Журналисты получили доказательства присутствия военных из России на востоке Украины. В интервью корреспонденту «Новой газеты» Елене Костюченко российский солдат Доржи Батомункуев из Улан-Удэ рассказал, как его, не написавшего рапорт об увольнении, и сослуживцев отправили на Донбасс, ничего не объяснив: все и так понимали, что едут «хохлов бомбить», но не могли нарушить приказ, и к тому же верили, что отстаивают справедливость. Между тем, по словам родственников солдата, Минобороны признало, что отправило его на Украину.
Костюченко приводит точные данные Батомункуева: 5 отдельная танковая бригада (Улан-Удэ), воинская часть N 46108, солдат срочной службы, призван 25 ноября 2013 года, в июне 2014 заключил контракт на три года, личный номер 200220, военный билет 2609999.
В настоящее время молодой человек, которому, по его словам, всего лишь 20 лет, находился во время беседы с журналисткой в Донецке, в ожоговом центре при областной центральной клинической больнице. «Лицо сожжено, обмотано бинтом, из-под бинта выступает кровь. Кисти рук тоже замотаны. Уши обгорели и съежились», – описывает Костюченко пострадавшего во время боя. Молодой человек получил ранения возле Логвиново, неподалеку от Дебальцево.
Отметим, что ранее о молодом человеке писали после его встречи с Иосифом Кобзоном. Сообщалось, что артист во время визита в Донецк посетил Институт неотложной восстановительной хирургии, где пообщался с бурятом, который сообщил, что тот по специальности наводчик и родом из села Могойтуй.
«Мы хохлов бомбить едем»
Батомункуев рассказал, что попал на Донбасс добровольно. По его словам, в части в Улан-Удэ, где он находился, к октябрю начали собирать контрактников, чтобы создать танковый батальон. К ним же были присоединены солдаты из города Кяхта – административный центр Кяхтинского района Бурятии. «Наш танковый батальон составляет 31 танк... Нас всех в кучку собрали, мы познакомились, дня четыре вместе пожили, и все, в эшелон», – рассказал он.
Доржи Батомункуев
фото Елены Кост.юченко
По его словам, руководство заявляло, что отправляет солдат на учения в Ростовскую область, но они прекрасно понимали, куда их везут: «Мы хохлов бомбить едем». При этом эшелоны отправлялись туда каждый день: «Наш шел пятым, 25-го или 27 октября». По словам молодого человека, можно было отказаться, и к поездке никого не принуждали.
По словам молодого человека, прибыли военные на «полигон Кузьминский» (видимо, речь идет о полигоне Кузьминки в Ростовской области). Сам он туда попал, еще когда был срочником. «У меня срочка должна была закончиться 27 ноября. А в Ростов мы приехали в октябре, у меня еще срочка шла. Так что контракт у меня начался уже здесь», – рассказал Батомункуев, объяснив, что рапорт об увольнении он не писал и должен числиться в рядах Российской армии.
«Паспорт в воинской части оставили, военный билет на полигоне»
Учения, по словам молодого человека, проходили три месяца: «Гоняли, как сидоровых коз, на учениях. Могу сказать только, что подготовили действительно конкретно, и снайперов наших, и все виды войск». А 8 февраля военных неожиданно отправили к российской границе: «Капитан нашей группы просто вышел и сказал: все, ребята, едем, готовность номер один».
При выезде с полигона им приказали сдать мобильные телефоны и документы. Российские солдаты воевали без опознавательных знаков. «Мы танки еще в Улан-Удэ закрасили... Закрашивали номера, у кого-то на танках был значок гвардии – тоже. Нашивки, шевроны – здесь снимали... Паспорт в воинской части оставили, военный билет на полигоне», – рассказал он.
«Мы с Кузьминского выехали к границе России, встали в лесополосе. В танк я сел – еще светло было, из танка вылез – уже темно», – рассказал юноша о передвижении. Батомункуев объяснил, что границу на его глазах пересекли около трех сотен человек, все из Улан-Удэ.
«Танковый батальон составляет около 120 человек – три танковые роты, взвод обеспечения, взвод связи. Плюс пехота, конечно... Десять танков в каждой роте. К каждым 10 танкам прибавлялось по три БМП, мотолыга медицинская и пять „Уралов“ с боеприпасами». В числе боеприпасов были управляемые ракеты, «кумулятивные, осколочные».
«А что делать? Не остановишься же. Приказ есть»
По словам Батомункуев, никто не рассказывал, куда и зачем едут военные, все и так все понимали. «Поняли все, что границу пересекаем. А что делать? Не остановишься же. Приказ есть», – объяснил молодой человек. Однако о том, куда они попали, военные точно узнали лишь тогда, когда приехали: «Прочитали, что Донецк. Это когда в город заезжаешь».
