История

 

 

Израиль ЗАЙДМАН

Репетиция Холокоста

 

В предыдущем номере «Рубежа», кратко рассказав об армянском геноциде, мы обещали раскрыть тему более основательно. Выполняем обещание.

 

Из древней истории Армении отметим тот факт, что она в 301-м году н.э. стала первой в мире страной, где христианство было провозглашено государственной религией. Рим в этом отношении отстал от Армении на несколько десятилетий.

 

Начальный этап современной истории армянского народа

 

Как нам представляется, современную историю армянского народа следует отсчитывать от первых десятилетий ХIХ века, когда Восточная Армения вошла в состав России.

 

Первые попытки деятелей освободительного движения армян  привлечь Россию к своему делу относятся к самому началу ХVIII века. Один из них, Исраэль Ори, имел по этому поводу аудиенцию у самого Петра I, и по его повелению в ранге полковника русской армии во главе русского отряда в 1707 г. совершил поход в Персию. Но реальных результатов его миссия не имела. Было просто рано: интересы Российской империи в ХVIII веке концентрировались на западном направлении.

 

Но вы обратили внимание на то, как звали Ори? Практически так же, как автора этих строк. Но был он, по-видимому, чистокровным армянином. У армян встречаются и другие еврейские имена.

 

На юг, на Кавказ Российская империя всерьез обратила свой взор в самом начале ХIХ века. Уже  в 1801 г. к ней была присоединена часть Грузии.

 

А в результате русско-персидских войн 1803 – 1813 и 1826 – 1828 гг. в состав России вошла Восточная Армения. Важным для армян моментом заключенного между Россией и Персией в 1828 г. Туркманчайского мирного договора стало положение о том, что в течение года мусульманское население отошедшей к России территории может переселиться в Персию, а христианское из Персии – в Россию. Это христианское население составляли, в основном, потомки армян, насильственно выселенных персидскими властями со своей родины еще в начале XVII века. Вернулось на родину предков примерно 40 тысяч человек.

 

Еще около 90 тысяч армян переселилось в Восточную Армению из Западной во время и после русско-турецкой войны 1828 – 1829 гг. Эти 130 тысяч человек существенно укрепили общество Восточной Армении. В результате, как сообщается в статье «Геноцид армян 1915 – 1923 гг.» на сайте genocide.ru: «Впервые за многие столетия часть Армении оказалась под властью христианского государства, что давало историческую возможность армянам консолидироваться на части своей исторической родины».

 

Но: «Несмотря на планы армянской политической элиты России (Лазаревы, Апгутинские, Долгоруковы) создать автономное армянское княжество под русским протекторатом, империя образовала здесь лишь Армянскую область». Вскоре эта область была преобразована в губернию.

 

Какие в империи могут быть княжества? В ней все должно быть унифицировано. Российская империя состояла из губерний. Значит, к существующим прибавилась еще одна губерния. Тот же фокус был проделан в начале того же века с Грузией, а еще раньше – с Украиной. И последний грузинский царь Георгий ХII, и Богдан Хмельницкий просили о покровительстве (протекторате) России, но их просто присоединили, образовав из Грузии (она по территории побольше Армении) две губернии, а из Украины – несколько.

 

«Армянский вопрос»

 

Тем не менее, перемены в положении населения Восточной Армении разбудили армянский народ. В середине XIX века начинается подъём армянской общественно-политической мысли, усиливается национальное движение. Среди западно-армянской политической элиты возникает идея создания национальной конституции. И о чудо! – в 1860 году османский султан подписал Армянскую национальную конституцию, притом что сама Турция конституции еще не имела.

 

В 1877 – 1878 гг. случилась новая русско-турецкая война, главной целью в которой Россия имела освобождение от турецкого ига славянских народов Балкан. Война для России оказалась успешной, и по мирному договору, заключенному между двумя странами 18 февраля 1878 г. в пригороде Константинополя Сан-Себастьян, балканские славяне получили много. Армяне тоже кое-что получили: Карс и его окрестности перешли к России, а значит, вошли в состав Восточной Армении.

 

Но тут обеспокоились западные державы – как бы Россия не слишком усилилась. В июне того же года состоялся Берлинский конгресс, на котором Великобритания и Австро-Венгрия при негласной поддержке Германии постарались уменьшить для России и ее союзников достижения по Сан-Себастьянскому договору. Особенно пострадала от этого конгресса тогда Болгария.

