Россия

 

О подготовке доклада Немцова «Путин. Война»

 

Давайте я расскажу, как идет подготовка доклада Немцова «Путин. Война». Мы работаем по плану и в скором времени надеемся его презентовать. Несколько глав уже практически готовы.

 

Удалось пообщаться с людьми, которые были источниками Немцова. Они очень боялись говорить, когда он был жив. Убийство Бориса, как вы понимаете, смелости им не прибавило, так что на контакт они шли с трудом. Источники эти представляют интересы родственников погибших солдат, которым не выплачивают обещанные компенсации. В конце января они неформально обратились к Немцову, чтобы он оказал давление на Минобороны и помог добиться выплат.

 

По их словам, массово российские солдаты гибли на востоке Украины в два периода.

 

Первая волна гробов пошла в Россию летом прошлого года, когда украинская армия пошла в наступление и освобождала один за другим города в Донецкой и Луганской областях. Наступление было остановлено после прямого вмешательства частей российской армии. Когда скрывать присутствие в зоне конфликта российских военных стало невозможным, Минобороны постфактум придумало версию, что все они поехали воевать в свой законный отпуск. Но в «отпуска» они прихватили с собой оружие и боевую технику. Эту информацию, кстати, в свое время публично озвучил в интервью газете «Завтра» Игорь Гиркин, который первым ввел в политический оборот термин «отпускники» и прямо признал их решающую роль в контрнаступлении сепаратистов.

 

Вскоре после этого были подписаны первые мирные договоренности в Минске. Однако перед этим на территории Украины шли действительно масштабные боевые действия между украинскими и российскими частями. Значительные потери были с обеих сторон, особенно под Иловайском. Сложно оценить точное число погибших солдат с российской стороны, но, судя по всему, в наши города вернулось не менее 150 гробов с пометкой «Груз-200».

 

Эту информацию не удалось утаить, и журналисты тогда пролили свет на сложившуюся ситуацию. Однако, к удивлению многих, противодействовали независимому расследованию не только официальные власти, но и семьи погибших солдат. По информации источников Немцова, это объясняется тем, что родственники получили в качестве компенсации значительные средства – по 3 миллиона рублей. Одновременно они давали подписки о неразглашении под угрозой уголовного преследования.

 

Вторая волна гробов массово пошла в Россию в январе и начале февраля 2015 года. По нашей оценке, в этот период на востоке Украины погибло не менее 70 военнослужащих российской армии. Это было связано с эскалацией конфликта и ожесточенным противостоянием, в частности, под Дебальцево. В отличие от прошлого года, на этот раз российские солдаты перед отправкой на Донбасс официально увольнялись из вооруженных сил по требованию руководства. Таким образом, планировалось скрыть участие нашей армии в боевых действиях, выставляя солдат добровольцами. Под честное слово командиров частей военным гарантировали, что в случае ранения или гибели их родственникам будут перечислены денежные компенсации, сопоставимые с теми суммами, которые выплачивались летом прошлого года.

 

На практике же никаких компенсаций на этот раз родственники не получили. Командиры разводили руками и ссылались на начальство. Официально обращаться за компенсацией возможности не было, так как формально погибшие солдаты уже не являлись военнослужащими.

 

Родственники начали выражать недовольство и искать юристов, которые смогли бы защитить их права (благодаря этому информация и дошла до Немцова). При этом выступать публично они боялись, так как перед отправкой солдат на территорию Украины со всех них собрали подписки о неразглашении. Как уверяют источники Немцова, громкое уголовное дело против Светланы Давыдовой по статье «измена родине» преследовало цель запугать тех родственников, которые думали о контактах с журналистами. По крайней мере, семьям погибших солдат нередко приводили это дело в пример и угрожали уголовным преследованием в случае разглашения сведений об обстоятельствах гибели их родственника.

 

Собрав все эти данные, мы оказались в затруднительном положении. Источники Немцова, хоть и с трудом, но соглашаются общаться неформально. Однако передавать какие-либо документы они очень боятся. Еще больше они боятся выступать публично. На многих родственников идет постоянное давление, и боятся они не только уголовных дел, но и физической расправы. «Если уж Немцова расстреляли у стен Кремля, то с нами в Иваново могут сделать вообще что угодно. Никто и не заметит», – говорят люди. Даже требовать обещанные им деньги родственники уже опасаются: жизнь и здоровье дороже.

 

Впрочем, все эти трудности были ожидаемы, мы к ним готовились, и работу над докладом они не остановили. Подготовка текста выходит на финишную прямую, доклад будет опубликован уже в апреле. Однако если у вас есть важная и не опубликованная ранее информация, свидетельствующая об участии российской армии в боевых действиях на Донбассе, мы с благодарностью ее примем. Писать можно на doklad.voina@gmail.com.

 

Илья Яшин,

блог на «Эхе Москвы», 30 марта