Российских военных просили не общаться с мирными жителями, объяснив, что «70 процентов мирного населения здесь – за укропов». При этом, по мнению молодого человека, он «убивал укропов» именно ради мирного населения: «знаю, что за правое дело боролся».
Что делать конкретно, ребятам не объяснили: «Вот позиция замыкания огня, туда смотрим, никого не выпускаем. Кто едет – наповал. Огонь на поражение». Судя по рассказу молодого человека, воевали российские солдаты не вместе с сепаратистами, а вместо них. «Когда надо ехать дальше врага дожимать, ополченцы отказываются ехать. Говорят: мы туда не поедем, там опасно. А у нас приказ наступать дальше», – посетовал он.
Отметим, что история Батомункуева совпадает с теми сведениями, которые ранее выяснили СМИ: на выполнение боевых задач отправляют тех, кто умеет воевать, но когда задача выполнена и тот или иной пункт захвачен, их отправляют в тылы, а сотрудников прессы встречают уже местные «ополченцы». Однако ранее в прессе указывалось, что контрактники-военные писали заявления об увольнении, чтобы поехать на Донбасс.
Минобороны РФ признало, что отправило контрактника на Украину, заявила мать военного
Батомункуев был ранен во время танкового боя: в его боевую машину попал снаряд, и танк загорелся. «Из танка вылез, с танка упал – и давай кувыркаться, чтоб огонь потушить... Потом приехала БМП, водитель выбежал: „Братан, братан, иди сюда“. Смотрю, у него баллон пожарный красный. Он меня затушил». Юношу довезли до Горловки, где отправили в реанимацию, а потом перевезли в Донецк. «Операцию пока не делают, потому что я хуже перенесу дорогу», – объяснил он.
Молодой человек рассказал, что не имеет претензий к руководству России, которое отправило его на Украину и сделало «грузом 300». Комментируя действия властей страны, он обратил внимание, что всему миру они говорят, войск якобы нет, хотя это – очевидная ложь. Батомункуев рассказал, как их рота слушала радиопередачу, в которой слушателей – российских солдат, находящихся на Украине, – уверяли, что военных из России на Донбассе нет.
«Раньше вот было: Советский союз и Америка – это две геополитические мощи. Потом мы развалились. Сейчас мы вновь поднимаемся, опять начинают нас гнобить, но нас уже не развалить. Но они возьмут Донбасс, развернут, поставят, ракеты долетят до России в случае чего», – объяснил молодой солдат свою позицию. И сообщил, что во время обучения после призыва им давали смотреть по телевизору новости.
После разговора с журналисткой раненного в бою юношу и его товарищей по несчастью перевезли из Донецка в окружной военный госпиталь 1602 (Ростов-на-Дону, район Военвед). Однако в списки приемного отделения их не занесли. Матери российского солдата при этом, по ее словам, подтвердили, что ее сын действительно есть в списках бойцов, отправленных из этой части на Украину. Минобороны обещало оплатить ему лечение.
«Псковские десантники» и контрактники из Мурманска
Ранее журналисты и правозащитники заявляли о присутствии на Украине военных 76-ой десантно-штурмовой дивизии, которые якобы участвовали в боевых действиях на Донбассе. Сообщалось, что некоторые десантники погибли во время боев.
В августе прошлого года в СМИ даже попали изображения свежевыкопанных могил. Когда похороны привлекли внимание журналистов, с могил были сняты таблички, а сотрудники прессы подверглись преследованиям. Подогрело тогда ситуацию и обнаружение живых российских военных на Украине: они заявили, что заблудились во время учений. При этом на запросы правозащитников о причинах гибели солдат в военных частях в основном не отвечали.
Также сообщалось о странных смертях российских военных из разных частей. Правозащитники также рассказывали о военных в Мурманской области, которых также хотели отправить воевать.
В России неоднократно опровергали информацию об участии российских военных в конфликте: указывали, что на Донбассе из россиян – только добровольцы. А сепаратисты хвалились, что среди добровольцев много опытных экс-военных. По некоторым данным, россияне на Донбассе еще и получают неплохую зарплату. При этом в российском МИДе называли "неприемлемым" участие иностранных добровольцев в конфликте на Донбассе.
Согласно Уголовному Кодексу РФ (статья 42), «лицо, совершившее умышленное преступление во исполнение заведомо незаконных приказа или распоряжения, несет уголовную ответственность на общих основаниях. Неисполнение заведомо незаконных приказа или распоряжения исключает уголовную ответственность».
Newsru.com, 2 марта