставшими основой их взгляда на мир: «Победа будет за нами», «русские не сдаются» и «фашизм не пройдет». Иногда в этом сборнике терминов можно наткнуться на советские штампы вроде «рабочих и крестьян», иногда можно встретить даже что-то вроде «святой Руси». После развала Советского Союза Россия активно занимается поиском собственной идентичности и собирает ее из кусочков, которые порой противоречат друг другу, но имеют своей целью показать будущее в качестве реинкарнации мифического и славного прошлого.

 

Искаженным образам Советского Союза и царской России приходится существовать в этой абсурдной постановке бок о бок друг с другом. Однако последствия этого поиска идентичности реальны и ужасны. Ведь оружие существует не только на пропагандистских видео. Из него стреляют не только в набирающих все большую популярность «военно-патриотических клубах». Из него еще и убивают. Увлечением одного из лидеров сепаратистов на востоке Украины Игоря Стрелкова была как раз реконструкция исторических битв. И однажды команда Стрелкова начала реальную войну.

 

Россия все больше и больше изолируется от внешнего мира, словно она оказалась в вакуумной упаковке, констатирует Смирнова. В результате этого в стране становится все меньше свободного воздуха. Однако даже в этом хаосе и ужасе есть люди, которые не хотят быть с большинством. В настоящее время смена власти в России невозможна. Также в стране нет сил, которые бы изменили направление, в котором движется Россия. Тем не менее, сохранить свободный дух и надежду на то, что лучшие времена все же придут, еще можно, добавляет автор статьи.

 

Юлия Смирнова,

Die Welt, 16 февраля,

Инопресса.ру

 

Берлинский ответ на путинские мифы

 

Борясь с российской пропагандой, касающейся украинского конфликта, МИД Германии опубликовал восьмистраничное руководство для сотрудников под названием «Заявления России и наши ответы», сообщает Der Spiegel. В небольшом пособии приводятся контраргументы, с помощью которых немецким дипломатам предлагается опровергать постулаты российских официальных лиц по поводу событий на Украине, в том числе о том, что «Крым всегда был русским», а «к власти в Киеве пришли фашисты».

 

Так, утверждение о якобы изначальной принадлежности Крыма России в германском МИДе считают неверным. Как говорится в документе, у Крыма была очень «изменчивая история». «В древности полуостров населяли киммерийцы, тавры и греки. Во время великого переселения народов туда пришли готы и половцы. В V веке – гунны и татары. После Крым вплоть до 1744 года принадлежал Османской империи, предоставившей полуострову независимость, благодаря чему он стал отдельным государством. И только в 1783 году Российская империя присоединила Крым, в результате чего после изгнания тюркского населения его начали заселять русские, немецкие, греческие, болгарские и прибалтийские крестьяне». С 1917 года, разъясняется немецким дипломатам, Крым «входил в состав РСФСР, пока в 1954 году не был передан УССР. А после распада Советского Союза в 1991 году он остался в составе Украины, чья территориальная целостность была гарантирована Россией по Будапештскому меморандуму 1994 года».

 

Как говорится в документе далее, российские обвинения в том, что Запад использует двойные стандарты в случае с объявлением независимости Косово и в случае с отделением Крыма, некорректны. «Ситуацию в Крыму в 2014 году нельзя сравнить с ситуацией в Косово в 1999-2008 годах ни с правовой, ни с политической точек зрения, – разъясняет МИД. – Объявление независимости в Косово стало результатом провала более чем десятилетних усилий по разрешению конфликта, тем более оно не сопровождалось силовой интервенцией извне».

 

Как значится в брошюре германского внешнеполитического ведомства, не соответствует действительности и позиция российских властей, согласно которой «к власти на Украине пришли фашисты». «Да, в протестах на Майдане принимали участие радикальные и правоэкстремистские группировки, – признают авторы. – Однако в численном отношении они составляли лишь небольшую часть протестующих по всей стране и не вошли в состав временного правительства».

 

Не было на Украине, согласно версии немецких властей, и дискриминации проживающих на Украине этнических русских, о чем часто говорят в России. «Наблюдательная миссия ОБСЕ не смогла выявить угрозы для русскоязычного меньшинства, – говорится в руководстве. – Идея отменить закон о государственных языках, позволявший использовать русский язык в общественной жизни, не ущемляла права русских, так как соответствующий законопроект никогда не вступал в силу, а позднее сама идея была отвергнута».

