Борьба или профанация борьбы?

 

Все на беспощадную борьбу с антисемитизмом!

 

Летом 2014 г. в странах Западной Европы, включая Германию, в связи с операцией ЦАХАЛа в секторе Газа поднялась гигантская волна антисемитизма. В крупных городах проходили массовые антиизраильские демонстрации, плавно перетекавшие в антисемитские. В некоторых городах, как в старое доброе нацистское время, имели место нападения на еврейские объекты.

 

Во Франции дело дошло до того, что евреи в значительном количестве стали из страны эмигрировать – в Израиль, США, Канаду. Из Германии евреи пока не уезжают, но если антисемитизм будет и дальше усиливаться, побегут и отсюда. По понятным причинам для Германии это нежелательно.

 

В июльском номере «Еврейской панорамы» была опубликована по этому поводу статья председателя фракции ХДС/ХСС в Бундестаге Фолькера Каудера, которая, надо полагать, отражает позицию по этому вопросу правящих кругов страны или, по крайней мере, главной правящей партии, которую Каудер и представляет.

 

Само собой разумеется, рост антисемитизма вызвал беспокойство среди живущих в стране евреев, что нашло свое выражение в опубликованной в июньском номере газеты «Zukunft» статье президента Центрального совета евреев в Германии д-ра Йозефа Шустера.

 

Ниже мы воспроизводим обе статьи.

 

Никакой терпимости к антисемитизму

Комментарий председателя фракции ХДС/ХСС в Бундестаге  

 

Через 70 лет после окончания Второй мировой войны и освобождения концлагерей еврейская жизнь в Германии стала чем-то само собой разумеющимся. Среди нас живут около 100 тыс. приверженцев иудаизма. Во многих местах синагоги, еврейские учреждения, еврейское искусство и культура определяют облик наших улиц. То, что подобное стало возможным после Шоа, – почти чудо. Это – подарок, за который я глубоко благодарен, поскольку еврейская жизнь – часть нашей идентичности. Немцы иудейского вероисповедания оказали сильное влияние на нашу культуру, нашу духовную жизнь. Моя цель – чтобы это отложилось в умах молодого поколения.


Я также рад тому, что Германию и Израиль связывают столь тесные и дружеские отношения. 12 мая исполнилось 50 лет со дня установления дипломатических отношений между нашими странами, которое явилось историческим достижением канцлера Конрада Аденауэра и премьер-министра Давида Бен-Гуриона. В честь этого события по инициативе нашей фракции и наших партнеров по правящей коалиции Бундестаг принял заявление, в котором вновь подтвердил нашу решимость отстаивать право Израиля на существование и решительно бороться с любыми проявлениями антисемитизма.


К сожалению, вынужден констатировать, что открытая еврейская жизнь в Германии не всеми воспринимается так естественно, как нам бы того хотелось. Нам даже приходится говорить о новом росте антисемитизма. Например, криминальная статистика за 2014 г. демонстрирует рост числа антисемитских и расистских правонарушений. Лишь по антисемитским преступлениям рост составил 25%, что не может не вызывать тревоги.


Но цифры ничего не говорят о том, что чувствуют потенциальные жертвы подобных преступлений, как они оценивают настроения в обществе. А ситуация ухудшилась даже там, где дело еще не дошло до прямого нарушения закона. Дискриминация выражается и в антиеврейских призывах на демонстрациях, и в оскорблениях на школьных дворах, и в полных ненависти подметных письмах. Это неслыханно, что нынче слова «еврей» и «жертва» повсеместно используются школьниками для третирования своих еврейских соучеников. И мы не можем спокойно относиться к тому, что учителя иудейского вероисповедания нынче вынуждены скрывать свою веру.


Да и охрана, без которой не обходится практически ни один еврейский объект в нашей стране, свидетельствует о том, что до нормального положения вещей еще далеко. Усиленные меры безопасности сигнализируют тем, кого они касаются, что их еврейство может стать проблемой и для них, и для окружающих. Если сегодня евреи в Германии не могут вести еврейскую жизнь и исповедовать еврейскую религию без государственной защиты, то это вызов всем нам.


Когда в феврале нынешнего года президент Центрального совета евреев в Германии Йозеф Шустер заявил о существовании в Берлине районов, куда лучше не показываться в кипе или с магендавидом, для меня это стало сигналом тревоги и подтолкнуло к тому, чтобы вместе с коллегами по фракции организовать конгресс «Существует ли угроза еврейской жизни в Германии?». Вместе с представителями еврейского сообщества мы говорили о том, что можно сделать для того, чтобы евреи в Германии чувствовали себя в безопасности.


Если говорить о корнях антисемитизма, то, по статистике, 80% антиеврейских правонарушений приходится на долю правых экстремистов. В то же время и в рядах левых имеются отчетливые антисемитские тенденции. Не следует также закрывать глаза на то обстоятельство, что важным источником антисемитизма является радикальная исламистская пропаганда. Террористические и антисемитские группы, такие как ХАМАС и «Хезболла», призывают к уничтожению Израиля. Ненависть к Израилю радикалы переносят на всех евреев.


Не только в Германии, но и в других европейских странах и городах – будь то Брюссель, Париж или Копенгаген – евреи в последнее время становились объектами и жертвами исламского террора и антисемитизма. Джихадисты, возвращающиеся в Европу из ближневосточных районов боевых действий, являются угрозой для всей нашей демократической культуры. Мы будем бороться с этой угрозой, используя все возможности правового государства. До сих пор нашим спецслужбам удавалось предотвращать попытки терактов на германской земле. Но, по правде говоря, иногда подобные успехи были чистой случайностью.


