Расставание с прошлым

 

Декоммунизация Украины

 

Экономически и в бытовом плане условия жизни в двух странах еще не сильно отличаются; в Украине, обглоданной бандой Януковича, обессиленной войной, живут в целом хуже, чем в России, но разные векторы развития, тренды, как говорят теперь, обозначились явно. Украина видит свое будущее в Евросоюзе, себя – правовым государством с развитой рыночной экономикой. Россия свое будущее видит в прошлом, даже не задумывается о структурных реформах в экономике, надеясь, очевидно, что нефть рано или поздно подорожает, о правовом государстве даже смешно говорить.

 

Два вектора, демонстрирующих, что Украина окончательно рвет с прошлым, а Россия накрепко себя к нему привязывает, характерно обозначились в законодательных инициативах, имевших место практически одновременно в двух странах.

 

9 апреля, за месяц до 70-летия победы над нацизмом, Украина вслед за прибалтийскими и рядом восточно-европейских стран приравняла коммунизм к нацизму. Верховная Рада приняла пакет из четырех законов, получивший название «Пакет о декоммунизации».

 

Первый закон имеет название «Об осуждении коммунистического и национал-социалистического (нацистского) тоталитарных режимов на Украине и запрете пропаганды их символики».

 

Коммунистический и нацистский режимы признаются тоталитарными, их пропаганда – надругательством над памятью миллионов жертв, запрещается использование их символики, публичное исполнение гимнов СССР, УССР и других союзных республик. В течение определенного времени – ужас! – должны быть демонтированы памятники коммунистическим деятелям, прежде всего, памятники вождю мирового пролетариата, еще сохранившиеся после «ленинопада», переименовано все, связанное с коммунистическим прошлым: начиная с городов (Днепропетровск, Днепродзержинск, Кировоград), улиц и заканчивая товарами с советскими названиями. Представляете, настанет день, когда ни в одном городе Украины не будет проспекта Ленина! Ужас-ужас-ужас!

 

Речь идет об осуждении именно режима, а не коммунистической идеологии как таковой, подчеркнул один из инициаторов законопроекта Юрий Луценко (Блок Петра Порошенко): «Этот законопроект не запрещает идеологию, потому что это неприемлемо для любой демократической страны. Этот законопроект запрещает тоталитарный режим, в какие бы цвета он ни красился». 

 

23 августа, день, в который в 1939 году был заключен советско-германский пакт Молотова-Риббентропа – провозглашен теперь Днем памяти жертв обоих режимов.

 

Второй закон называется «Об увековечении победы над нацизмом во Второй мировой войне 1939 – 1945 годов». Он принят взамен закона 2000 года «Об увековечении Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов». Законопроект рекомендует вместо советского термина «Великая Отечественная война» использовать принятый во всем мире «Вторая мировая».

 

Название «Великая Отечественная» подчеркивало, что советские люди защищали общее Отечество. Но вряд ли его считали таковым украинские крестьяне, пережившие голодомор 30-х годов. И уж точно оно было чужим для западных областей, завоеванных Сталиным после начала Второй мировой. Петр Порошенко, посетив 9 апреля вместе с президентом Польши Брониславом Коморовским мемориал Быковнянские могилы, так прокомментировал новый закон: «Гитлер вместе со Сталиным развязали кровавую бойню Второй мировой войны и тогда попытались разделить и расколоть Европу». На государственном уровне зафиксировано то, что в мире давно признано. (Поселок Быковня находится в пределах киевской городской черты; место расстрела как советских граждан во время сталинских репрессий, так и польских офицеров из «катынского списка»)

 

Нынешняя агрессия Путина лишний раз обозначила, что об общем Отечестве Украины и России можно забыть. И победа во Второй мировой войне, как с горечью констатировали украинские журналисты (см. их интервью с Виктором Суворовым на соседней странице), никогда уже не будет восприниматься как общая победа.

 

Теперь, согласно новому закону, 8 мая объявлено Днем памяти и примирения в честь всех жертв Второй мировой войны, а 9 мая – Днем победы над нацизмом.