 

В то же время на Берлинском конгрессе впервые возник, как международная проблема, Армянский вопрос. По принятому на конгрессе трактату Турция обязалась провести в оставшихся за ней населенных христианами территориях реформы в интересах этого населения. Это обязательство Турции относилось и к проживавшим на ее территории армянам. Трактат также потребовал от Турции предоставить армянам гарантии безопасности и самоуправления.

 

Чего стоят гарантии западных стран (о восточных и говорить нечего), мы теперь хорошо знаем.

Султан Абдул-Гамид II, возможно, почувствовавший царившую в Берлине атмосферу, выполнять свои обязательства не стал. Более того, он отменил принятую при его предшественнике Армянскую конституцию. Как на это прореагировали гаранты, у нас сведений нет. Но судя по дальнейшему развитию событий, – никак.

 

Прелюдия

 

Тем временем условия жизни в Турецкой Армении при султане Абдул-Гамиде II (1876 – 1908) ухудшались на глазах. Армянам, считавшимся гражданами второго сорта, запрещалось носить оружие, и они становились жертвами курдских мародеров и оттоманских сборщиков налогов. Правда, в Стамбуле они пользовались пока ещё некоторыми привилегиями. В частности, могли иметь коммунальное самоуправление. Оттоманские государственные службы и банковская система были во многом укомплектованы армянами. Что объяснялось их более высоким культурным уровнем и ответственным отношением к работе.  Естественно, это сделало их предметом зависти со стороны местного населения.

 

Ничего не напоминает? 

 

Но большая часть армян жила в провинции, и их положение продолжало ухудшаться. Армянское освободительное движение, воодушевляемое национально-освободительной борьбой балканских народов, а также вниманием к «армянскому вопросу», проявленному европейскими странами, развивалось и крепло. В 1885 году была создана первая армянская политическая партия Арменакан, в 1887 году социал-демократическая партия Гичакян а в 1890 году Дашнакцутюн, вскоре ставшая самой крупной.

 

Абдул-Гамид решил, что так дело может дойти до образования армянского государства. Надо принимать меры. Были сформированы особые вооруженные отряды, названные в честь султана «гамидиями», которые стали нападать на армян. Армянские революционеры ответили захватом Оттоманского банка в Стамбуле и обращением за помощью к европейским державам. Державы на помощь не поспешили, а для турок это стало сигналом к армянской резне. В резне 1894 – 1896 гг. по разным данным было убито от 50 до 300 тысяч армян. Многие бежали в другие страны.

 

Интересно дополнение, которое сделали к этому авторы цитированной выше статьи «Геноцид армян 1915 – 1923 гг.»: «Хотя состояние восточного (Российской Империи) армянства было несравнимо лучше, но и здесь к концу XIX столетия царизм прибегнул к ряду антиармянских политических мер, в чём-то схожих с антисемитскими. Так, например, в конце 1880 гг. почти все армяне были отстранены с высших государственных должностей. В 1885 году закрываются армянские школы. В 1903 году царские власти конфисковали имущество армянской церкви».

 

Вероятно, имперские службы учуяли, что армянское национально-освободительное движение имеет в виду освободить свой народ не только от турецкой, но и от российской опеки.

 

Геноцид

 

В 1908 г. в Турции произошла революция младотурок, опиравшихся на офицерский корпус армии. Революционеры провозгласили конец деспотического правления Абдул-Гамида II, восстановление конституции 1876 г., переориентировку страны на западный путь развития и начало нового курса в отношении национальных меньшинств империи. Армяне поддержали революцию и даже приняли участие в формировании нового правительства.

 

Однако, уже в 1909 году происходит резня армян в Киликии, унесшая жизни несколько десятков тысяч человек. А в октябре 1911 г. в решениях съезда партии младотурок «Единение и прогресс» было записано требование относительно отуречивания нетурецких народов империи.

 

Пусть вас не удивляет столь быстрое превращение младотурок в оголтелых шовинистов. У нас есть на этот счет более близкий пример. «Самый человечный человек» до его прихода к власти был самым большим интернационалистом в мире. Как он в специальной статье в 1905 г. нахваливал шведский рабочий класс, который не позволил правящим кругам Швеции воспрепятствовать отделению Норвегии: как же, каждый народ имеет право на самоопределение. А когда сам пришел к власти, он хоть один народ по доброй воле отпустил из империи? Только в Украину он трижды посылал войска, чтобы воспрепятствовать ее отделению. О его наследниках, которые ведь тоже были большими интернационалистами, говорить в этом плане вообще не будем.

