Судьба ЧМ-2018

 

ФИФА и роковые поцелуи Путина

 

В прошлом номере мы сообщили о первых арестах в Международной федерации футбола ФИФА, проведенных в Цюрихе накануне ежегодного конгресса организации.

 

The New York Times 28 мая дала оценку масштабам коррупции, поразившей футбольную организацию: арестованные функционеры, по версии американских правоохранителей, развратили спорт, два десятка лет (именно такой период подпал под расследование. – В. З.) заключая коррупционные сделки и занимаясь подкупом (инкриминируемая в общей сложности сумма взяток – 150 млрд. долларов). «Власти охарактеризовали международный футбол в терминах, которые обычно приберегаются для кланов мафии или наркокартелей, и предъявили обвинения по законам о вымогательстве, которые обычно применяются против вышеупомянутых преступных группировок».

 

Несмотря на разоблачения, конгресс ФИФА не отменили и не перенесли. Более того, конгресс, как ни в чем не бывало – все хорошо, прекрасная маркиза! – переизбрал в должности многолетнего (и по сроку пребывания в должности – с 1998 года, и по возрасту – ему 79 годиков) президента ФИФА Зеппа Блаттера.

 

Скандал, однако, получился столь громким, что, не успел июньский номер «Рубежа» попасть к читателям, как Блаттер объявил о своей отставке. Теперь, согласно Уставу ФИФА, он будет исполнять обязанности президента до следующих выборов, которые состоятся на экстренном конгрессе организации – он должен быть созван предположительно в период с декабря 2015 по март 2016.

 

Но почему не использовали для этого буквально за пару дней до того закончившийся плановый конгресс? Зачем Блаттер выдвигал свою кандидатуру, когда многие после разразившегося скандала требовали его отставки?

 

Видимо, за эти несколько дней Блаттер просчитал ситуацию и решил, что ему выгоднее уйти.

 

Во-первых, категорически против Блаттера выступил Союз европейских футбольных ассоциаций (УЕФА). Его президент Мишель Платини сразу же после арестов в Цюрихе функционеров ФИФА пригрозил, что в случае переизбрания Блаттера УЕФА будет бойкотировать чемпионат мира и, возможно, проведет свой собственный чемпионат.

 

«Отделение Европы в любом виде нанесет решающий удар по президенту ФИФА. 66-летний Аллан Хансен, бывший датский следователь, заседающий в исполкоме УЕФА, заявил, что бойкотирование финального турнира ЧМ-2018 и проведение отдельного турнира является единственным способом реформировать потрясенный скандалом управляющий орган», – написал 2 июня в Independent ее корреспондент.

 

Во-вторых и, возможно, в-главных: расследование американских и швейцарских правоохранителей вполне может затронуть и самого Блаттера. Хотя пока он не арестован, следователи с самого начала заявили, что он не считается невиновным, следствие продолжается.

 

Возможно, Блаттер объявил об отставке, рассчитывая таким образом откупиться, рассматривая это как неизбежное меньшее зло для себя, надеясь, что отставного чиновника оставят в покое.

 

Кажется, это нисколько не помогло.

 

Буквально на следующий день после объявления об отставке The New York Times сообщила, что Зепп Блаттер не просто один из фигурантов дела: «правоохранительные органы США подтвердили, что он оказался в фокусе коррупционного расследования федеральных властей». И далее: «Блаттер несколько дней пытался дистанцироваться от скандала, но ряд официальных лиц США, пожелавших остаться анонимными, заявили, что в своих попытках завести дело на Блаттера надеются договориться о содействии с некоторыми функционерами ФИФА, которым ныне предъявлены обвинения, и добраться до верхушки этой организации».

 

А Би-Би-Си в тот же день, 3 июня, сообщила, что ФБР намерено проверить, как проводилось голосование по чемпионатам мира 2018 и 2022 гг., по результатам которого право на их проведение получили, соответственно, Россия и Катар. Раньше о проведении такого же расследования заявляла швейцарская прокуратура.

 

«Блаттер (а также его юристы) сочли, что в сегодняшнем положении не осталось возможностей для обороны, а дальше, вероятно, будет только хуже», – делает вывод автор статьи в The New York Times, подтверждая в целом нашу версию о причинах принятого Блаттером решения.

