Украина
«Приват» делает ставки
Конфликт вокруг «Укрнафты» имеет свою историю, противостояние президента Украины Петра Порошенко и днепропетровского губернатора, владельца группы компаний «Приват» Игоря Коломойского началось не вчера. Но ключевым событием в этом сюжете стало голосование в Верховной раде 19 марта, когда с пятой попытки было принято решение об изменении кворума для проведения собраний акционеров всех обществ. Законопроект № 2273 был посвящен непосредственно группе «Приват» и Игорю Коломойскому: фактически государство таким образом вернуло себе контроль над компанией «Укрнафта», в которой группе «Приват» принадлежит 42% акций, а государству – 50%+1.
В тот же день вооруженные люди и сам Коломойский появились в офисе государственной компании «Укртранснафта», а Игорь Валерьевич сорвал гнев на журналистах радио «Свобода». Затем, правда, он сменил тональность и рассказал журналистам, что договорился с президентом и проблемы с «Укртранснафтой» улажены. Президент, в свою очередь, объявил главе Днепропетровской ОГА выговор за оскорбление журналистов. Однако уже на следующий день вооруженные люди взяли в кольцо офис «Укрнафты», тем более что министр энергетики Владимир Демчишин дал понять, что намерен отстранить менеджмент «Привата» от управления «Укрнафтой» (компания не выплачивает дивиденды и срывает аукционы по продаже топлива).
Следующий раунд был за Порошенко: в понедельник президент Украины, выступая в Национальной академии обороны, заявил, что «не будет у нас губернаторов со своими карманными ВСУ». Едва ли не в тот же день «карманная армия» Коломойского покинула Одессу. В известном смысле это можно расценивать как шантаж, но в игру уже вступила Служба безопасности Украины: высокопоставленных днепропетровских чиновников стали проверять на причастность к криминальным перевозкам из пограничной зоны. В ответ из Днепропетровска прозвучали обвинения в адрес «воровской» киевской власти и недвусмысленные намеки на «руку Москвы», то есть наличие неких «секретных протоколов» к минским соглашениям, которые якобы предусматривают устранение Коломойского, уничтожение добровольческих отрядов и ликвидацию «Правого сектора». Наконец, на среду, 25-е, было заявлено проведение в Днепропетровске «народного вече», которое обещало стать ключевым витком противостояния и дестабилизации. Но, похоже, стороны в какой-то момент вышли из публичного поля и начали переговоры. По крайней мере, обещанное «вече» перенесено на конец недели.
Комментарии профессиональных наблюдателей конфликта располагаются в широком стилистическом диапазоне – от цитат из Бабеля («Скажи, Беня знает за облаву») до длинных столбиков цифр из «Форбса», призванных донести до «днепропетровских» и их болельщиков ту простую мысль, что Коломойский – не тот, кому «хуже всех», что он не первый украинский олигарх, «пострадавший» от государственной реформы, скорее – он последний в этой очереди. Так Ахметов перестал быть монополистом на рынке электроэнергии, у Фирташа отобрали контроль над частью месторождений, вывели с рынка банк «Надра» и выводят из принадлежащих ему облгазов газораспределительные сети; так практически все украинские олигархи должны пострадать от повышения ставки на недра и стоимости железнодорожных грузоперевозок. Коломойский в этом смысле не «главная жертва», но единственный, кто пытается в открытую играть против государства.
Попытки Днепропетровска обвинить киевскую власть в «секретном сговоре с Путиным», так или иначе, обращаются в сторону самого Коломойского: «Путин сыграл против Порошенко Беней, и это был самый сильный ход за всю короткую историю украинской кампании» – приблизительно так оценивают ситуацию украинские блогеры. Коломойский, в самом деле, в какой-то момент сумел создать себе репутацию главной опоры власти, и та линия мысли, что, мол, Беня так много сделал для страны в трудный момент, что заслужил если не всепрощение, то что-то в этом роде, довольно популярна. И тем не менее, игра на обострение, которую на протяжении последних дней вел днепропетровский губернатор, все больше становится «московской игрой».
Порошенко и Коломойский взяли тайм-аут, и есть надежда, что разум возобладает. Во всяком случае, один украинский олигарх уже сыграл в «московскую игру», и мы знаем, что из этого вышло, напоминает киевский журналист Денис Бигус:
«Я в политике мало смыслю, мне не стыдно спросить. Вот вы говорите – „дайте Бене шо ему надо, или он устроит шухер в Днепропетровске“. Даже если закрыть глаза на то, что Беня у вас получается какой-то говнистый, имею вопрос – а Бене самому есть польза от шухера в Днепропетровске? В новейшей истории Украины уже есть олигарх, сделавший ставку на шухер в своей области. Его зовут Ринат. И он не рад уже шухеру вообще ни разу, мне так кажется».
Инна Булкина,
«Ежедневный журнал», 25 марта