 

Корреспондент,

Der Spiegel, 20 февраля

Инопресса.ру

 

Михаил Саакашвили: «Путин потерял терпение»

 

Экс-президент Грузии и нынешний советник украинского президента Михаил Саакашвили, проводя в интервью немецкой газете Die Zeit параллели между войной в Южной Осетии в 2008 году и нынешним конфликтом на востоке Украины, сравнил Россию с ненасытным крокодилом.

 

«Вы можете проверить, что я еще в 2008 году говорил о том, что следующей целью России станет Украина и, прежде всего, Крым, – заявил Саакашвили. – Однако главная цель русских – это Донбасс с городом Харьков, а также сухопутный коридор на юге Украины вплоть до Крыма и Приднестровья. После этого Украина лишится выхода к морю. Если подкармливать крокодила, то его аппетит будет разыгрываться все больше и больше».

 

Также экс-президент Грузии отметил, что еще во время своих первых встреч с российским лидером в 2004 году, когда «между ними были еще теплые отношения», Путин говорил ему, что Украина не является «настоящим и самостоятельным государством». Помимо этого, российский лидер, по словам Саакашвили, тогда заметил, что «НАТО не сможет защитить прибалтийские государства». «Тогда он задал мне риторический вопрос: „Неужели ты думаешь, что Запад на самом деле пошлет натовские войска из-за маленьких прибалтийских государств?“» – сказал бывший глава государства. Реальность, по мнению Саакашвили, выглядит так, словно «у Путина есть четкий план действий, и вплоть до нынешнего момента все наблюдают за тем, как он реализует его».

 

Кроме того, Саакашвили поддержал поставки американского вооружения на Украину. «В том случае, если украинская армия не получит оборонительного вооружения, в том числе противотанковых комплексов и снаряжения для своих солдат, российские танковые колонны будут продолжать свое наступление, – подчеркнул экс-президент. – Если Путин говорит о том, что хочет что-то взять, он действительно возьмет это».

 

В целом же поведение Путина со времен войны в Южной Осетии, как признает Саакашвили, сильно изменилось. «Во время войны 2008 года Путин, по крайней мере, хоть какое-то время придерживался договоренностей относительно перемирия, – добавил он. – Минское же соглашение было нарушено сразу после подписания. По сравнению с 2008 годом Путин стал действовать нетерпеливее. Он потерял терпение».

 

Штеффен Добберт,

Die Zeit, 23 февраля

Инопресса.ру

 

Вспомните Руанду. Вооружите Украину

 

«В прежние дни, во времена миропорядка после холодной войны, США получили нелегкий урок: когда мы можем что-то изменить, мы должны это делать. В Руанде мы этого не сделали, и 800 тыс. человек погибли. В Боснии мы замешкались, и более 100 тыс. человек погибли, еще 2 млн. стали перемещенными лицами до того, как мы начали действовать. Пришло время внять этому уроку и начать действовать на Украине. Сейчас», – пишет генерал армии США в отставке Уэсли Кларк, бывший главнокомандующий НАТО в период войны в Косово.

 

«Чтобы дипломатия заработала, должна стабилизироваться ситуация на фронте. Украине необходимы средства для самозащиты: противотанковое оружие, противозенитные радары, дроны, приборы ночного видения и защищенная связь, – говорится в статье. – Для этого не нужно, чтобы американские солдаты воевали, и не нужны американские ВВС. Это не опосредованная война с Россией; это просто помощь неоперившейся демократии, добивающейся права выбора собственного пути», – утверждает автор.

 

«Соглашение „Минск-2“ – это отправной пункт, но Россия должна признать все границы Украины, включая Крым. Если этого не произойдет, то украинцы получат все оружие, которое им необходимо для того, чтобы остановить агрессию».

 

«Кто-то скажет, что это не сработает, потому что Путин активизирует свои действия, но российская сила имеет пределы, даже на границах. Совершив шесть поездок на Украину, встретившись с украинским президентом и министром обороны, я впечатлен целеустремленностью украинцев», – пишет автор. «Путин все еще пытается скрывать российскую агрессию от собственного населения. Российские потери все труднее маскировать», – отмечает он.

 

«Как высший офицер, работавший с Ричардом Холбруком над Дейтонским мирным соглашением и позже командовавший силами НАТО при его выполнении, я считаю все споры вокруг Украины удручающе знакомыми, – пишет Кларк. – Новым является только нежелание Америки понять и исполнить свою ведущую роль гаранта мира и безопасности в Европе».

 

Уэсли Кларк,

USA Today, 27 февраля

Инопресса.ру