 

Ну, и окончательно расставила точки над i 4 июня швейцарская Tages anzeiger: «Еще в этот понедельник Блаттер пришел на работу с намерением остаться президентом Международной федерации футбола, – пишут журналисты Марио Штойбле и Тим Рэн. – Но, как рассказывают приближенные Блаттера, находившиеся рядом с ним на протяжение нескольких последних дней, в то утро давние соратники президента посоветовали ему уйти в отставку». Поскольку анализ расследования, проводимого ФБР, показал, что вероятность привлечения к ответственности Блаттера не исключена. «Блаттер не хотел, чтобы по всему миру разлетелись его фотографии в наручниках».

 

По словам журналистов, понедельник ушел у Блаттера на раздумья, а во вторник глава правовой службы ФИФА укрепил его в намерении подать в отставку.

 

Решение Блаттера, как отмечают наблюдатели, резко повысило шансы на то, что Россия и Катар могут потерять право на проведение чемпионатов мира.

 

Уже 11 июня Европарламент принял резолюцию, в которой говорится, что если в ходе расследования факты коррупции будут установлены, то решения о проведении мундиалей в России и Катаре должны быть пересмотрены. Вообще, пересмотрены должны быть все коррупционно мотивированные решения ФИФА.

 

Не удивительно, что из ведущих мировых держав только Россия и лично ее президент В.В. Путин выражали Блаттеру полную и безоговорочную поддержку, о чем мы сообщили еще в прошлом номере. По мнению Путина, все это громкое дело – результат происков США, в первую очередь, конечно, против России. Однако, по поводу возможных последствий коррупционного скандала для России и ЧМ-2018, Путин с самого начала уверенно заявил: «Не знаю. Нас это не касается». А министр спорта Виталий Мутко объяснил подробнее: «Риска потерять чемпионат мира нет. Блаттер поддержал Россию на выборах, а мы уловили его философию. Россия – открытая и демократическая страна. Наша заявочная кампания была проведена честно. Россия не замешана в коррупции, у нас все честно. Никаких проблем нет».

 

Однако, как выяснилось очень скоро, швейцарские и американские правоохранители имеют некоторые сомнения относительно честности проведенной заявочной кампании, в связи с чем и ведут расследование.

 

В общем-то, нельзя утверждать, что дело против ФИФА не имеет никакой политической подоплеки, связанной с Россией (хотя, с другой стороны, по словам правоохранителей, расследование длится уже не один год, начато гораздо раньше агрессии России против Украины). Саймон Шустер, автор статьи в Time под названием «Россия узрела в скандале с FIFA козни США, направленные против предстоящего чемпионата мира» напоминает, что еще в апреле 13 сенаторов обратились к Блаттеру с просьбой перенести ЧМ-2018 в другую страну, заявив, что «разрешение России провести ЧМ … неуместно повышает престиж режима Путина в момент, когда его следует осуждать».

 

Разве, действительно, уместно повышать престиж России в момент, когда она совершила агрессию против соседней страны? Так же, как неуместно было повышать престиж вторгшегося в Афганистан СССР, принимая участие в Олимпиаде-1980 (и это поняли тогда США и многие другие западные страны), как неуместно было участвовать в берлинской Олимпиаде 1936 года, подпирая престиж гитлеровского режима (чего, к сожалению, не понял тогда никто).

 

Через две недели с небольшим, продолжает Саймон Шустер, Блаттер встретился с Путиным в Сочи. Где заявил, согласно цитате на сайте президента РФ: «И если некоторые политики не особо счастливы от того, что мы отправляемся с чемпионатом мира в Россию, то я всегда им говорю: „Ну что ж? Оставайтесь тогда дома. А мы в России сделаем и поставим на ноги самый большой чемпионат мира по футболу“». Действительно, нельзя исключать, что он накликал на себя проблемы. Не буди лихо, пока оно тихо – русская, кстати, поговорка.

 

Вообще, кажется, плохую услугу оказал друг Владимир другу Зеппу. С самого начала, дискредитировав его в коррупционной сделке по ЧМ-2018. Но и теперь, после того, как скандал разразился, поддержав его всей силой своего авторитета. Который с некоторых пор (как минимум, уже год) в глазах лидеров цивилизованных стран весьма специфичен. Если бы не такая поддержка такого авторитета, возможно, лично к Блаттеру не было бы столь пристального внимания правоохранительных органов США и Швейцарии.

