Авгиевы конюшни истории

 

 

Израиль ЗАЙДМАН

Наградить нельзя осудить

 

Пакет по декоммунизации

 

9 апреля Верховная Рада Украины одобрила 4 законопроекта, получившие в прессе общее название «Пакет по декоммунизации» (см. в №5 «Рубежа» материал «Декоммунизация Украины»). Мы, однако, считаем, что они неравнозначны. Перечислим их названия.

 

«Об увековечении победы над нацизмом во Второй мировой войне 1939 – 1945 годов».

 

«О доступе к архивам репрессивных органов коммунистического тоталитарного режима 1917 – 1991 годов».

 

«Об осуждении коммунистического и национал-социалистического (нацистского) тоталитарных режимов и запрет пропаганды их символики».

 

«О правовом статусе и памяти борцов за независимость Украины в ХХ веке».

 

Первый из них может вызвать неприятие разве что у закоренелых путиноидов – по той причине, что увековечивает он победу не в Великой Отечественной, а во Второй мировой войне. Оно и понятно: Вторую мировую начинали вдвоем Гитлер и Сталин, и полтора года они были в ней союзниками.

 

То же можно сказать о втором законе. В марте 2014 года Межведомственная комиссия РФ по защите государственной тайны постановила: еще на 30 лет (до 2044 г.) продлить сроки засекречивания сведений о деятельности ВЧК-ГПУ-КГБ в 1917-1991 гг. Это означает, что их деятельность в 20-е – 30-е годы прошлого столетия окажется засекреченной более чем на 100 лет! Такого нет ни в одной мало-мальски цивилизованной стране мира. Недоступны многие важные материалы о Второй мировой войне.

 

Путин решил поставить историю на службу сохранения его режима, и чем меньше люди будут знать о прошлом своей страны, тем легче будет втирать им очки. А украинские архивы могут многое открыть. Ужасно…

 

Третий закон не только ставит на одну доску коммунистический и нацистский режимы, но и запрещает пропаганду их идеологии, предусматривает снос памятников деятелям советского режима, переименование городов, улиц и прочих объектов, носящих их имена.

 

Тут уже всполошились пуристы (по-русски лучше сказать «чистоплюи») в самой России и на Западе. Так, 20 мая обозреватель «The Bloomberg View» Леонид Бершидский писал: «Стремление украинцев обрести европейскую идентичность и порвать с советским прошлым – величайшее политическое богатство Порошенко». Но: «Попытки Украины аннулировать ее советское прошлое – такая же крайность, как некоторые действия ненавистной „постмодернистской империи“ Владимира Путина». В «крайности» обозреватель включает, в частности, избавление от топонимики советских времен.

 

Аннулировать прошлое невозможно (будущее еще можно попытаться), но порвать с ним можно. Однако, вряд ли вам это удастся, если вы будете бояться избавиться от символов этого прошлого. Как бы вы отнеслись к тому, что приехав в Нюрнберг, вы обнаружили бы площадь Адольфа Гитлера, улицу Генриха Гиммлера, стадион имени нацистских съездов?

 

Но самые бурные дебаты вызвал закон «О правовом статусе и увековечивании памяти борцов за независимость Украины в ХХ веке». За проявление  неуважения к этим борцам предполагается «ответственность в соответствии с действующим законодательством». Пока нет ясности, в чем будет выражаться ответственность – навесят ли штраф или можно и срок схлопотать.

 

Кстати, в число «борцов», которых положено чтить, попадает и автор этих строк, бывший в числе учредителей («фундаторив») «Народного Рука Украины» на Запорожье и членом  первого состава его правления. А «Народный Рух» указанным законом включен в число организаций,  которые в ХХ веке боролись за независимость Украины. Так что пусть кто-нибудь только попробует на меня лапу поднять. Украина, очевидно, потребует экстрадиции злодея и предаст его справедливому суду. Берегитесь!

 

Оценки закона

 

Далее у нас пойдет речь только об этом, четвертом, законе, встретившем наиболее острую критику.

 

Фред Уэйр и Моника Ренбала 12 мая в «The Christian Science Monitor» в статье под заголовком «Почести, отдаваемые украинским националистам, возмущают жертв этих людей в Польше» писали: «Эти бойцы УПА, наряду с другими украинскими националистическими группировками, проводили в период войны малоизвестную кампанию этнических чисток, пытаясь убрать нежелательные для них слои населения – например, евреев и поляков – с территории, которую они сочли территорией будущего независимого украинского государства. От их рук погибли до 100 тыс. поляков.

 

Но именно они, наряду с фашистом Степаном Бандерой, основателем и лидером УПА, будут воспеты как „борцы за украинскую независимость“ в силу спорного пакета законов, который в апреле был принят украинским парламентом. Споры об истории украинских фашистов – не просто перебранка Москвы и Киева, это более глубокая проблема: как согласовать мрачные страницы прошлого Украины и ее попытки обрести современную идентичность?».

 

Уже известный нам Леонид Бершидский в той же статье, в которой он, на наш взгляд, неосновательно критиковал украинские власти за запрет советско-коммунистической символики, не обошел вниманием закон, о котором у нас сейчас речь.

 

Кстати, статья его имеет звонкое название «На Украине нацисты берут верх над коммунистами». Соответственно, он пишет: «В эти дни на Украине царит ситуация: „Прощай, Ленин, привет, пособники нацистов“… Порошенко подписал закон, предписывающий украинцам чтить ряд националистических организаций, которые действовали до и во время Второй мировой. Некоторые из них – ОУН и УПА – воевали бок о бок с нацистами и выполняли приказы немецких оккупантов.

 

40 историков из крупных западных университетов написали открытое письмо Порошенко и украинским парламентариям, протестуя против этого закона. Его осудил и „Музей-мемориал Холокоста“ в США».

 

17 мая «Jerusalem Post» выступила со статьей «Путин прав – Украина наводнена фашистами». Другие израильские СМИ обошлись без ссылок на «большого друга» Израиля, но закон тоже критиковали.