 

Но вернемся к нашим туркам. Вскоре подоспела война, которая впоследствии была названа Первой мировой. Турция в ней не случайно оказалась на стороне стран оси. Одной из причин было то, что Россия, бывшая ее главным врагом на протяжении всего предыдущего столетия, была на другой стороне. Вторая причина была в том, что младотурок к этому времени обуяло стремление к созданию Большого Турана, а сделать это можно было за счет российских владений на Кавказе и по ту сторону Каспийского моря.

 

Но понятно, что первым препятствием на этом пути были армяне – свои и российские. Были и дополнительные соображения. Ликвидация Армянского вопроса раз и навсегда должна была положить конец вмешательству европейских держав во внутренние дела Турции. Далее, турки избавлялись от унизительной конкуренции со стороны армян и еще могли поживиться их добром.

 

С первых же дней войны в Турции развернулась оголтелая антиармянская пропаганда. Турецкому народу внушалось, что армяне не хотят служить в турецкой армии, что они готовы сотрудничать с врагом. Распространялись измышления о массовом дезертирстве армян из турецкой армии, о восстаниях армян, угрожавших тылу турецких войск, и т. д.

 

Надо признать, что в начавшейся войне симпатии армян были на стороне России. И в наступавших российских войсках, естественно, были армяне – из Восточной Армении. Не исключено, что к ним присоединились и некоторые из турецкой Западной Армении. Но все это еще не основание для уничтожения целого народа.

 

В сентябре 1914 г. на совещании под председательством министра внутренних дел Талаата был образован специальный орган – Исполнительный комитет трех, которому было поручено организовать избиение армянского населения. Замышляя чудовищное преступление, лидеры младотурок учитывали, что война предоставляет удобный случай для его осуществления. Один из них, Назым, прямо заявлял, что столь удобного случая может больше не быть, «вмешательство великих держав и протест газет не будут иметь никаких последствий, т. к. они станут перед свершившимся фактом, и тем самым вопрос будет решен... Наши действия должны быть направлены на уничтожение армян так, чтобы ни один из них не остался в живых».

 

                 

 

                                                        Талаат-паша                                              Энвер-паша

 

Разнузданная шовинистическая пропаганда усилилась после первых серьезных поражений турецких войск на Кавказском фронте. В феврале 1915 г.военный министр Энвер отдал приказ об уничтожении армян, служащих в турецкой армии. Тем самым была уничтожена наиболее боеспособная часть армянского населения, которая могла оказать сопротивление погромщикам.

 

24 апреля, как мы знаем, был уничтожен цвет армянской интеллигенции.

 

А с мая – июня 1915 началась массовая депортация и резня армянского населения.  Выводившиеся из мест своего постоянного проживания армяне сводились в караваны, которые направлялись в глубь империи, в Месопотамию и Сирию, где создавались специальные лагеря для них.

 

Армяне уничтожались на пути в ссылку; их караваны подвергались нападениям турецкого сброда, курдских разбойничьих банд, охочих до добычи. Власти организовали специальные отряды, состоявшие из освобожденных из тюрем преступников и прочего уголовного элемента, которые должны были принять участие в массовом уничтожении армян.

 

Но и дошедшие до пустынь Месопотамии не были в безопасности; известны случаи, когда депортированные армяне выводились из лагерей и вырезались тысячами в пустыне. Уцелевшие погибали из-за отсутствия элементарных санитарных условий, голода, эпидемий.

 

Действия турецких погромщиков отличались беспримерной жестокостью. Этого требовали лидеры младотурок. Так, министр внутренних дел Талаат в секретной телеграмме, отправленной губернатору Алеппо, требовал положить конец существованию армян, не обращать никакого внимания ни на возраст, ни на пол, ни на угрызения совести.

 

Турки еще в одном отношении предвосхитили деяния нацистов. Поскольку в армии свирепствовали эпидемии, по распоряжению врача Третьей армии Тевфика Салима для разработки вакцины против сыпного тифа в центральной больнице Эрзинджана проводились эксперименты над армянскими солдатами, большинство из которых погибло. Эксперименты непосредственно проводил профессор медицинской школы Стамбула Хамди Суат, вводивший пациентам кровь, заражённую тифом. Сегодня в Турции Хамди Суат считается основателем турецкой бактериологии, и ему посвящён мемориальный дом-музей в Стамбуле. Его эксперименты были одобрены главным санитарным инспектором Оттоманских вооружённых сил Сулейманом Нуманом.

