МракоБЕСЫ

 

С кем вы, мастера культуры?

 

По России катится вал мракобесия.

 

Мы уже неоднократно писали о разных его проявлениях, начало которому, пожалуй, было положено реакцией на известный панк-молебен Pussy Riot. Отдельные всплески мракобесия были и до того, но «Пусси», затронув один из больных нервов российской действительности, сделали завуалированный до этого факт слияния в экстазе церкви и государства зримым для многих.

 

За прошедшие после панк-молебна три года случаи мракобесия, негласно, а то и вполне открыто поддерживаемые на государственном уровне (пример – как бы министр культуры Мединский), множились, и в итоге отдельные случаи слились в единый поток, который валом катится по России.

 

Причем, если гонения на участниц Pussy Riot имели хотя бы рациональное объяснение с точки зрения режима («Богородица, Путина прогони!» – напомню, если кто подзабыл, чтó они пропели в Храме Христа-спасителя), то большинство нынешних случаев устоям путинизма никак не угрожает, и потому никакого рационального объяснения не имеет.

 

Они просто вмешиваются уже во все на автопилоте. Любой заштатный священник в глухой тьму-таракани, которому что-то там не понравится в каком-то произведении литературы, искусства, может сделать донос с очень большой степенью вероятности запретительного реагирования. И даже решение суда, снявшего все претензии с Тимофея Кулибина, постановщика «Тангейзера», и Бориса Нездрича, директора Новосибирского театра оперы и балета, где этот спектакль был поставлен, им уже не указ! Конечно, это же суд гражданский, а не церковный. Òперу православные батюшки-оперá запретили, директора театра уволили. Не самое ли время ввести на Руси институт Святой инквизиции?

 

Помните, в перестройку, когда журналы, опережая друг друга, печатали запретных ранее авторов, в отделе читательской почты появлялись письма читателей, на всю голову неизлечимо ушибленных соцреализмом; они возмущались публикациями Солженицына, Войновича, Галича и других «отщепенцев», требовали принять меры, не замечая, что времена изменились. Тогда казалось, что изменились необратимо, потому читать эти письма было «по приколу».

 

И вдруг все вернулось на круги своя; теперь эти корреспонденты оказались, что называется, в тренде, и пишут они теперь не в журналы, а прямо в органы. Их мнения весомы, как мнение секретаря ЦК, к ним чутко прислушивается сам министр Мединский!

 

Замечу, что в сложившейся ситуации виноваты, прежде всего, не Путин, не патриарх Кирилл, а сами деятели культуры. Даже те, кто в последнее время прозрел и разошелся с режимом.

 

Андрей Макаревич, ныне оппонент Путина, каких-то три-четыре года назад (т.е. не после Норд-Оста и Беслана, а намного позже) корил своих товарищей по искусству: вы, недовольные сегодняшней действительностью, забыли советские реалии, когда любое живое слово, любое нетривиальное произведение искусства могло быть зарублено на корню. А сейчас, мол, при «кровавом режиме Путина», пиши что хочешь, ставь любой спектакль – полная свобода творчества. В таком духе высказывались и многие режиссеры, например, Марк Захаров, Олег Табаков.

 

Ну, и как им нынешние рубежи свободы творчества?

 

Особенно интересно было бы услышать мнение на этот счет Олега Павловича Табакова, который тоже неожиданно (на первый взгляд) пострадал от мракобесов. «Православные» активисты во главе с Дмитрием Цорионовым (Энтео) (те самые, которые после убийства журналистов Charlie Hebdo устроили пикет в поддержку террористов), 1 апреля провели акцию у Московского художественного театра им. Чехова, художественным руководителем которого является Табаков. Они подбросили к дверям театра свиную голову с надписью «Табакову» и потребовали – и это не было первоапрельской шуткой – чтобы театр в течение месяца исключил из репертуара комедию Оскара Уайльда «Идеальный муж». В противном случае, пригрозил Энтео, «то, что было в Новосибирске, будет ничем по сравнению с теми протестами, которые поднимутся в первопрестольном граде Москва».

 

Демократическая общественность после такой невиданно наглой выходки подняла свой голос в защиту Табакова и театра – а зря. Ведь это на самом деле очень полезная профилактическая мера (запоздавшая, впрочем). Каждый должен на свой шкуре почувствовать, как отзываются его слова и поступки.

 

Ладно, встающая с колен гопота, необразованная, не знающая историю даже на «двойку». Но Олег Павлович-то в курсе ее гримас, слышал про «революцию, пожирающую своих детей». Сначала расправлялись с национал-предателями, когда это поле с убийством Немцова оказалось более-менее зачищенным, дошла очередь и до вполне лояльных, даже до доверенных в свое время лиц Путина.

 

Чего им жаловаться? Подумаешь: свинью подложили! А в результате их «доверенной» деятельности, их поддержки аннексии Крыма и военной кампании, погибли тысячи людей, в том числе российские солдаты!

 

Если делаешь подлости ты, будь готов к тому, что и по отношению к тебе совершат подлость, не обижайся и не жалуйся.

 

Возможно, все это еще только начало. Цветочки. Мракобесие накрывает Россию. Настанет, конечно, такое время, когда «мы поименно вспомним всех, кто поднял руку», но еще до этого любого из них может подстеречь сюрприз – вот как Олега Павловича Табакова. Список очень длинный, по Кобзона включительно.

 

И пусть ничему не удивляются.

 

В. Зайдман