 

Самой острой критике закон подвергся со стороны известного российского историка Марка Солонина. 5 мая, когда закон еще не был подписан украинским президентом, он вместе с американским  историком и журналистом Алексеем Собченко через украинское издание «Гордон» обратился к Петру Порошенко, заклиная его не утверждать закон, ибо, как они писали, путинские агенты в США с замиранием сердца ждут этого, чтобы начать широкомасштабную антиукраинскую кампанию. Но для категорического неприятия Солониным (и не только им) этого закона, как мы увидим ниже, имеются и более веские причины. К их рассмотрению мы и обратимся.

 

ОУН и евреи

 

14 мая израильский сайт il24.ru опубликовал статью под заголовком «ОУН и евреи. Предтечи Холокоста». Читаем: «Наш сайт начинает серию публикаций, которые непредвзято и открыто устами современных историков рассказывают о той роли, которую сыграла Организация украинских националистов в судьбе евреев Украины 30-40-х годов прошлого века. Мы постараемся также хотя бы в общих чертах показать взаимоотношения украинцев и евреев времен Второй мировой и попытаемся ответить на вопрос о роли украинского населения в событиях, сопутствующих Холокосту…

 

Начнем мы свое повествование с 1929 года, когда на территории Галичины была образована Организация украинских националистов – террористическая (не в смысле ругательства, а в смысле методов деятельности), запрещенная официальными польскими властями структура, поставившая себе целью создание независимого украинского государства путем вооруженной борьбы против Польши и СССР.


Уже через год, в августе-сентябре 1930-го боевики ОУН совершают первые нападения на галицких евреев. Речь пока идет не о физическом насилии, а лишь о 17 поджогах еврейского имущества (данные госархива Львовской области). Откуда такая ненависть? Дело в том, что экономическая платформа ОУН базировалась на идее устранения и даже уничтожения чужого частного финансового и промышленного капитала из украинских территорий…

 

Все это сопровождалось распространением листовок антиеврейского содержания (130 случаев) с новыми акцентами. В них уже фигурируют положения о „еврейской неволе“, „желании по нашим трупам добыть власть над целым миром“. Листовки, которые были распространены в с. Коростов Здолбуновского уезда, призывали к гражданской обструкции („Не имейте евреев приятелями!“). Авторы, по сути, взяли на вооружение нацистские лозунги, обвиняли евреев в стремлении к мировому господству, финансированию социалистических и коммунистических выступлений в планетарном масштабе, желании подчинить своей воле украинский народ и владычествовать над ним…


Основное преступление ОУН по отношению к евреям Западной Украины состоит в том, что ее политика сформировала антиеврейский образ мышления в среде той части населения, которая симпатизировала организации и ее программе. Святая идея построения своего государства почему-то увязывалась идеологами ОУН с устранением с украинской земли национальных меньшинств, и евреи оказались в числе тех, кого надо было устранить в первую очередь… На фоне всех рассмотренных фактов очень смешно и неуклюже выглядят заявления тех, кто сейчас заявляет о полной непричастности украинских националистов к акциям против евреев».

 

Авторы ссылаются на документы, предоставленные им украинскими историками. Тем не менее, как мы увидим ниже, некоторые положения статьи не точны. Говорить о «полной непричастности украинских националистов к акциям против евреев» действительно смешно, но евреи не были «в числе тех, кого надо было устранить в первую очередь».

 

И «очень смешно и неуклюже» выглядит непонимание авторами статьи того, что примерно таким же в 30-е годы ХХ века отношение к евреям было почти во всей Европе да и в Северной Америке (США и Канаде) тоже. Именно поэтому в моем двухтомнике «Двести лет вместе» красной линией проходит мысль, что Холокост был общехристианским проектом. А из заголовка обсуждаемой статьи можно сделать вывод, что, не появись в Западной Украине ОУН, никакого Холокоста в Европе и не случилось бы. 

 

Мы неоднократно обращались к этой теме на страницах «Рубежа». Так, в январском номере 2008 г. мы обсуждали состоявшееся в октябре 2007 г. присвоение тогдашним президентом Украины Виктором Ющенко бывшему командующему Украинской повстанческой армии (УПА) Роману Шухевичу звания Героя Украины. Посетивший вскоре после этого события Израиль Ющенко в беседе с руководителем мемориала Яд ва-Шем Йосифом Лапидом заявил, что нет никаких доказательств причастности Шухевича и его батальонов к карательным акциям, и выразил готовность вести диалог с израильтянами для выявления всей правды о трагических событиях 1940-х годов.

 

То есть сам Ющенко признавал, что «всю правду» о тех событиях еще предстоит выяснить. В связи с этим мы писали, что до ее выяснения Ющенко стоило воздержаться от присвоения Шухевичу высокого звания.

 

Ровно год спустя, в январском номере 2009 г., в более обширной статье под заголовком «Роман Шухевич и другие герои», мы вернулись к этой теме. В статье сообщалось, с одной стороны, о заявлении Йосефа Лапида, что в Яд ва-Шеме имеется обширное досье, подтверждающее участие Шухевича и руководимых им войск в еврейских погромах, и, с другой стороны, о заявлении  советника Службы безопасности Украины (СБУ) Владимира Вьятровича, о том, что посетившая Яд ва-Шем украинская делегация пришла к выводу: «Никаких досье на Романа Шухевича в архивах Яд ва-Шем нет».

 

Мы обратились в Яд ва-Шем с просьбой внести ясность в ситуацию. Воспроизводим еще раз полученный нами ответ: «Отчет Яд ва-Шем по поводу Шухевича (на иврите) стал доступен лишь недавно. В отчете говорится, что на основании свидетельских показаний можно утверждать, что батальон „Нахтигаль“ регулярно принимал участие в акциях по уничтожению евреев. Прямых свидетельств об участии Шухевича в этих акциях нет, но в качестве командира батальона он не может не нести за них ответственность».

 

Вьятрович по этому поводу сказал, что представленные в Яд ва-Шеме украинской делегации «копии документов являются фрагментами материалов, сфабрикованными КГБ СССР».

