Чечня при Путине

 

Чеченцы и русские – двести лет вместе

 

В статье, публикуемой ниже, Андрей Пионтковский приводит обширный фрагмент из давней статьи покойного ныне Дмитрия Фурмана. В этом фрагменте Дмитрий Ефимович попытался представить российскому читателю, как россияне, точнее, русские выглядят в глазах чеченцев после двух веков «братского» сосуществования (тоже ведь «Двести лет вместе»!)

 

И так же, как Солженицын в компании с другими юдо-озабоченными любят порассуждать на тему «за что мы их не любим», так же многие российские «патриоты» (среди которых не только русские, но в том числе даже евреи!) охотно вам расскажут, какая плохая нация чеченцы, какая неблагодарная, коварная и т.д. Знаю это не в теории, не по книжкам – самому приходилось слышать подобные откровения от некоторых наших читателей здесь, в Нюрнберге.

 

Мы не раз уже – в том числе, обсуждая именно трагедию чеченского народа, – писали о том, что многих бед на земле удалось бы избежать, если б люди могли поставить себя на место других, представить, как кому-то может быть плохо. То, о чем 16 лет назад писал Дмитрий Фурман – по сути, об этом же. Если бы россиянам хватило духовного зрения увидеть, что это в их домах проводит зачистку одуревшая от крови и безнаказанности солдатня, что это их города утюжит из чистого поля система «Град», за которой Путин и Сталинград – не было бы, наверное, трагедий ни Чечни, ни Грузии, ни теперь Украины. Уж такой массовой народной поддержки каждой бойни, затеваемой Путиным, этим Чикатилой от политики, точно не было бы.

 

После убийства Немцова, когда с большой долей вероятности выявился чеченский след, многие наблюдатели недоумевали, говоря о неблагодарных чеченцах: ведь никто иной, как Борис Ефимович привез еще Борису Николаевичу миллион подписей за прекращение чеченской войны. Андрей Пионтковский вспомнил еще Анну Политковскую, исполнителями убийства которой также были чеченцы – а уж Политковская билась за чеченцев, как, может быть, никто другой из россиян.

 

Но тот же Пионтковский и объясняет этот кажущийся парадокс. Это мы четко различаем: Путин и его военщина – и Анна Политковская и Борис Немцов. А для чеченцев, переживающих, по сути, почти не прекращающийся геноцид в 19-м, 20-м и теперь уже и в 21-м веке, русские неразличимы. Все на одно лицо, как японцы или китайцы. Все – враги, истребляющие чеченский народ. Собственно, уже Лев Толстой это понимал (см. цитату из «Хаджи-Мурата» у Пионтковского), а это ведь был еще только 19-й век. Главное было впереди.

 

Увы, но правда, даже неприятная, не перестает от этого быть правдой.

 

Как тут не вспомнить «Тучку» Анатолия Приставкина, когда за зверства НКВДешников, депортировавших чеченцев, расплатился один из братьев Кузьминых – Сашка, не сделавший чеченцам никакого зла…

 

Эти два народа, с такой историей «взаимоотношений», должны разойтись, как расходятся не терпящие друг друга супруги.

 

Путин все оправдывал «референдум» в Крыму и право на самоопределение востока Украины прецедентом Косово. Но ни в Крыму, ни на востоке Украины никто не притеснял людей за их русскоязычность, не говоря о том, чтобы преследовать или убивать их за это (не путать с экономическими трудностями, которые в равной мере испытывали жители всех регионов страны). А косоваров убивали, как убивали чеченцев. Разница в том, что чеченцев убито на порядок больше.

 

Многие граждане Украины, ощущавшие еще год назад россиян братским народом, теперь считают их врагами. Всего за год настолько все изменилось! Что же говорить о чеченцах, которых русские учили ненависти в течение двух веков?!

 

Можно ли при этом рассчитывать, что «злой чечен» вдруг станет добрым и добровольно согласится по-прежнему жить с русскими в одном доме?

Вадим Зайдман