Отклики
Олег Пономарь:
Друзья, сегодня настоящий Чистый Четверг.
День очищения.
И это не пафос. Сегодняшний день войдет в историю современной Украины.
Парламент принял 4 Закона, которые оторвали Украину от имперского и советского
прошлого. Это то, о чем я пишу последнюю неделю.
Это то, что сделали страны Восточной Европы и Балтии.
Это то, без чего мы не могли бы двигаться дальше.
Это был якорь или камень.
Это – как нельзя начать новые отношения не простив, не попросив прощения, не
покаявшись.
А Украина начинает новые отношения. Ибо стартовавший 11 Марта проект «Витрина» –
это новая страна, которая будет строиться на новых ценностях.
Общечеловеческих – свобода, права личности, достоинство и уважение.
И такие проекты начинаются в голове, с нового менталитета. И пока души
замученных НКВДистами-КГБистами и коммунистами людей не успокоились, мы бы не
могли построить ничего нового.
Всех поздравляю!
Ми того варті! (Мы заслуживаем это. – Укр.)
Дмитрий Тымчук:
Относительно запрета коммунистической и нацистской символики.
Вчера парламент (и я в том числе) проголосовал за 4 закона, которые дают возможность начать системную декоммунизацию в Украине. Я полностью и безоговорочно согласен с утверждениями, что такие законы надо было принять лет 20 назад. Тогда бы мы быстрее построили нормальную страну, да и сегодняшних событий на Донбассе могло бы не быть.
Данные законы касаются очень чувствительной сферы и наверняка вызовут массу споров. К сожалению, вынужден признать, что для этого есть объективные причины.
Например, в законе об осуждении тоталитарных режимов и запрете пропаганды их символики (http://w1.c1.rada.gov.ua/pls/zweb2/webproc4_1?pf3511=54670) недостаточно четко прописаны критерии этой самой символики. В нём также указан явно неполный перечень случаев, на которые действия закона не должно распространяться.
Из-за этих неточностей сейчас вполне возможна трактовка, что под запрет попадают все награды советского периода – и боевые, и трудовые – на которых присутствует флаг СССР, серп и молот, красная звезда или надпись «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». Равно как и боевые знамёна, являющиеся одним из символов победы. А те, кто их публично демонстрирует, будут нести ответственность.
Совершенно очевидно, что у парламента и в мыслях не было вводить такие запреты. Однако на этих шероховатостях наверняка начнут спекулировать.
Поэтому я уже подготовил правки к данному закону, которые позволят исключить двузначные трактовки и четко зафиксировать – боевые награды советского времени и награды за честный труд как были, так и остаются предметом гордости и символом признания заслуг.
Кирилл Шулика:
Сейчас мы окончательно увидим советских националистов и перестанем называть их русскими. Дело в том, что телевизор честно говорит, что Порошенко приравнял Сталина к Гитлеру. Я считаю, что это очень правильная позиция. Любого же советского будет корежить.
Украина будет демонтировать памятники Ленину, а Россия возводить памятники Сталину. И говорить о борьбе с фашизмом и нацизмом. Кстати, если что, в Украине нацизм приравнен к коммунизму и запрещен. У нас коммунизм не запрещен, может и не надо этого делать. Но в Питере еще собрались зигаметы со всей Европы. Их выбирали по признаку любви к Кремлю.
При этом я вообще не вижу смысла в борьбе с идеологией. Да, нацизм запрещен Нюрнбергом и этого надо придерживаться, мы обязаны это делать, нет никаких вопросов. Но нацизм не в солдатиках из Детского мира, сей факт понять надо. Коммунизм же можно запрещать, можно не запрещать, он все равно останется в головах советских людей, в том числе в Украине. Но вот вбить в головы мысль, что Сталин равен Гитлеру – очень правильно. Это важно со школы просто знать.
Роман Попков:
Чтобы было понятно: для меня запрет «коммунистической и национал-социалистической символики» в Украине и весь российский ад с 282-й статьей УК, запретом «Правого сектора», запретом свастик и конфискацией игрушечных солдатиков – явления абсолютно одного порядка. Все европейские практики с запретом различных символик-атрибутик – в этом же позорном ряду.
Сажать в тюрьмы за публицистическую полемику по поводу холокоста, голодомора, достижений Красной армии, за отрицание всяких там территориальных целостностей – это позор для свободного человечества.
Никакие символы и графические изображения запрещать нельзя. Никакие книги запрещать нельзя. Ни за какие публичные высказывания преследовать и карать нельзя – за исключением открытых призывов к физическим расправам над кем-либо.
Это действительно какое-то дикарское магическое мышление. Чтобы застраховаться от некоего п@@@ца, надо что-то переименовать, или уничтожить какое-то изображение, утопить или сжечь книжку. Блин, Гитлер пришел к власти не потому что у него на рукаве была свастика, а у его охранников – руны в петлицах. Гитлер пришел к власти в Веймарской республике потому что он был Гитлером, а Веймарская республика была Веймарской республикой. У гитлеров XXI века никаких свастик не будет, своими идиотскими запретами вы их не остановите. Большевики победили не потому, что у них было красное знамя и они пели «Интернационал», а потому что дегенераты-Романовы довели империю до такого состояния, что большевики не могли не победить. Симоненко является врагом Украины не потому, что использует серп и молот, а потому что он кремлевский агент.
Впрочем, борьба с символами, преследования за мыслепреступления в России выглядит куда отвратительнее и опаснее, чем в Украине или в ЕС. У нас ведь это не следствие перманентного состояния аффекта нации (как в Украине) и не следствие зашоренности, заштампованности сознания политических элит (как в ЕС), но стремление уничтожить любую оппозиционность и любую пассионарность под любым предлогом. Ну, плюс желание щекастых следаков СКР рубить палки. Поэтому Россия тут отвратительнее выглядит, да.
В США любые чудаки и оригиналы с любой символикой могут пикетировать госучреждения, проводить шествия и даже создавать целые деревни-коммуны под каким угодно флагом – хоть со свастикой. хоть с серпом и молотом. Они имеют право жить как хотят и говорить что хотят – если не совершают настоящие уголовные преступления. Но если они совершают такие преступления, их именно за эти преступления и судят – за избиение, за убийства, за терроризм, но не за флаг и не за плохие книжки на полке в спальне. В том числе поэтому США являются настоящим символом гражданских свобод, а не впадающая в маразм Европа и не ее дикие восточные окраины.
Алина Витухновская:
Ставить в один ряд запрет коммунистической символики, топонимики и пр. в современной Украине с 282-ой статьей УК РФ, как минимум некорректно, равно как и говорить в данном случае об антилиберальном и антидемократическом явлении.
Оторвавшись от наших романтических
представлений, от той или иной стилистики или эпохи, стоит заметить, что на
национал-социалистической практике в Германии поставил точку Нюрнбергский
процесс.
Если бы то же самое произошло в России в начале 90-ых по отношению к
коммунистическому режиму, мы бы не имели той отчаянной и критической ситуации,
которая сложилась сейчас.