МракоБЕСЫ

 

Погромщики

 

14 августа в Московском Манеже открылась выставка советского авангарда под названием «Скульптуры, которых мы не видим». На выставке представлены работы участников художественного объединения ЛеСС (1954 – 1968) Вадима Сидура, Николая Силиса и Владимира Лемпорта.


Как сообщил корреспондент РИА Новости, группа православных активистов во главе с Дмитрием Цорионовым (по кличке Энтео) устроила погром на выставке. По словам ответственного работника Манежа Елены Карнеевой, активисты повредили четыре работы, «некоторые полностью, некоторые частично». Все они выполнены Вадимом Сидуром.


Карнеева отметила, что посетителей выставки возмутили действия активистов. «Посетителей сегодня очень много у нас, которые наслаждаются выставкой и которым очень нравятся произведения искусства Сидура, понимают, о чем речь и о чем выставка, они очень расстроены, что им помешали сегодня посмотреть нормально выставку и устроили вот эту акцию», – сказала она.


Как рассказал корреспондент Интерфакса, активисты заявили, что выставленные скульптуры оскорбляют чувства верующих. «Эта богохульственная выставка например, Иисус Христос изображен в непотребном виде, заявил Энтео. Мы хотим, чтобы эта выставка была закрыта, чтобы закон о защите чувств верующих реально соблюдался, чтобы в главном выставочном центре страны не было такого грязного, жесткого глумления над Иисусом Христом и над святыми».

Понятно, что погром в Манеже вызвал возмущение общественности. Также понятно, что не всей. Олег Табаков и Иосиф Кобзон, к примеру, почему-то промолчали. Будем считать, что их молчание мы процитировали. А теперь процитируем мнения некоторых откликнувшихся.

 

Второй погром в Манеже

 

Погром, устроенный так называемыми «православными активистами» на выставке в российской столице, воскресил в памяти сцены, известные каждому мало-мальски образованному советскому человеку – истерику, устроенную Никитой Хрущевым в Манеже и знаменитую «бульдозерную выставку». Тогда речь шла тоже о погроме – и практически о тех же самых авторах. При этом Хрущев на «православного активиста» не тянул, он уничтожал остатки религиозности с таким же рвением, с которым боролся с современным искусством – но реагировал на то, чего не понимал, примерно так же, как Дмитрий Цорионов. И то, что банда Энтео смогла практически безнаказанно, при бездействии охраны и почти демонстративном равнодушии полиции, все в том же Манеже устроить самый настоящий погром, стало еще одним свидетельством превращения России в государство самодовольного невежества.

 

То, что методы Энтео похожи на методы Хрущева, тоже не должно удивлять. Большевики, конечно, неистово боролись с православием, но сами по себе, по сути, тоже были церковью – только другой. Но эта «красная церковь» также тяготела к упрощению и охранительству, как и церковь традиционная, – не случайно, что кульминацией ее культурной активности стал пресловутый метод «социалистического реализма». И когда границы этого «метода» стали после смерти большевистского бога Иосифа Виссарионовича размываться, когда появились люди, претендующие на самостоятельное мышление и собственное видение мира, это не могло не привести к бешенству. С тех пор – и до самого краха коммунизма – его адепты боролись за сохранение одинаковости, не понимая, что невозможно заставить миллионы людей ходить строем. Этого понимания в современной – а точнее, в чудовищно несовременной России – нет и по сей день.

 

То, что делает сегодня ее власть, – это нелепая попытка вернуться в одинаковость. Для этого хороши все средства: война с Украиной, «Крымнаш», лакировка позорной советской истории и, конечно же, очередная эксплуатация официального православия, имеющего с подлинной духовностью такое же сходство, какое запыленный искусственный цветок имеет с живым растением. По сути, это возвращение в сталинизм, только с крестом вместо красной звезды.

 

Именно поэтому Энтео, который в советской жизни был бы комсомольским секретарем и составлял бы списки разрешенной музыки для дискотек, сейчас ходит с крестом на пузе и строит из себя «православного активиста».

 

Дело не в Цорионове. Дело в гниющем государстве, гражданином которого он является. Государстве, власти и граждане которого в очередной раз отказались от защиты общечеловеческих ценностей в пользу нелепых мифов и лозунгов средневековья. Государстве, которое даже приближаясь к последним годам своего существования, все еще не может осознать последствия отказа от человечности. Энтео в Манеже не просто уничтожал произведения искусства. Он пинал остатки того человеческого, что еще есть в российском обществе, что заставляет восхищаться смелостью тех, кто в самые серые и мерзкие годы русской истории позволял себе мыслить и жить, свободно жить, а не рабски существовать!

 

Виталий Портников,

«Радио Свобода», 15 августа

 

Россия или «православный ИГИЛ»?