 

Напомним, с чего начинался Холокост на территории Украины. К началу войны население Львова составляло 340 тысяч человек, в том числе более 100 тысяч евреев. В последних числах июня работники НКВД, прежде чем бежать из города, зверски уничтожили во львовских тюрьмах около 7 тысяч заключенных – всех подряд, не разбираясь даже в том, кто в чем обвинялся. Таков был приказ свыше, ибо то же повторилось во многих советских городах – от Риги до Ростова-на-Дону. Как сказал Марк Солонин, «у этих разрытых могил одна диктатура передавала эстафету другой».

 

Кто составлял основной контингент тюрем на недавно «освобожденных» советами территориях? Естественно, представители «эксплуататорских классов». Поскольку евреи составляли около трети населения Львова, и многие из них, конечно, относились к «эксплуататорам», они составили добрую часть убитых узников. Но в Европе, в восточной ее части особенно, с не очень давнего большевистского переворота бытовало мнение, распространявшееся бежавшими из России черносотенцами, что советская власть – жидо-большевистская. А нацисты это мнение еще и подогревали.

 

Состояние людей, которые обнаружили среди убитых заключенных своих родных и близких, представить нетрудно. Жажда мести застилала глаза. Кому мстить? Большевики сбежали, а жиды – вот они, тута. Это не было организованным убийством, как позднее. Это был натуральный погром, в котором немцы непосредственного участия не принимали. С 1 по 3 июля было убито около 4 тысяч евреев.

 

Кто были убийцы? Украинцы, больше некому. Это могли быть просто отдельные энтузиасты, а также члены организованной немцами в первые дни оккупации украинской полиции. Батальон «Нахтигаль» в те дни был расквартирован во Львове, и ряд источников утверждает, что его легионеры тоже приняли участие в погроме.

 

А далее было всякое. Феликс Левитас, защитивший в 1997 году докторскую диссертацию на тему «Евреи Украины в годы Второй мировой войны» считал: «Общей точки зрения на „еврейский вопрос“ у украинских политиков не было. С самого начала против нацистских методов и провокаций в западных регионах Украины выступили деятели ОУН – писатель и публицист Юрий Липа, редактор и экономист Лев Лукашевич, известный поэт Евгений Маланюк. Согласно документам, некоторая часть представителей ОУН колебалась, часть считала, что надо следовать немецким руслом». Что тогда означало «немецкое русло», объяснять не надо.

 

В апрельском номере «Еврейской газеты» 2008 г. Сью Фишкофф в статье «Если не мое поколение, то кто же?» рассказал о партизанском отряде в Карпатах, созданном евреями, бежавшими из лагерей и гетто: «…отряд из примерно 150 мужчин и женщин не раз вступал в столкновение с Украинской повстанческой армией Степана Бандеры. Мужчины сражались, а женщины оставались в землянке. Однажды, когда он с товарищами ушел из лагеря на очередную боевую операцию, люди Бандеры обнаружили землянку и забросали ее гранатами, убив всех женщин».

 

В первое десятилетие нынешнего века объективным освещением украинского повстанческого движения прославился молодой ленинградский историк Александр Гогун. Главную его книгу на эту тему «Между Гитлером и Сталиным. Украинские повстанцы» нам найти не удалось.Но мы располагаем статьей «Евреи в борьбе за независимую Украину», написанной Александром Гогуном в соавторстве с Александром Вовком (журнал «Корни», № 25, 2005 г.).

 

Не правда ли, интригует уже сам заголовок статьи? А это из ее текста: «Изначально в идеологии Организации украинских националистов (бандеровцев) присутствовал антисемитизм, который, впрочем, существенно уступал их русо- и полонофобии, а также антикоммунизму. В решениях установочного съезда ОУН(б) в 1941 году значилось: „Евреи в СССР являются преданнейшей опорой господствующего большевицкого режима и авангардом московского империализма в Украине. Противоеврейский настрой украинских масс использует московско-большевицкое правительство, чтобы отвлечь их внимание от действительного виновника бед, и чтобы в час взрыва направить их на погромы евреев. Организация украинских националистов борется с евреями как с опорой московско-большевицкого режима, одновременно осведомляя народные массы, что Москва – это главный враг“».

 

В феврале-марте 1943 года националисты создали на Волыни УПА. Авторы сообщают: «Приход в Повстанческую армию больших масс крестьян, нехватка определённых профессиональных кадров потребовали от командования быстрого решения этих проблем. Вот именно на этом вооруженном этапе украинского освободительного движения документально фиксируется участие в нем евреев. Тут, очевидно, можно предполагать, что деятельность украинских повстанцев была не чужда евреям – выходцам с Украины, для которых украинский язык нередко был вторым, а возможно и первым родным языком».

 

В первую очередь требовались врачи, особенно хирурги. Повстанцы выводили их из гетто и лагерей. Авторы отмечают их самоотверженную работу. Они обслуживали не только отряды повстанцев, но и окрестное население. Участие врачей-евреев в УПА подтверждается и множеством других авторов.

 

Но, конечно, если представлялась возможность вырваться из гетто или лагеря, этим пользовались и другие евреи, вливаясь в отряды в качестве простых бойцов. Ну, чем не жидобандеровцы?  

 

Гогун и Вовк сообщают о Лейбе Иосифовиче Домбровском, юристе, который «стал сотрудником политического отдела УПА», ее «наивысшей политической структуры».

 

Однако, не обходят они и факты противоположного характера: «В 1999 году украинский исследователь Иван Патриляк в своей работе „Легионы украинских националистов“ опубликовал документ, свидетельствующий, что военнослужащие украинского батальона „Нахтигаль“, который возглавлял будущий главком УПА Роман Шухевич, из антисемитских побуждений перестреляли всех евреев, встреченных в небольшой деревушке под Винницей».

 

Известно, что батальон «Нахтигаль» был немцами летом 1942 г. расформирован. Из чего можно заключить, что описанное злодеяние имело место не позднее начала 1942 г.

 

Описывают авторы и другие случаи участия бандеровцев в антисемитских акциях – не столь кровавых. Однако, в целом речь идёт об отдельных инцидентах, а не о планомерном участии в геноциде евреев. В 1954 году в конгрессе США состоялись соответствующие слушания, которые сняли с ОУН обвинения в причастности к Холокосту.