 

Эксперименты вызвали протесты немецких врачей в Турции, а также некоторых турецких врачей. Министерство обороны отвергло обвинения в свой адрес.

 

В результате расследования, проведённого военным трибуналом 1919 года, стали также известны факты отравления армянских детей и беременных женщин руководителем санитарно-гигиенических служб и департамента здравоохранения Трапезунда Али Сейбом. Отказывающихся принимать яд насильно заставляли принимать его или топили в море. Выживших после депортации армян, добравшихся до лагерей Месопотамии, Сейб убивал, вводя им смертельную дозу морфия или отравляющих веществ. Французские и турецкие свидетели подтверждали факты отравления детей в больницах и школах. Сейбом использовались также мобильные паровые бани, в которых детей убивали перегретым паром..

 

Очевидцы событий, армяне, пережившие ужасы депортации и геноцида, оставили многочисленные описания неимоверных страданий, выпавших на долю армянского населения.

 

Около 600 тысяч армян стали беженцами; они рассеялись по многим странам мира, пополнив собой уже имеющиеся и образовав новые армянские общины. Образовалась армянская диаспора.      

В результате геноцида Западная Армения лишилась своего исконного населения. Впервые за несколько тысяч лет армянский народ полностью лишился западной части своего исторического ареала.

 

Сравнительная легкость, с которой турецким погромщикам удалось осуществить геноцид армян,  объясняется отчасти неподготовленностью армянского населения, а также армянских политических партий к надвигавшейся угрозе истребления. Во многом облегчила действия погромщиков мобилизация в турецкую армию наиболее боеспособной части армянского населения –  60 тысяч мужчин, а также ликвидация армянской интеллигенции.

 

Однако в некоторых местностях армянское население оказало турецким вандалам упорное сопротивление. Армяне Вана, прибегнув к самообороне, успешно отразили атаки врага, удерживали город в своих руках до прихода русских войск и армянских добровольцев. Вооруженное сопротивление во много раз превосходящим силам противника оказали армяне Шапин Гарахисара, Муша, Сасуна, Шатаха. Сорок дней продолжалась эпопея защитников горы Муса в Суетии.

 

Данные о числе погибших в армянском геноциде в разных источниках расходятся, называют цифры от 1млн. 200тысяч до 1,5 млн. Одна из причин расхождений в том, что одни авторы имеют в виду только жертвы западных армян, убитых в 1915 – 1916 гг., другие же – также более поздние жертвы, до 1923 г. включительно.

 

Ура, в России к власти пришли интернационалисты!

 

После октябрьского переворота в России в Закавказье образовалась Закавказская федерация с центром в Тифлисе. У грузин отношения с Турцией не были такими острыми, как у армян – вероятно, потому, что в самой Турции не было значительного грузинского населения. Об Азербайджане и говорить нечего.

 

Поэтому, когда после Октября 1917 г. русская армия рассыпалась, и турецко-немецкие войска перешли на Кавказском фронте в наступление, сопротивление им оказывали практически только армянские формирования. Но противостоять превосходящим их по численности и вооружению регулярным силам противника им было трудно. Несмотря на героическое сопротивление армян в ряде пунктов, турецкие части продвигались вперед.

 

Младотурки продолжили геноцид армян в Восточной Армении, где, помимо местного населения, скопились большие массы беженцев из Западной Армении. Турецкие войска в 1918 г. учинили погромы армян во многих местностях Восточной Армении и Азербайджана. В частности, заняв в сентябре 1918 Баку, турецкие интервенты вместе с кавказскими татарами организовали резню местного армянского населения, убив 30 тысяч человек.

 

Закавказская федерация потеряла смысл, и 28 мая 1918 года в Тифлисе была провозглашена Демократическая Республика Армении.

 

А 30 октября 1918 г. наступление держав Антанты на Палестинском и Македонском фронтах вынудило Турцию капитулировать. Армения получила небольшую передышку.

 

Окончательно обанкротившиеся главари младотурок эмигрировали, по сути, бежали из страны. Большинство из них было ликвидировано армянскими мстителями в ходе операции «Немезис».

 

В апреле 1920 г. во французском Севре был подписан мирный договор с Турцией, по которому Армения получала почти все свои западные области вплоть до Эрзрума и Вана и, кроме того, она получала выход к Чёрному морю. Одновременно некоторая часть турецкой территории предназначалась Греции.