 

Получат ли реальное наказание погромщики, ворвавшиеся на выставку «Скульптуры, которых мы не видим» – вопрос более чем принципиальный. Это вопрос о том, какое, в конце концов, у нас государство – светское (как записано в Конституции) или «православное ИГИЛ»? Где погромщики, прикрывающиеся крестами и иконами, уверены в своей безнаказанности.


Пока что погромщиков отпустили из полиции, а их лидер Энтео-Цорионов (по которому, на мой взгляд, давно плачет скамья подсудимых), не стесняясь, заявляет о «поверженном кощунстве» и «богохульной выставке», требуя ее закрыть и наказать организаторов. А комментарии представителей РПЦ двусмысленны: мол, если Энтео нарушил закон, будет отвечать, но и выставку надо бы проверить – не оскорблены ли чувства верующих работами времен советского авангарда?

 

Между тем, в светском государстве уголовный кодекс не содержит и не может содержать таких терминов, как «богохульство» и «кощунство». Зато в нем есть термины «вандализм» и «хулиганство», по которым можно получить от трех до семи лет лишения свободы. Впрочем, в том, что они получат хотя бы «двушечку», есть большие сомнения.

 

Куда вероятнее, что отделаются легким испугом или вообще выйдут сухими из воды. Что подтвердит уже не раз высказанную гипотезу о том, что соратников Энтео «крышует» власть и спецслужбы.

 

Псевдоправославные погромщики, а точнее – новые черносотенцы, на самом деле, никакого отношения не имеют к христианству – религии, в основе которой лежат прощение, милосердие и любовь, а не ненависть, агрессия и нетерпимость.

 

И тот факт, что пока они остаются безнаказанными – чрезвычайно тревожен. Как остаются безнаказанными и новые черносотенцы из «Антимайданов» и «НОДов».

 

Борис Вишневский,

«Эхо Москвы», 15 августа

 

Для ясности дальнейшего изложения приведем короткую справку из биографии Сидура.

 

Вадим Сиду́р родился 28 июня 1924 года в Екатеринославе (ныне – Днепропетровск). Отец – Сидур Абрам Яковлевич. Мать – Андрианова Зинаида Ивановна.

 

С 18 лет (с 1942 по 1944 годы) воевал на фронтах Великой Отечественной войны. Получил тяжелое ранение и был демобилизован в звании гвардии старшего лейтенанта.

 

В 1945-1953 годах учился в Московском высшем художественно-промышленном училище, получив специальность скульптора-монументалиста.

 

Вадим Сидур – российский художник, скульптор-авангардист. Поэт и прозаик. Один из крупнейших российских скульпторов второй половины 20 века, создатель стиля своеобразного, монументально-знакового экспрессионизма. В Москве имеется музей Сидура. Его работы представлены в музеях разных стран, больше всего – в Германии.

 

А теперь статья, которая, по-видимому, вынудила одного из высших иерархов РПЦ выступить по поводу погрома в Манеже.

 

Жду разъяснений от церкви

 

Девятиклассником Сидур рвется на фронт. «Когда писал он  я дошел до своего родного города (Днепропетровск  А.Б.) и своей улицы, то уже от угла увидел, что от дома, где я родился и вырос, не осталось ничего. Только печная труба торчала, как новаторский памятник моему детству… Потом я был убит на войне. Но произошло чудо воскрешения, и я остался жить».
 

Под Кривым Рогом Сидур был ранен. Пуля немецкого снайпера попала чуть ниже левого глаза и виска, раздробила и выбила все изо рта, почти отсекла корень языка и разорвалась в углу нижней челюсти, образовав большую дыру… Лейтенант остался умирать на поле боя под селом Лативка. И умер бы, если бы 18-летняя сельская девушка Саша Крюкова и ее мама не перетащили его и других раненых в свою хату и не выходили их там.  


Захлебываясь кровью, Сидур даже стонать не мог – только мычал… Промывая раненому загноившийся рот и горло, Саша кормила его молоком и давала отвар лечебных трав. Из пипетки. А через две недели, завернув Вадима в свой кожух, отправила его на подводе с санитарами в госпиталь. 


Довольно долго Сидур пребывал между жизнью и смертью в многочисленных госпиталях для «челюстных». Последнюю операцию ему сделали в ЦИТО, где изготавливали искусственные лица тем, кто в прямом смысле потерял свое лицо на войне. Так на свет появилась скульптура «Раненый»; в голове из комка бинтов обнажена только щель рта.


Именно работы ветерана Отечественной войны, инвалида Отечественной войны, кавалера Орденов славы, гвардии старшего лейтенанта Вадима Сидура уничтожал бесноватый Энтео.