 

Немецкий историк Дитер Поль, выступавший в качестве эксперта на процессе в Мюнхене по делу Ивана Демьянюка, дал такую оценку политике ОУН в отношении евреев: «Я считаю, что в 1941 году антисемитизм в ОУН был довольно сильным и отдельные бойцы ОУН принимали участие в погромах. ОУН также вела антисемитскую пропаганду. Позднее члены организации отказались от этого. Их начали преследовать немцы, которые не хотели создания независимой Украины». Вывод эксперта: «Отдельные группы УПА убивали евреев, которые скрывались от нацистов в лесах. Но были случаи, когда отряды УПА спасали евреев. Объективной информации очень мало».

 

Неоценимую информацию на эту тему содержит опубликованная 14.10.2007 г. на сайте regnum.ru статья российского историка Александра Дюкова, озаглавленная «Об участии ОУН-УПА в Холокосте – „Москва и жидовство – главные враги Украины“». Ценность ее в том, что Дюков – не просто российский историк, а историк откровенно «патриотического», то есть имперского направления. Об этом свидетельствуют, в частности, названия двух его книг: «За что сражались советские люди» и «Миф о геноциде: Репрессии советских властей в Эстонии».

 

Такой автор точно уж не станет обелять украинских националистов. В начале статьи он подробно и в целом правдиво описывает антисемитскую составляющую в программах и выступлениях лидеров и идеологов украинских националистов в предвоенное время и в начале войны.

 

Далее он рассказывает, что немцы были очень довольны участием созданной ими украинской полиции в решении «еврейского вопроса», в частности, в Бабьем Яре. Но следом он пишет: «Признание заслуг украинской полиции не мешало оккупационным властям очищать эти подразделения от членов ОУН; некоторые националисты были расстреляны в том же Бабьем Яре».

 

Все понятно: бандеровцы быстро поняли,  что немцы не заинтересованы в создании независимого украинского государства, а немцы, в свою очередь, уловили эту перемену в их настроении.

 

Дюков пытается темнить: «Переход ОУН в оппозицию к немцам не повлиял на их крайне негативное отношение к евреям. Согласно немецким документам, новый лозунг националистов звучал так: „Хай живе самостiйна Украοна без евреοв, полякiв и немцiв“». А куда ж делись «москали»? Да и в самые темные времена евреи не стояли первыми в бандеровском списке врагов Украины.

 

Дюков сам себя опровергает: «В начале 1942 года немецкие спецслужбы, впрочем, зафиксировали странное явление: украинские националисты свернули свою антисемитскую пропаганду… В печатной пропаганде националистов1943 – 1945 гг. (журналы „До зброο“ и „Повстанец“) мы не найдем прямых антисемитских выпадов. Более того, в апреле 1942 года Вторая конференция ОУН(Б) приняла следующее постановление: „Невзирая на негативное отношение к евреям как к орудию московско-большевистского империализма, считаем нецелесообразным в настоящий момент международной ситуации принимать участие в антиеврейской акции, чтобы не стать слепым оружием в чужих руках и не уводить внимание масс от главных врагов“».

 

Дюков и далее пытается наводить тень на плетень, утверждая, что перемена в отношении бандеровцев к евреям имела место только в печатных изданиях, а в устной пропаганде они, дескать, продолжали натравливать народ на евреев. Неубедительно.

 

Другой его довод состоит в том, что, разочаровавшись в немцах, украинские националисты перенесли свои надежды на западные страны, и пытались улучшить свой имидж в их глазах. Это было бы справедливо для 1944 г., но не для начала 1942 г.

 

Общий вывод из данного раздела: отношение бандеровцев к евреям было в разное время и, вероятно, в разных частях этого движения неоднозначным. И, по крайней мере, евреи никогда не были для украинских националистов первым врагом. Высшую ступеньку на этом «пьедестале почета» оспаривали в их глазах поляки и «москали».

 

Во всех этих рассуждениях надо еще учитывать, что где-то к середине 1943 г. евреи как объект возможного нападения практически исчезли. Ну, не стало, на кого нападать…

 

ОУН и поляки

 

6 мая на «Радио Свобода» несколько российских историков обсуждали тему празднования в России 70-летия победы. Вел передачу политический обозреватель РС Михаил Соколов. Была затронута и тема злополучного украинского закона (на тот момент еще законопроекта) и, шире, тема политики бандеровского движения.

 

В ходе обсуждения один из его участников, известный российский историк и публицист Марк Солонин сказал: «Фактом является то, что Украинская повстанческая армия, ее самая крупная операция, самая „успешная“ операция – это этническая чистка на Волыни, то, что вошло в историю под названием „волынская резня“. Была поставлена командованием этой армии задача выгнать поляков, а простые парни, бывшие полицаи, которые полтора года занимались геноцидом евреев, которые составили командование и костяк этой Украинской повстанческой армии, они эту задачу реализовали так, как они привыкли».

 

То есть командование УПА вроде бы и не планировало убийство поляков, а только их изгнание с Волыни, но исполнители переборщили. Но что, у командования не было никаких возможностей проконтролировать исполнение? Или, может быть, оно и само было не против радикального «решения вопроса»?

 

Другой участник обсуждения доктор исторических наук, профессор Александр Галкин, участник военных действий в том регионе, рассказал: «Когда мы вышли на западную Украину, продвинулись вперед, в нашем тыле остался вакуум. Как раз в этом вакууме началось безвластие, началось массовое уничтожение польского населения. Как раз я вернулся, меня отправили по делам в тыл, я остановился у села, в котором мы стояли до этого две недели, хотел просто поздороваться с хозяевами, которые очень хорошо меня приняли, помогли мне. Это огромное село, костел посередине, я увидел дикие развалины. Несколько стариков объяснили мне, что как только мы ушли вперед, пришли бандеровцы и уничтожили все население подчистую. Женщины и дети спрятались в костел, думая, что они там спасутся, они взорвали костел вместе с людьми.