 

10 августа того же года султанское правительство в Стамбуле подписало этот договор. Но с апреля 1920 года в Анкаре действовало параллельное правительство Великого национального собрания Турции во главе с Мустафой Кемалем, которое категорически отвергло Севрский договор и повело против него открытую борьбу.

 

И тут кемалистам крупно повезло: в мире была еще одна страна, которая в империалистах  Антанты видела своих кровных врагов. Финансовая и военная помощь, оказанная большевистским правительством РСФСР, начиная с осени 1920 года вплоть до 1922 года, имела решающее значение в военных успехах кемалистов против армян, а также впоследствии против греков.

 

Письмо Кемаля Ленину от 26 апреля 1920 года, среди прочего, гласило: «Мы принимаем на себя обязательство соединить всю нашу работу и все наши военные операции с российскими большевиками, имеющими целью борьбу с империалистическими правительствами и освобождение всех угнетенных из-под их власти».

 

Знал Кемаль, чем взять Ленина. Известно, что большевики в борьбе с империализмом большие надежды возлагали на трудящихся Востока. И вот эти трудящиеся (ну, их представитель, раз борется с империалистами) просят о помощи. Как им отказать, хотя Россия сама лежит в разрухе?

 

Уже осенью 1920 года правительство РСФСР направило кемалистам 6 тысяч винтовок, свыше 5 млн. винтовочных патронов, 17 600 снарядов и 200,6 кг золота в слитках.

 

14 сентября 1920 года в Эривань прибыла советская делегация во главе с Борисом Леграном, который на следующий день предъявил армянскому правительству требования:

 

1. Отказаться от Севрского договора.

2. Разрешить советским войскам пройти через Армению для соединения с частями Мустафы Кемаля.

3. Пограничные споры с соседями решать при посредничестве Советской России.

 

В том же сентябре в Анкаре на заседании Высшего военного совета было принято решение начать общее наступление на Армению. 23 сентября 1920 года турецкие войска без объявления войны напали на Армению. Армяне мужественно сражались, но слишком неравны были силы сторон, и 22 ноября Армения согласилась на все условия Турции.

 

29 ноября 1920 года группа армянских большевиков при помощи советской 11-й армии и войск советского Азербайджана вошла в город Иджеван и провозгласила  в Армении советскую власть.

 

При заключении 16 марта 1921 г. в Москве договора с Турцией о «дружбе и братстве» было также достигнуто соглашение об оказании анкарскому правительству безвозмездной финансовой помощи, а также помощи оружием, в соответствии с которым российское правительство в течение 1921 года направило в распоряжение кемалистов 10 млн. рублей золотом, более 33 тысяч винтовок, около 58 млн. патронов, 327 пулемётов, 54 артиллерийских орудия, более 129 тысяч снарядов, полторы тысячи сабель, 20 тысяч противогазов, 2 морских истребителя и большое количество другого военного снаряжения (как раз разгоралась греко-турецкая война).

 

По московскому договору советская Россия уступила Турции преимущественно армянонаселенную Карскую область и Сурмалинский уезд вместе с горой Арарат, символом Армении. Область Нахичевань была передана под протекторат Азербайджанской ССР. В июле того же года Нагорный Карабах с 94%-ным армянским населением был включен в состав советского Азербайджана. Вот откуда тянется до сих пор не разрешенный конфликт вокруг Нагорного Карабаха.

 

А вот еще пикантный штрих советско-турецкой дружбы: во второй половине 1920 г. Кемаль планировал создать подконтрольную ему турецкую коммунистическую партию – для получения финансирования еще и по линии Коминтерна. Но 28 января 1921 года всё руководство турецких коммунистов было ликвидировано с его санкции. Что не помешало Ленину 16 марта того же года заключить с Кемалем договор о «дружбе и братстве» и еще более года оказывать ему всяческую помощь. Понятно, Кемаль расправу со своими коммунистами не афишировал.

 

А что же империалисты Антанты? На запрос о намерениях Антанты, сделанный в ноябре 1920 г. в Тифлисе армянским представителем Хатисовым, представитель Англии Стокс заявил, что Армении не остается ничего кроме как выбрать из двух зол меньшее: мир с Советской Россией.