 
Жду разъяснений от церкви, Гундяева, Чаплина, Маркина, прокуратуры, Мединского, Шойгу, Пескова, Залдостанова, Саблина, Киселева, Соловьева и прочих борцов за ветеранов. 


Вы хотели скреп? Нате. Распишитесь. Ждем разъяснений.

Аркадий Бабченко,

«Эхо Москвы», 17 августа

 

И в тот же день на возникший скандал отреагировала, наконец, РПЦ в лице второго человека в ее иерархии Всеволода Чаплина. Поскольку гнев православных активистов был направлен исключительно против работ Вадима Сидура, на их оценке Чаплиным мы, в основном, и остановимся.

 

В РПЦ заявили о кощунственном характере

ряда экспонатов разгромленной выставки и пропаганде гомосексуализма

 

Глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин лично посетил разгромленную православными активистами выставку в Манеже. «Сходил вчера на выставку в Манеже, провел там около часа, посмотрел на экспонаты очень внимательно. Многое понравилось: работы Анатолия Слепышева, некоторые произведения Вадима Сидура», – рассказал священнослужитель «Интерфаксу». Протоиерей отметил в ряде представленных работ Сидура «религиозные поиски, некую религиозную муку, вполне искреннюю».

 

«Впрочем, в его работах она сильно перемешана с маммально-генитальным изобразительным рядом, и в случае изображения Христа, распятого или снятого с креста, конечно, верующие воспримут это как кощунство», – заявил представитель РПЦ.

 

«Одна из работ так и называется „Лесбиянки“. Возникает вопрос: должны ли несовершеннолетние видеть работы, в которых, на мой взгляд, присутствует позитивная оценка гомосексуальности, к тому же преподносимой весьма натуралистически?» – задался вопросом Чаплин, отметив, что на выставке бывают не только престарелые поклонники искусства, но и подростки.

 

Протоиерей Чаплин отметил наличие у автора собственной стилистики: «Он не пожалел ни инвалидов войны, ни жертв Бабьего Яра, и у него, конечно, присутствует пацифистский пафос, который я не разделяю».

           

Newsru.com, 17 августа

 

Чтó в устах иерарха РПЦ означают слова о том, что Сидур «не пожалел ни инвалидов войны, ни жертв Бабьего Яра», трудно сказать. Тема жертв войны и Холокоста – одна из центральных в творчестве Сидура. Что в работах человека, который сам прошел через самую страшную в истории человечества войну, «присутствует пацифистский пафос», охотно верю. К «пацифизму» Чаплина мы еще вернемся.

 

Что касается остальных его инвектив в адрес выставки и конкретно работ Сидура, я могу только предложить читателю вернуться в начало данного материала, где ответственная работница Манежа говорит, что в день открытия выставки было очень много посетителей, и они особо отметили работы Сидура. Без сомнения, среди зрителей было немало православных, и единственно что их огорчило – это погром, устроенный Энтео с его «православными активистами».

 

И, кстати, Чаплин много говорит об экспонатах выставки – что-то понравилось, что-то нет, но ни одного слова о погромщиках: если они даже в чем-то были правы, единственным способом выразить неудовольствие был погром?

 

Мне давеча не понравилось, как меня обслужили в китайском ресторане. Стал мямлить, дескать, это нехорошо. Хотел жалобную книгу потребовать, но не знал, как сказать. Но теперь, просвещенный Энтео и Чаплиным, буду знать: в таких случаях надо бить им витрины! А может, еще лучше – морды официантам?

 

Но наиболее адекватное объяснение путинско-правосланого феномена приводится ниже.

 

Нечеловеческая музыка

 

Общественность застыла в ожидании реакции властей на погром в «Манеже», учиненный вандалами во главе с Цорионовым. «Уверен, что наши следственные органы дадут адекватную правовую оценку совершенному деянию», – говортит глава Совета по правам человека при презеденте РФ Михаил Федотов.

 

Власти не спешат привлекать погромщиков к ответственности. Из полиции их благополучно отпустили. И дело не в том (или не только в том, что движение «Божья воля», как и многие другие черносотенные, фашистские и нацистские организации, крышуется спецслужбами. Просто попробуйте взвесить все «за» и «против» того или иного решения с точки зрения Кремля.

 

На одной чаше весов – миллионы патриотических граждан, которых режим много лет готовил в качестве своей опоры. Много лет сначала исподволь, потом все более откровенно внушал им: вы православные уже потому, что родились русскими, даже если про это и не знали. Православие – это особое отношение к миру, присущее русской культуре, русскому менталитету, русской цивилизации. Это то, что делает ее высоко духовной, в отличие от бездуховного Запада. А вот плюрализм, терпимость, права человека, свобода выражать любые взгляды, в том числе любое отношение к любым «святыням», – это все глубоко чуждые нашей культуре вещи, которые нам подбрасывает в качестве диверсии все тот же проклятый Запад, чтобы нас разложить и уничтожить.