 

Знаете, я стоял на пригорке, смотрел на это, я здоровый мужик, 22 года, прошедший войну, видевший очень многое, я первый раз в жизни заплакал. Поэтому меня не надо спрашивать насчет моего отношения к бандеровскому движению и западно-украинскому фашизму. Я не специалист по Украине, но эта сторона дела у меня глубоко на сердце оставшаяся. С тех пор прошло 72 года, я это не забуду».

 

Фред Уэйр и Моника Ренбала в цитированной выше статье в «The Christian Science Monitor» дополнили картину: «В 1943 году, когда Щепан Секерка был подростком, нерегулярные подразделения украинских националистов вошли в его село на Волыни и жестоко убили 16 членов семьи. Его голос и сегодня дрожит, когда он описывает, как эти люди, члены УПА, убили всех, кого смогли отыскать, в том числе женщин и детей».

 

Я проработал целый ряд статей, имеющихся на эту тему в интернете. Поверьте, это очень тяжелое чтение, еще тяжелее смотреть на сопровождающие многие из статей фотографии.

 

Резня началась в марте 1943 г. и достигла своего пика в июле того же года. Разные источники указывают различное число жертв с польской стороны. Усредняя разные значения, можно прийти к цифрам в 50-60 тысяч человек. Сейм Польши 15 июля 2013 г. в резолюции, посвященной 70-летию события, назвал число жертв около 100 тысяч.

 

Поляки организовали сопротивление резне, но в силу разных причин оно оказалось недостаточным, чтобы остановить насилие. Число жертв с украинской стороны было раз в 10 меньше.

 

На Волыни польские и украинские села шли вперемешку, поэтому нередки были смешанные семьи. Они вырезались тоже. Описан случай, когда в одну такую семью с отрядом УПА заявился племянник украинки, бывшей замужем за поляком. Племянник предложил тетушке убить мужа, тогда ее оставят в живых. Та, естественно, отказалась, после чего племянник, выполняя патриотический долг, убил обоих. Были случаи, когда украинцы заступались за польских соседей или вообще возмущались резней. Некоторые из них тоже поплатились за это жизнью.

 

Попутно вырезались и попадавшиеся под руку представители других национальностей. Так, в прикарпатском селе Куты наряду с поляками была полностью уничтожена армянская община, обитавшая там еще со времен Средневековья.

 

В сознании как-то не совмещаются две вещи. Вскоре после описываемых событий западным украинцам пришлось столкнуться с советской военно-карательной машиной. Силы были явно неравными. Но сопротивление здесь длилось до начала 1953 г., то есть почти 10 лет – как ни в одной другой из стран или территорий, которым выпало счастье быть освобожденными Красной армией.

 

Более того, целый ряд советских граждан, оказавшихся в ГУЛАГе вместе с западными украинцами, отмечали их высочайший моральный дух, несравнимый с духом  других категорий заключенных. Как совместить этот высочайший моральный дух с глубочайшей аморальностью, проявленной этими же людьми в резне 1943 г.? А многие из них, как справедливо отметил Марк Солонин, до того еще успели отметиться в созданной немцами украинской полиции на ниве решения «еврейского вопроса». Когда руководству ОУН стало ясно, что немцы не мечтают о независимой Украине, был брошен клич: ну-ка, хлопцы, да с оружием по лесам на борьбу с поляками и советскими партизанами! И все это в одном флаконе!

 

Все ли фашисты одинаковы?

 

Выступая в упомянутой выше дискуссии на «Радио Свобода» от 6 мая, Марк Солонин так углубил свою оценку деятельности ОУН: «Организация украинских националистов (ОУН) в 1920-е годы возникла, как типичная фашистская организация, не в ругательном, а в содержательном смысле слова, такая же, как была у Муссолини, как были в Хорватии у усташей.

 

Это был обычный нормальный набор фашистских идей: тоталитарное государство, культ сильной личности, диктатура несменяемого вождя, который ответственен только перед Богом и собственной совестью, мононациональное государство, этнические чистки, выгнать всех иностранцев с наших исконных земель и так далее. Нормальный букет фашистской идеологии, который естественным образом был дополнен фашистской практикой, прежде всего внутри самой организации, абсолютно тоталитарное устройство недемократическое, террор, причем жертвы террора, в большей степени погибли в 1920-30-е годы украинцы, которые не были согласны с такими подходами к делу, а не поляки.

 

Что интересно, сейчас идет достаточно бурная дискуссия у меня на сайте, я в очередной раз убедился, что по поводу фактов, которые я привожу и в этом коротеньком письме, которое мы написали с Собченко, у меня на сайте сейчас висит огромная, 135 тысяч знаков статья по истории бандеровского движения, факты не вызывают никаких возражений.

 

Даже оценки как фашистской организации, фашистского движения не вызывают возражений. Даже оценка „волынской резни“, как этнической чистки, не вызывает возражений. Но, оказывается, не все согласны с тем, что всех фашистов надо одинаково не любить. На мой взгляд, к Бандере, Гитлеру и Сталину просто вменяемый человек должен относиться одинаково. То есть если он любит Сталина, он должен по логике из тех же самых соображений… любить Гитлера и Бандеру. Если он не любит Гитлера, он должен не любить Бандеру и Сталина.

 

Я считаю, что именно потому, что в недавней истории Украины есть такая черная кровавая страница, как бандеровское движение, именно поэтому в Украине должна быть нулевая терпимость по отношению к любым поползновениям, хоть как-то, что-то, исподволь, исподтишка заниматься героизацией фашистов».

 

Такая категоричность, видимо, смутила Михаила Соколова, и он попросил уточнить: «Даже если они после войны, предположим, как УПА, боролись со Сталиным?»

 

Последовал ответ: «Я вам скажу больше: на протяжении всей войны Гитлер самоотверженно боролся со Сталиным. В этой борьбе он сложил свою жизнь. И Геббельс сложил свою жизнь, и Гиммлер сложил свою жизнь в беззаветной борьбе против Сталина».

 

Но вы заметили: чуть выше Солонин признал, что на его сайте читатели в своих комментариях во всем с ним согласились, но с тем, «что всех фашистов надо одинаково не любить», согласились не все. Я с этим тоже не согласен.