 

Для армян это было не впервые. Помните, империалисты еще по Берлинскому трактату 1878 г. потребовали от Турции гарантий безопасности для армян? А когда султан Абдул-Гамиде II устроил армянам прелюдию к геноциду, и армяне напомнили империалистам об их обязательствах, те на помощь не поспешили. Была уважительная причина: как раз в 90-е годы ХIХ века, когда Абдул-Гамид начал свои упражнения над армянами, империалисты будущей Антанты ощутили угрозу со стороны набирающей силы Германии и сколачиваемого ею Тройственного союза, в связи с чем и начала складываться Антанта. До армян ли было?

 

Вот и теперь, в 1921-22 годы – только оклемались маленько от Первой мировой, и что же, начинать новую войну с Турцией из-за армян и греков? Народ не поймет…

 

Так и пошло: в 1938 г.дали гарантии Чехословакии, в 1957 г. –  Израилю, в 1994 г. – Украине, а выполнять их все что-то мешало...

 

Объяснения и признания

 

Как мы писали в предыдущем номере газеты, турки не отрицают, что в годы Первой мировой войны их армянские соотечественники куда-то исчезли, но находят этому какие-то странные объяснения. Были, правда, даже попытки наказать виновных.

 

Бальтасар Гарсон  в «El Pais» 28 апреля 2015 г.в статье «Геноцид армян: 100 лет безнаказанности» писал: «Правда, в 1920 году военный трибунал в Константинополе заочно вынес приговор Талаат-Паше, Энвер-Паше и Джемаль-Паше за замысел, организацию и осуществление массовых убийств армян. Но все трое скрылись от правосудия, сбежав за границу».

 

Осудил главарей младотурок суд султана, который на короткое время вернулся к власти в Стамбуле (Константинополе) после краха младотурок.

 

И далее Гарсон сообщает: «Правда, новое турецкое государство, учрежденное в 1923 г., радикально дистанцируется от „Единения и прогресса“, но тратит много сил и денег на отстаивание позиции, что эти преступления были совершены в период войны и не были актом геноцида».

 

Это уже о кемалистском правительстве (Гарсон неточно указывает время его учреждения).

 

И до сего дня официальная Турция называет это результатом гражданской войны, даже согласна на термин «катастрофа», но только не «геноцид». Опасается исков о возмещении ущерба, что ли?..

 

Что же касается других стран и народов, то тоже не все признали, что это был геноцид, и среди этих находятся США и Израиль. Последнее нас особенно огорчает. Почему – читайте ниже.

 

Евреи и армяне

 

Евреи, как известно, две тысячи лет жили среди других народов, под чужим владычеством. Но и армяне тоже большую часть исторического времени жили под чужой пятой. В античную эпоху Армения была яблоком раздора между римской и персидской  империями. То армяне оказывались под одной, то под другой. В Средние века они были то под Арабским халифатом, то под Византией. И так далее. Только на короткие периоды они имели свое государство, ни от кого не зависящее.

 

Но у многих других народов, скажете вы, была подобная судьба и у немалого числа она такова и сегодня. Однако, сходство между армянами и евреями этим не ограничивается.

 

Вот о чем, например, можно прочесть в «Истории Армении»: «Во время войн между калифами и византийскими императорами Армения снова страшно страдала и управлялась частью византийскими, частью арабскими наместниками».

 

Но читаем далее: «Армяне в составе Халифата внесли не малый вклад в арабскую империю. Особенно прославилась армянская династия врачей Ибн Бахтишу. Основатель династии Джибраил ибн Бахтишу в 765 году вылечил умиравшего халифа Аль-Мансура. Его внук, также Джибраил, является основателем первой больницы, которую он построил в Багдаде около 800 года по инициативе халифа Харуна ар-Рашида».

 

О Византии и говорить нечего. Здесь играла еще роль общность религии. Хотя миафизитство армян отличалось от византийского православия, но это было все же христианство. В той же истории читаем: «В Византии армянское население играло важную роль. Множество византийских императоров, полководцев, патриархов, представителей купечества, чиновничества и деятелей культуры были этническими армянами. Император Ираклий был даже миафизитом, так же как и другой император армянин Вардан Филиппик. Святая императрица Феодора и её сын Михаил III происходили из армянской аристократии Мамиконянов.. Также армянское происхождение имели многочисленные другие византийские аристократические роды, Армянское или частично армянское происхождение имели все византийские императоры от Василия I до Василия II (867 1025)».