 

Об этом на своей страничке в Facebook 2 июня написал Федор Крашенинников: «Все ведь просто: Путин внутри России создал систему, при которой он все и всегда выигрывает. Но почему-то не хочет понять, что во всем остальном мире это правило не работает. Хуже того, создается система, при которой Путин будет все и везде проигрывать.

 

Такими темпами пойдет – его все шарахаться будут: связался с Путиным – скандал и конец карьеры».

 

Эту же мысль в статье «Неприкасаемые» 4 июня не без сарказма развил Игорь Яковенко:

 

Через три дня после того, как Путин выступил с поддержкой Блаттера, тот ушел в отставку со своего поста. Многие наблюдатели тут же вспомнили судьбу Януковича, у которого неприятности начинались всякий раз, как только Владимир Путин публично выражал ему свою поддержку.

Возможно, Владимир Путин закладывает фундамент своего нового бизнеса, суть которого в том, чтобы брать деньги с политиков и общественных деятелей за то, чтобы не оказывать им свою поддержку, и, тем самым, продлить их политическую и общественную жизнь, сохранив репутацию. На Руси такие методы
  заработка использовали нищие больные сифилисом или проказой, которые бросались на людей с криком: «Дай грош, не то поцелую!» Последнее заявление Меркель о том, что аннексия Крыма является главной угрозой человечеству, показывают, что не только США, но и мягкотелая толерантная Европа окончательно перешли на восприятие Путина и его режима в качестве зачумленного сумасшедшего, с которым нельзя иметь дело. «Опасный неприкасаемый» – отныне таков статус Владимира Путина на Западе. Вскоре этот статус будет принят во всем мире.

 

Приличные люди от Путина шарахаются уже давно. Но, кажется, даже не очень приличные вынуждены будут шарахаться от него, как от прокаженного – иначе сам станешь прокаженным. И карьера пойдет под откос, а то и вообще уголовное дело заведут.

 

Однако, все не так просто. 15 июня сюжет получил неожиданное развитие, снивелировавшее эту историю чуть ли не до уровня анекдота. Достоянием общественности стали слова советника Блаттера Клауса Штелькера о том, что его шеф может и остаться на своем посту, если не появятся достойные кандидаты. То есть, надо полагать, достойные Блаттера, при котором столь пышно расцвела коррупция в ФИФА.

 

По словам Штелькера, Зепп Блаттер получил поддержку со стороны африканских и азиатских футбольных ассоциаций; кроме того, он получает письма поддержки с просьбами не уходить со своего поста. «Пока нет убедительного кандидата на пост Блаттера с тем же уровнем квалификации, знанием языков и футбола», – пояснил общественности Клаус Штелькер.

 

Это он уже, кажется, понабрался от Путина, да вообще нашего отечественного опыта понабрался. В какой из бывших советских республик элита вождя не убеждает электорат, что среди 10, 48, 140 млн. подданных (нужное подчеркнуть в зависимости от страны, о которой идет речь) ну просто нет более достойного кандидата на очередной срок, чем действующий президент? И рядовые граждане и целые производственные коллективы, а также придворные мастера культуры забрасывают Администрацию письмами с просьбой к лидеру нации не оставлять их, сирых, на произвол судьбы… Разница в том, что в случае Блаттера замену престарелому функционеру невозможно найти даже не среди миллионов – среди миллиардов. Просто нет более достойного.

 

И вот еще что здесь конкретно от Путина: слово дал – уйду! – и с той же легкостью взял его назад. Не чужое же взял – свое! Действительно – хозяин своего слова. А кто с этим не согласен, пусть первый кинет в меня камень.

 

Все же, видимо, заявление Штелькера о том, что его шеф может передумать, наделало столько шума, что уже на следующий день, 16 июня, Блаттер вынужден был дезавуировать это свое намерение. Ну, не цирк ли?

 

На сегодня известно, что следующий исполком ФИФА, на котором будет определена дата выборов нового президента, состоится в Цюрихе 20 июля.

 

Вадим Зайдман