 

В начале данного раздела приведено высказывание Солонина, что фашистская организация ОУН была такая же, «как была у Муссолини». Куда уж, казалось бы, фашистее. Муссолини создал первую фашистскую партию в Европе, так сказать, образец, и он был ближайшим союзником Гитлера.

 

Я позволю себе привести на этот счет небольшие выдержки из раздела 2 главы 13 моего труда «Двести лет вместе». Приводится мнение английского историка Пола Джонсона: «Гитлер обнаружил, что союзная Италия менее склонна сотрудничать с ним в еврейском вопросе. Сам Муссолини всю жизнь колебался между филосемитизмом и антисемитизмом… Среди основателей движения фасции ди комбанименто было пятеро евреев, евреи были активны во всех направлениях фашистского движения. Научная статья об антисемитизме была написана для фашистской энциклопедии еврейским богословом. И биограф Муссолини, Маргарита Сарфатти, и его министр финансов, Гвидо Юнг, были евреи. Когда Гитлер пришел к власти, Муссолини выступил в роли европейского защитника евреев…

 

Когда дуче уступил Гитлеру, его антисемитская сторона вышла на первый план, но у нее не было глубоких эмоциональных корней. Внутри фашистской партии и правительства имелась определенная антисемитская прослойка (а покажите сегодня такую партию и такое правительство, где этой прослойки бы не было – И. З.), но она была намного менее мощной, чем в вишистском режиме, и, по-видимому, совсем не пользовалась популярностью.

 

Италия, в ответ на германское давление, приняла в 1938 г. нацистские законы, и, когда война началась, некоторые евреи были посажены в лагеря. Но вплоть до того момента, когда в 1943 г.  итальянская капитуляция отдала половину страны во власть немецкой военщины, Гиммлеру не удавалось привлечь ее к окончательному решению».

 

Сходного мнения придерживался и французский историк еврейского происхождения Лев Поляков: «В 1934 и даже в 1936 году Муссолини насмехался над расизмом Гитлера. После подписания „Стального пакта“ в 1938 году он был вынужден идти по следам бывшего австрийского ефрейтора в том числе и в еврейском вопросе и ввел антисемитское законодательство. Однако пока дуче оставался у власти не могло быть и речи о депортациях. Более того, итальянское военное командование предприняло в 1941-1942 годах на иностранных территориях, оказавшихся под его контролем (южная Греция, Хорватия, юго-восточная Франция), акции по систематическому спасению евреев, не только запретив доступ на эти территории Эйхману и его подручным, но даже доходя до того, чтобы вырывать „неарийиев“ из рук французских жандармов и хорватских убийц».

 

Еще об одном фашисте генерале Франко известно, что он спас около 200 тысяч евреев, распорядившись своим посольствам в разных странах выдавать им испанские визы. Большую услугу антигитлеровской коалиции он оказал тем, что даже при личной встрече с Гитлером наотрез отказался пропустить немецкие войска в Гибралтар.

 

Так что дело не в ярлыках, и не ко всем, кто считался фашистом, следует относиться одинаково. Кстати, и сам Солонин ярлыков не придерживается. Сталин был не меньшим злодеем, чем Гитлер, а его режим был явно более тоталитарным, чем нацистский, однако по официальной политологической классификации его режим относится отнюдь не к фашистам, а к левым диктатурам.

 

А в Европе 30-х годов прошлого века добрую половину правящих режимов можно было назвать фашистскими или полуфашистскими. Было ощущение, что демократия и либерализм сдают позиции под натиском тоталитарных и авторитарных режимов. Что-то подобное ощущается и ныне.

 

Ведущий передачи на «Радио Свобода» Михаил Соколов внешне как будто соглашается с Солонинным, что ко всем фашистам следует относиться одинаково («прекрасная позиция»), но, судя по некоторым косвенным признакам, все же сомневается в этом.

 

Вот, например, такая его реплика: «Не упускаем ли мы, описывая Вторую мировую войну, тот факт, что она была не просто противостоянием нацизму, но еще и сопровождалась несколькими гражданскими войнами и на оккупированной территории СССР, и во Франции, Югославии, Северной Италии, Греции, то есть это все очень сложное многослойное явление?»

 

То есть не одни западные украинцы пытались решить свои проблемы, как они их понимали, под шумок большой войны. Кстати, это относится и к главным противникам нацистской Германии: каждый из них – СССР, Великобритания, США – решал в войне свои геополитические задачи, что подчеркивается тем фактом, что никто из них практически ничего не сделал для спасения хотя бы части европейского еврейства.

                       

В заключение раздела отметим: отношение украинских националистов к евреям было не однозначным. И, в конце концов, евреи на других территориях, включая Восточную Украину, были уничтожены не менее успешно, чем в Западной Украине. Но что касается волынских поляков, нельзя не признать, что расправа с ними носила явно фашистский характер.

 

А что бы, кумушка, на себя оборотиться?

 

Проблем, подобных той, что встала перед нынешними властями Украины в оценке действий ОУН во время Второй мировой, не избежали правительства многих европейских стран. В частности, Латвию обвиняют в том, что в ней ежегодно устраиваются шествия в честь воинов Латышского легиона СС,  который якобы участвовал в уничтожении еврейского населения.

 

Но легион этот был создан в марте 1943 г., когда евреев в Латвии практически не осталось. Правительство Латвии и объясняет, что легион, как таковой, не мог участвовать в антиеврейских акциях, но не отрицает, что некоторые легионеры ранее могли в них принимать участие. То есть, далеко не все легионеры были участниками геноцида. Но и те, кто запятнал себя этим преступлением, позднее выступили как защитники Родины.

 

То же самое имело место и в Западной Украине. Участники волынской резни затем выступали как борцы против советского закабаления. Как отделить одно от другого?

 

А давайте посмотрим на то, не оказывались ли мы, советские, в подобной ситуации? Немало советских военнослужащих в начале Второй мировой войны были участниками международных преступлений – ничем не спровоцированных нападений на Финляндию, страны Балтии, преступного раздела Польши (вспомним совместный с вермахтом парад в Бресте).

 

Начиная с 22 июня 1941 г. те же солдаты и офицеры выступили как защитники Родины.