 

Вернитесь на минутку к разделу «Прелюдия» данной статьи. Там говорится, что в Оттоманской империи ХIХ века армяне находились в приниженном положении, но «оттоманские государственные службы и банковская система были во многом укомплектованы армянами».

 

Это разительно напоминает положение евреев в Германии в начале Нового времени: основная их масса прозябала в гетто, но при княжеских и королевских дворах не могли обойтись без Hofjuden (придворных евреев). Или даже положение евреев в сталинской России, когда для большинства евреев существовала процентная норма в ВУЗах и гласные и негласные ограничения для продвижения по службе, а в то же время еврейские врачи лечили кремлевскую верхушку, а еврейские ученые-физики (Харитон, Зельдович и др.) делали Сталину атомную бомбу.

 

А вот о чем говорится в статье «Армяне и евреи родственные народы» на сайте «otvet.mail.ru»: «Есть исследования, результатом которых стал вывод, что армяне, как и евреи, принадлежат к одному расовому подтипу – арменоидному. По некоторым исследованиям, предками армян, как и евреев, являются халдеи (вавилоняне). Если учесть реализацию в социуме, когнитивные особенности и габитус обоих народов – также много сходства.


Вариантная форма гена, найденного в крови североафриканских евреев, иракских евреев и армян, полностью идентична и имеет одинаковые виды мутаций и иных генетических изменений.


Вторая вариантная форма гена, согласно американским исследователям, обнаружена в крови иракских евреев, ашкеназских евреев, членов мусульманской друзской секты и опять же армян.
Эти два варианта одного и того же гена идентичны и, вероятно, получены от общего предка.
Научные публикации содержат сведения, что мутации „имеют очень древний характер“ и что они предполагают „общий источник для нескольких средневосточных народов“.


У армян и евреев есть еще одна общность (генетически обусловленная): только армяне и евреи болеют периодическим перитонитом; схожи частотой возникновения неспецифического язвенного колита, врожденной патологией т/б суставов и позвоночника, % в популяции синдрома Райли-Дея и др. генетической патологией.


Сложно после этих аргументов отрицать общность двух народов».

А вот, на наш взгляд, исчерпывающее доказательство родства двух народов. На сайте maxpark.com свое мнение на этот счет некто Ильхам Айрумский излагает в статье, которая так и озаглавлена: «Что общего между армянами и евреями?»: «И армяне, и евреи не вкладывали что-либо в развитии цивилизации. Все достижения они украли у других. Их объединяет приспособленчество, беспринципность, алчность. И у тех, и у других много диаспор, разбросанных по всему миру. И те, и другие живут за счет других. И те, и другие враждуют со всеми народами, с которыми живут в соседстве. И те, и другие предъявляют претензии другим народам. У тех и у других есть свои болезни, свойственные только им».

 

Даже болезни ухитрились приватизировать. Что может быть лучшим доказательством родства двух народов, чем ненависть к ним со стороны народов, среди которых они живут? Пользуются их достижениями в науке, искусстве и за эти достижения их (нас) и ненавидят.

 

А теперь обратимся немного к исторической географии: «Урарту (Арарат, Биайнили, Ванское царство) – древнее государство в юго-западной Азии, располагавшееся на территории Армянского нагорья». В скобках даны другие названия государства Урарту. Все указывает на то, что Армения расположена на территории древнего государства Урарту (ХIIIVIII века до н.э.).

 

А теперь заглянем в Библию, еврейскую Тору (Бытие, 15.7): «И сказал ему: Я, Господь, который вывел  тебя из Ура Халдейского, чтобы дать тебе землю сию во владение». Это Господь говорит Аврааму.

 

А вот пришло Аврааму женить сына Исаака. Он обращается к своему доверенному рабу (Бытие, 24, 3-4): «И клянись мне Господом Богом Неба и Богом земли, что не возьмешь сыну моему жены из дочерей Хананеев, среди которых я живу; Но пойдешь в землю мою, на родину мою, и возьмешь жену сыну моему Исааку». И раб таки привез Исааку Ревеку из Ура Халдейского, более того, из того же рода, из которого происходил сам Авраам.

 

Имеются все основания отождествлять Ур Халдейский с Урарту, откуда происходит армянский народ. И географически Земля Ханаанская, то есть Палестина, куда Господь привел нашего праотца Авраама, не так далека от Закавказья, от нынешней Армении и древнего Урарту. Так что генетическое родство между евреями и армянами вполне может иметь основания.