 

Короче, быть православным патриотично. Быть православным – норма. Отступление от нормы опасно, ибо нарушает сплоченность обитателей осажденной крепости. И вот уже большинство опрашиваемых социологами граждан говорят, что уважение чувств верующих для них важнее свободы самовыражения в искусстве. Сами они об этих чувствах имеют самые смутные представления, зато такой ответ дает им ощущение принадлежности к большинству.

 

На другой чаше весов – общественное мнение пятнадцати процентов «русских европейцев». Государственная пропаганда уже давно внушила патриотической массе, что это вражеская «пятая колонна», уступать которой ничего нельзя и не нужно. Нельзя, потому что это открывает ворота нашей крепости коварному врагу. Не нужно, потому что эта кучка отщепенцев все равно ничего не значит. Пойти на поводу у этого «общественного мнения» для режима значит потерять лицо перед «патриотической массой». И где будет путинский режим уже завтра без поддержки и энтузиазма этих миллионов, разогретых «крымнашизмом»? Неужели он променяет их поддержку и энтузиазм на сиюминутное одобрение тех, кто в любом случае останется его стратегическим противником?

 

Так что даже если сейчас Цорионовым пожертвуют, не стоит обольщаться. Путинизм обречен сталкивать страну все дальше в средневековое мракобесие. Потепления отношений между Кремлем и прогрессивной общественностью не будет. Михаил Федотов зря на это надеется.

 

Это прекрасно понимают лидеры РПЦ. Они знают, что Кремль не пойдет на конфликт с ними. Чтобы не огорчать патриотическую массу, не станет одергивать церковь, фактически признанную властью «первенствующей и главенствующей», несмотря на сохраняющееся в Конституции положение о светском характере государства.

 

Казенное православие действительно является одной из главных «духовных скреп» исторически сложившейся в России общественной модели. Модели, основанной на деспотизме и крепостничестве, раболепии, унижении и жестокости, на агрессии, ненависти к инакому и презрении к слабому. И бездуховен вовсе не Запад, а именно этот «русский мир». Потому что «духовность» – это когда все ровно наоборот. Сегодня этот злобный бездуховный мир несет угрозу миру нормальных людей. Угроза может быть устранена лишь демонтажем «русской модели». Но для этого потребуется разрушить ее главную «духовную скрепу».

 

Александр Скобов,

Грани.рц, 17 августа

 

А я подумал: что, если мои, истинного единобожника, верующего иудея или мусульманина, чувства оскорбляет рублевская троица? Бог один, а тут они, как у язычников, соображают на троих. А нас, истинных единобожников, в Москве пара-тройка миллионов наберется. И что, если кинуть клич: айда, ребята, за топорики да в Третьяковку рубить Рублева?

 

Но я еще обещал рассказать о «пацифизме» Чаплина. Эта информация уже печаталась в июльском номере «Рубежа», в послесловии к статьям «Ядерные бесы» и «Ядерный спецназ». Не все могли обратить на нее внимание, и ввиду ее крайней важности ее стоит повторить. Что я и делаю:

 

21 июня в пропагандистской программе «Вести недели» на телеканале «Россия-1» было опубликовано сообщение под заголовком «РПЦ готовит россиян к тотальной войне», в котором говорилось: «Главный идеолог Русской православной церкви председатель синодального отдела „по взаимодействию Церкви и общества“ Всеволод Чаплин подробно объяснил необходимость участия граждан Российской федерации в новом военном конфликте, намного большем, нежели нынешнее противостояние в Восточной Украине. Об этом он заявил в прямом эфире радиостанции „Эхо Москвы“.

 

„Мир долгим не бывает, мир сейчас, слава Богу, долгим не будет“. По его словам, такая война станет залогом духовного оздоровления российского общества».

 

Понятно, что пацифизм Вадима Сидура протоиерею Чаплину не подходит. Но подумайте, куда этот святой отец тянет Россию. Хорошо известно, во что  обошлась Вторая мировая война России и человечеству. Большой конфликт в ХХI веке имеет все шансы перерасти в ядерный, тем более, если одной из его сторон будет командовать Владимир Путин, авантюризм которого не раз отмечался разными экспертами.

 

Это сочетание – Путин во главе политического руководства Россией и Гундяев с Чаплиным во главе ее духовного руководства представляет смертельную опасность для России и всего человечества.

 

Израиль Зайдман

 

P.S. Энтео со своими активистами так и остались безнаказанными. А 26 августа два активиста напали еще на одну работу Сидура в Манеже. В Питере неизвестные вандалы сбили с фасада здания на Лахтинской улице, 24 барельеф с изображением Мефистофеля.

 

 

 

Вадим Сидур.

Памятник погибшим от насилия