 

А в конце Второй мировой некоторые из них опять стали военными преступниками. Особенно дикие преступления против гражданского населения советские солдатики совершили в Восточной Пруссии.

 

Большую статью («Победители») на эту тему мы опубликовали в июньском номере «Рубежа» 2010 г. И знаете, на чью статью мы во многом при этом опирались? На статью Марка Солонина под заголовком «Забытое преступление Сталина». Солонин писал (и доказывал): «Сталин решил создать на подлежащих аннексии территориях такую обстановку террора и ужаса, чтобы немцы сами, своими силами, на своих машинах, телегах, велосипедах, рыбацких лодках плыли, ехали, шли, бежали, ползли на запад. На запад без остановки, до тех пор, пока не доберутся до английской или американской оккупационной зоны».

 

Солонин прямо называет это военными преступлениями. Скажите, это сильно отличалось от того, что творили бандеровцы чуть раньше на Волыни?

 

Итак, еще раз. Советские солдаты и офицеры во Второй мировой войне сначала выступили совместно с вермахтом как участники раздела Европы, участники ничем не спровоцированных нападений на целый ряд стран. Потом они в той же Второй мировой выступили как защитники Родины от немецких захватчиков. А на конечном этапе войны они опять оказались в роли военных преступников.

 

И весь этот слоеный  пирог их деяний не мешает не только Путину с его пропагандистским аппаратом, но и нам, бывшим советским гражданам разных национальностей, чествовать их как защитников Родины и главных спасителей человечества от нацистской чумы.

 

Почему в таком случае мы должны отказывать украинцам в праве чествовать своих защитников, которые тоже не всегда были белыми и пушистыми?

 

Предвижу возражения: не везде было, как в Восточной Пруссии, и даже там не все советские военнослужащие участвовали в зверствах в отношении гражданского населения. Вообще-то советские «освободители» бесчинствовали во всех «освобожденных» странах, даже в союзной Югославии.

 

Но, действительно, не все солдаты и офицеры принимали в этом участие. Но и в резне на Волыни заведомо не все боевики УПА участвовали – уже хотя бы потому, что сопротивление советской оккупации в Западной Украине продолжалось до 1953 г., и в него вовлекалась молодежь, не имевшая отношения к событиям 1943 г. Эти люди заслуживают почестей?

 

 

Мы не будем здесь говорить об участии во время войны (и даже после нее) поляков в уничтожении их еврейских сограждан, чтобы это не выглядело как попытка оправдания волынской резни

 

Но что нельзя не отметить, так это очень жестокое отношение к побежденным немцам со стороны поляков и чехов. Вот об изгнании судетских немцев (из того же двухтомника «Две тысячи лет вместе»): «В 1945 – 1946 гг. из Чехословакии было изгнано более 3 миллионов человек… В ходе выселения погибло от 30 тысяч (чехословацкие данные) до 150 тысяч (немецкие данные) человек».

 

Ну и обратимся, наконец, к двум наибольшим светочам гуманизма – как они берегли в той войне гражданское население противной стороны. Воспоминания немцев, бывших во время войны детьми, о бомбардировке английской авиацией Гамбурга: «Мы видели людей, которые пытались перейти с одной стороны улицы на другую, где был канал, вода. Но асфальт горел так сильно, что стал почти жидким. Люди дошли до середины улицы, и там их ноги увязли в густой горячей асфальтовой массе и начали гореть. Пламя пожирало их, поднимаясь над головами. Сначала эти люди кричали, потом их крики стихли.

                       

Дети встретили соседа, шедшего бесцельно и отрешенно. Он нес два чемодана, но не знал, куда идти… Он открыл чемоданы – в большом лежало нечто обгоревшее, похожее на обрубок дерева; в другом – два таких же останка, только поменьше… Это были его сгоревшие жена и дети….  Этот налет союзной авиации на Гамбург унес 30 тысяч жизней гражданского населения».

 

А вскоре последовали атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки. Тут счет жертв шел уже на сотни тысяч.

 

Победа в обоих случаях и без того была уже близка, бомбардировки могли ее только несколько приблизить, сберечь какое-то число жизней своих солдат, но – ценой гибели десятков и сотен тысяч детей, женщин, стариков противной стороны.

 

Во всех описанных случаях более сильная на данный момент сторона решала свои задачи, не церемонясь с мирным населением другой стороны. Почему же счет выставляется одним украинцам?

 

Козлы отпущения

 

Но, может быть, западным украинцам в Польше неплохо жилось, и не было оснований для конфликта с поляками? В результате разделов Польши входившая в ее состав Галичина на 150 лет оказалась в составе Австро-Венгерской империи, и здесь австрийские немцы из своих соображений не позволяли полякам ущемлять права украинцев. А в итоге европейского передела после Первой мировой войны галичанские украинцы оказались под безраздельной и тяжелой властью поляков.

 

Участвуя 23 февраля 2010 г. в передаче «Цена победы» на «Эхе Москвы», Солонин говорит: «Украинцы в Галичине, при австро-угорской власти, вполне себя хорошо чувствовали – там развивалась украинская культура, школы, – все там у них было хорошо, а потом стало все очень плохо, когда после Первой мировой войны все это рухнуло и рассыпалось. И Галичина оказалась внутри Польши. И они попали, по их ощущению, из огня в полымя».

 

После Первой мировой войны распалось сразу несколько империй, и почти все европейские народы, которые стремились к независимости, получили ее. Эстонцы, которых было всего около миллиона, стали независимыми. Латышей, литовцев и даже чехов или венгров было не намного больше, и все получили свои государства. А украинцев было не меньше 30 миллионов, но они по-прежнему остались разорванными между несколькими странами. Обидно, понимаешь! А вот уже к концу идет Вторая мировая, будет новый передел, а украинцам, похоже, опять ничего не светит. Украинцы в ХХ веке оставались самим большим народом, лишенным своей государственности Как тут не оборзеть?!

 

И между Бандерой, с одной стороны, и Гитлером и Сталиным, с другой, была одна существенная разница, которую Солонин не заметил: Бандера воевал за независимость своего народа, а те два бандита – за покорение других народов и стран. Но, как нередко бывает между бандитами, шли на  дело вместе, но не смогли поделить добычу.