 

Следующий, очень важный, закон –  «О доступе к архивам репрессивных органов коммунистического тоталитарного режима 1917-1991 годов» – нараспашку открывает архивы силовых структур СССР и УССР. Доступ каждого гражданина Украины к архивам спецслужб теперь гарантируется государством. Кроме того, согласно новому закону, государство должно осуществить оцифровку всей архивной информации карательных органов и принять меры для поиска и получения архивной информации, хранящейся в соответствующих учреждениях иностранных государств. Если здесь в первую очередь имеется в виду Россия, то так она и разогналась предоставлять такую информацию.

 

Наконец, закон «О правовом статусе борцов за независимость Украины» признает бойцов повстанческих движений борцами за независимость. Как следствие, им предоставлен специальный статус, социальные гарантии и льготы.

 

Впервые на законодательном уровне признается агрессия большевистской России против Украины в 1917 – 20-м годах, ее оккупация и аннексия.

 

Организациями, боровшимися за независимость Украины, признаны Организация украинских националистов (ОУН), возникшая еще в 1920-е годы, и действовавшая с весны 1943 года Украинская повстанческая армия (УПА). Также это «Украинский Хельсинский союз по правам человека», Украинский рабоче-крестьянский союз, «Народных Рух Украины за перестройку» и другие организации, существовавшие до 24 августа 1991 года, когда была провозглашена независимость Украины.

 

Могут сказать, что избавление от символов прошлого – это не главное в нищей разоренной стране, находящейся в преддефолтном состоянии. Конечно, неплохо бы как минимум параллельно этому процессу проводить реформы в экономике, улучшать жизнь людей (очень хочется надеяться, что так это и будет). Но, как показывают уже 20 с лишним лет постсоветской истории, не избавившись от груза прошлого, не осознав его, не покаявшись – обновление невозможно.

 

Это подтверждает как отрицательный опыт постсоветских республик, так и успешный опыт послевоенной Германии, прошедшей через Нюрнбергский процесс, денацификацию и покаяние. До сегодняшнего дня немецким школьникам регулярно рассказывают о страшных страницах истории страны, показывают фильмы о Холокосте, устраивают поездки в бывшие концлагеря – таким образом, каждое поколение немцев получает прививку от нацизма. Можно ли себе представить, чтобы в путинской России практиковались поездки школьников в сталинские лагеря? Представляется, большинство сегодняшних школьников если что и знает о Сталине, так только то, что он был успешным менеджером и великим полководцем.

 

Буквально в тот же день, когда Рада приняла «Пакет декоммунизации», Госдума России выступила с инициативой ввести уголовную ответственность за осквернение символов Победы в Великой Отечественной войнеоссиР

, таких как Знамя Победы, орден Победы или георгиевская лента. Этот законопроект готовит член комитета по обороне, председатель Российской партии пенсионеров за справедливость Игорь Зотов. Все это происходит на фоне того, что Сталин опять многими россиянами признан положительным героем в истории страны. Россия не то что привязывает – приковывает себя к своему прошлому. 

 

Украина окончательно рвет с кошмаром коммунистического прошлого. Если ей это удастся, это и будет самой главной победой свободной Украины над имперской Россией.

 

Ниже мы приводим отклики на этот шаг Верховной Рады Украины. Не исключено, что в страстном желании порвать с коммунистическим прошлым депутаты в каких-то деталях перегнули палку. Это поправимо.

 

Отдельно скажем об оценке этого события директором Центра Визенталя в Иерусалиме Эфраимом Зуроффом. Он считает, что сравнивать коммунистический и нацистский режимы – «это значит позабыть Холокост».

 

Конечно, уничтожение 6 миллионов евреев только за то, что они евреи – это страшнейшее преступление. Но в 1997 г. коллективом авторов (среди которых были и евреи) была издана «Черная книга коммунизма», в которой подсчитано, что коммунистическими режимами в ХХ веке было уничтожено около 100 млн. человек, из них в СССР – 20 млн.,  в Китае – 65 млн., и тоже не за конкретные преступления, а за классовое происхождение, за «неправильные взгляды» и т. п.

 

А ну-ка если китайцы поднимут крик: что вы носитесь со своими 6 миллионами, что это по сравнению с нашими 65…

 

Пора понять: оба режима – нацистский и коммунистический – равно заслуживают осуждения за массовые преступления против человечности.

Вадим Зайдман