 

Государство Израиль и республика Армения

 

Александр Листенгорт в статье «В преддверии столетия геноцида армян: зрелость мира, история, информация, Израиль и взгляд „обывателя“...» на сайте nashasreda.ru пишет: «В Кнессете ежегодно поднимается вопрос о признании Геноцида армян. В отличие от предыдущих лет, в последнее время обсуждение стало открытым. Политики еврейского происхождения во Франции и США также активно лоббируют данный вопрос. Музей Холокоста беспрекословно признаёт Геноцид арабов, история Геноцида изучается на специальной кафедре Иерусалимского университета и включена в образовательную программу. Кому, как не Израилю, казалось бы, лучше всех понимать армян и всячески их поддерживать? Ответ простой: геополитика. Сегодня Иран является одним из ключевых партнёров Армении в регионе: Иран, власти которого в своих заявлениях неоднократно давали обещание стереть израильское государство с лица Земли… Армения же в переговорах ООН по Палестине обычно занимает сторону непризнанной Автономии».

 

А это из статьи «Не у многих народов так много общего, как у евреев и армян: Глава МИД Армении», опубликованной 7 марта 2015 г. на сайте hayastannews.com: «Не у многих народов так много общего, как у евреев и армян, заявил министр иностранных дел Армении Эдвард Налбандян, выступая 5-го марта в Иерусалиме на концерте местного симфонического оркестра, посвященном 100-летию Геноцида армян, который прошел под лозунгом „С тобой, Армения!“, передает Армянская служба Радио Свобода.

 

«Я хотел бы еще раз процитировать слова одного еврея – очевидца геноцида: „Я с ужасом думаю, кто будет следующим. Когда я иду по пути в святой Иерусалим, я спрашиваю себя – неужели сейчас 1915-ый год, или мы живем во времена Тита или Навуходоносора? Имею ли я право скорбеть только о своем народе, и не проливал ли пророк Иеремия слезы также и по армянам?”», – продолжил он.

 

«Многие считают, что совершенные под покровом Второй мировой войны преступления можно было бы предотвратить, если бы совершенные во время Первой мировой войны преступления против человечества удостоились однозначного осуждения международного сообщества, а ответственные понесли бы достойное наказание. Произнесенные Адольфом Гитлером в 1939-ом году слова „Кто сегодня говорит об истреблении армян“ являются четким напоминанием о том, что безнаказанность и отрицание геноцидов создают благодатную почву для их повторения», подчеркнул глава МИД Армении.

 

«В этом плане народы Армении и Израиля знают и разделяют боль друг друга, испытанную в прошлом. С точки зрения степени осведомленности о Холокосте армянский народ занимает лидирующие позиции в мире. Согласно докладу ЮНЕСКО, Армения является единственной страной в регионе, где в школьной программе содержится прямое обращение к Холокосту. Как показал последний опрос, проведенный Фондом памяти Шоа, в Израиле 88% евреев признают Геноцид армян», – отметил глава МИД Армении.

 

Налбандян сообщил, что в тот же день встретился с президентом Израиля Реувеном Ривлиным, и одной из основных тем этой встречи была ответственность армянского и еврейского народов за предотвращение геноцидов. «В этом плане я хотел бы выразить благодарность пережившему Холокост лауреату Нобелевской премии Эли Визелю, выдающемуся профессору Израэлю Чарни, Яиру Аурону и многим другим еврейским ученым, работы которых, посвященные геноцидам армянского и еврейского народов, высоко оцениваются во всем мире», – сказал Эдвард Налбандян.

 

«У наших народов есть еще одна общая черта: несмотря на попытки нас истребить, мы возродились. Трудно будет сосчитать талантливых искусствоведов, музыкантов, ученых, бизнесменов, которые внесли серьезный вклад в развитие своих областей в 20-ом и 21-ом веках. Тот факт, что Симфонический оркестр Иерусалима включает в свои концертные программы произведения армянских и еврейских композиторов 20-го и 21-го веков, является ясным свидетельством этого возрождения».

 

Из приведенного текста видно, что еврейский народ, в отличие от своего государства, всецело признает геноцид армян и выражает ему в связи с этим свое полнейшее сочувствие. Хотелось бы думать, что армянский народ так же относится к еврейскому народу и пережитому им Холокосту.

 

И надеемся, что недалек тот день, когда соображения геополитики перестанут мешать государству Израиль и республике Армения должным образом относиться друг к другу.