 

Так что борьба украинцев за независимость своей страны была вполне законной. Но методы, к которым они при этом порой прибегали, были фашистскими.

 

В угнетении украинцев были повинны поляки, которые были недосягаемы, а расплачивались их соплеменники, оказавшиеся у бандеровцев под рукой.

 

Но где и когда в человеческой истории было по-другому? Разве немецкие или японские дети, которые тысячами гибли под бомбами союзников в конце войны, были ее зачинщиками?

 

Впрочем, самый яркий пример на эту тему насчитывает уже более двух тысяч лет. А кто был его создателем – сам Создатель. В какой-то момент Он решил, что пора спасать погрязшее в грехах человечество.

 

И послал Всевышний на землю Сына своего единородного, чтобы Он своими муками и понарошной смертью искупил грехи человеков. Понятно, не всех, а тех, кто в Спасителя поверил. Но вопреки всякой логике именно эти спасаемые две тысячи лет мстят евреям за Божий проект. Отсюда, кстати, заголовок упомянутого выше двухтомника.

 

Превратности любви

 

Возвращаясь к оценке Марком Солониным бандеровского движения, невозможно обойти эпизод из передачи на «Эхе Москвы» от 23 февраля 2010 г. Незадолго до этого бывший президент Украины Виктор Ющенко наградил посмертно Степана Бандеру званием «Героя Украины». Ведущий передачи Виталий Дымарский задал Солонину вопрос: «Вы бы дали „Героя Украины“ Степану Бандере?»

 

На что Солонин ответил: «Я никак не могу назвать „героем“ человека, который втянул десятки тысяч людей в братоубийственную войну, причем втянул не добрым уговором – туда же мобилизовали людей: приходили вооруженные люди, забирали хлопца из хаты. То есть, втянули людей в братоубийственную войну, залили весь запад Украины кровью».

 

Ну да, в восточной Украине призывников в те же годы в советских военкоматах учтиво спрашивали, хотят они поучаствовать в братоубийственной войне или нет. Если нет, никто их не неволил.

 

В конце передачи Солонин снова возвращается к этой теме и говорит, за что он «больше всего не любит руководство ОУН-УПА». Оказывается, УПА была разгромлена уже в середине 1945 г., а руководство заставляло людей еще долго воевать, без малейшей надежды на победу. Как и раньше: приходили вооруженные люди в хату и требовали: «Идем хлопец с нами!»  И потому «отдельные банд-группы на протяжении долгих лет, до начала 50-х, продолжали стрелять».

                       

Не сходятся здесь концы с концами. Значительная вооруженная сила может так себя вести. А «отдельные банд-группы», состоящие, в основном, из насильственно мобилизованных, чем и как будут их долгие годы удерживать в своем составе? Разбегутся по домам.

 

В апрельском этого года номере «Рубежа» мы печатали статью «Бандера и бандерлоги», в которой были приведены два документа. Первый из них, датированный июлем 1945 г., это Сообщение наркома внутренних дел УССР Рясного в адрес его начальника в Москве Берии. Второй документ, от 1949 г., – докладная записка прокурора войск МВД Киевского военного округа первому секретарю ЦК КП(б) Украины Никите Хрущеву. Оба бьют тревогу по поводу того, что топорная и кровавая работа спецгрупп, направленных в Западную Украину для борьбы с националистическим подпольем, дает обратный результат. 

 

Неужели трудно представить, что молодые парни, видя издевательства оккупантов над своим народом, без всяких понуканий уходят в лес, чтобы бороться с ними?

 

Мы знаем, что Марк Солонин не питает большой любви к Советской власти и ее наследникам. Но тирада о бандеровцах, «втянувших людей в братоубийственную войну» и «заливших весь запад Украины кровью», как будто вчера выпорхнула из уст Путина или Лаврова, только «запад Украины» надо заменить на «восток Украины».

 

Заключение

 

И все же, несмотря на все выше сказанное, преступление остается преступлением. И нельзя одними преступлениями оправдывать другие. Оставим Путину роль победителя без страха и упрека.

 

Украинцы могут гордиться мужеством и стойкостью бандеровских бойцов в защите своей Родины от советских оккупантов. Но украинское государство, помня о позоре учиненной ими Волынской резни, не должно героизировать их. Это один из тех случаев, когда не удается отделить мух от котлет.

 

Кроме моральных соображений, надо учесть, что обсуждаемый закон ослабляет позиции Украины на международной арене.

 

Споры между Польшей и Украиной по поводу Волынской резни идут давно. Но, когда Украина оказалась в тяжелом положении, поляки закрыли на это глаза и выступили первыми ее заступниками. Однако, принятие закона, прославляющего убийц их соплеменников, произвело на них тяжелое впечатление.

 

Вот о чем в этой связи писали Фред Уэйр и Моника Ренбала в цитированной выше статье в «The Christian Science Monitor»: «На первый взгляд, связи Украины и Польши сейчас крепки как никогда, но новые украинские законы явно вскрывают старые раны поляков.

 

Лидер оппозиционного Союза демократических левых сил Польши Лешек Миллер заявил, что его партия внесет в сейм резолюцию, осуждающую украинский национализм. В 2013 году польский сейм был близок к провозглашению массовых убийств поляков геноцидом.

 

Экс-заместитель министра иностранных дел Польши Павел Коваль отметил: „Такие действия, как уничтожение памятников Ленину, – хорошая новость для Польши, так как они означают, что Украина больше не хочет быть частью Российской империи“.

 

Однако Коваль призывает польских политиков без стеснения называть Волынскую резню геноцидом. „Мы должны поощрять у украинцев заинтересованность в подведении черты под прошлым. Украина под флагом Бандеры, какая бы она ни была, никогда не вступит в ЕС“».

 

Это говорит политик, который на всех этапах российско-украинского конфликта горячо отстаивал интересы Украины.

 

Марк Солонин и Алексей Собченко были правы, когда заклинали президента Украины Петра Порошенко не подписывать столь неоднозначно воспринимаемый закон. Но он его из каких-то мелких внутриполитических выгод подписал