К сожалению, и в Германии антисемитские призывы религиозных фанатиков находят плодородную почву, выливаясь в антисемитские лозунги на пропалестинских демонстрациях или хулиганские действия подростков в проблемных районах. Антисемитские проявления со стороны живущих в Германии мусульман очень меня заботят, особенно когда они исходят от молодых людей, выросших в нашей стране. Следует задуматься над выработкой стратегии, позволяющей на семейном уровне воспрепятствовать дискриминационным тенденциям по национальным или религиозным мотивам.


Я приветствую предложение Йозефа Шустера о том, что школьники хотя бы раз за время учебы должны посетить мемориалы или музеи на месте бывших концлагерей. Лишь непосредственный контакт с историей «включает» ее чувственное восприятие и позволяет извлекать из нее уроки. Дети, живущие в нашей стране, должны непосредственно соприкасаться с ее историей и не могут расти в атмосфере антисемитизма, привезенного их родителями из стран исхода. Антисемитизм не подлежит интеграции, и мы не можем быть терпимыми к нему.


Те люди, которые после 1945 г. нашли в Германии свою новую родину, которые стали гражданами ФРГ или намерены ими стать, несут общую ответственность с этой страной, в том числе и за ее историю. И на них должно распространяться утверждение о том, что борьба с антисемитизмом является задачей государства и всех его граждан. Особая ответственность в этом вопросе лежит на исламских объединениях.


В то же время мы должны следить за тем, чтобы все мусульмане не оказались под поголовным подозрением.

 

Своим участием в берлинском митинге против антисемитизма в августе 2014 г. они сделали весьма важный жест. Я также принимал участие в этом мероприятии. Члены правительства, ведущие политики и представители религиозных конфессий четко продемонстрировали, что за последние 70 лет наша страна изменилась: те, на ком лежит ответственность, стоят в первом ряду борьбы с антисемитизмом, за толерантность и свободное вероисповедание. Это наш долг перед нашими еврейскими согражданами. Навсегда.

 

Фолькер Каудер,

«Еврейская панорама»

 

На прочном фундаменте

 Дальнейшее укрепление нашего сообщества –

это лучший ответ тем, кто сомневается в возможности еврейской жизни в Германии

 

Насколько прочной является еврейская жизнь в Германии? В последние месяцы мы не один раз сталкивались с этим вопросом. Причиной этому послужили антиеврейские теракты в Париже, Брюсселе и Копенгагене. По этому поводу следует со всей определённостью сказать, что еврейское сообщество в Германии не думает об эмиграции. Напротив, еврейская жизнь в этой стране стоит и будет стоять на прочном фундаменте.


Это не означает, что мы живём в раю. Еврейские общины и учреждения осознают угрожающие им опасности и в сотрудничестве с властями делают всё от них зависящее, чтобы свести их к минимуму. К сожалению, нельзя сказать, что мы впервые сталкиваемся с угрозой антисемитского насилия или просто антисемитизмом. Мы понимаем, что старые предрассудки продолжают существовать во многих кругах общества и что определённые силы постоянно пытаются под любым предлогом их подогревать. Вспомним хотя бы события прошлого лета, когда по улицам немецких городов прокатилась волна ненависти к евреям.


Лучший ответ на такие атаки – это обеспечение нормальной еврейской жизни. И именно это мы и делаем. Еврейская жизнь в ФРГ динамично развивается: мы расширяем нашу инфраструктуру, общины предлагают своим членам возможность вести насыщенную религиозную и культурную жизнь. Дети получают прекрасное образование в еврейских школах, бесчисленные мероприятия создают условия для распространения еврейских знаний. Так, в прошлом месяце прошёл ежегодный фестиваль еврейской учёбы «Лиммуд», и таких примеров можно привести великое множество. В конце июля в Берлине впервые на немецкой земле пройдут Европейские игры «Маккаби». Это демонстрирует возросшую роль еврейского сообщества ФРГ в еврейском мире, а также нормализацию еврейской жизни между Рейном и Одером.


Кроме того, всё больше делается в области создания духовных ценностей. В качестве самого актуального примера можно привести выпущенную в июне Центральным советом евреев в Германии и Союзом еврейских общин Швейцарии книгу по еврейской этике, представляющую собой современный учебник, который будет интересен как еврейским, так и нееврейским читателям. Разумеется, в этой связи следует упомянуть и такие образовательные учреждения, как обе раввинские академии и еврейские дома учёбы. Различные течения иудаизма неустанно ведут активную религиозную и образовательную работу.


Нормализация важна не только для нашей внутренней сплоченности, но и является лучшим средством для укрепления позиций еврейского сообщества в обществе в целом. Нормализация лучше, чем что-либо другое, демонстрирует, что еврейская жизнь в Германии является современной и открытой. Еврейские общины и организации всё больше становятся частью немецкого гражданского общества. Еврейские учреждения всё больше участвуют в работе многочисленных форумов и организаций. Следует упомянуть и многочисленных нееврейских учеников еврейских школ, которые в будущем возьмут на себя важную роль посредников между религиями.


Мы стремимся вносить активный вклад во всеобщее благо. В качестве примера можно привести ежегодно проводимый Центральным советом евреев в Германии день добрых дел – День мицвы.
Кроме того, хорошо, что немецкие СМИ всё больше рассказывают о сегодняшнем дне еврейского сообщества. Одним словом, мы не позволим помешать нам вести нормальную еврейскую жизнь в демократической Германии. Мы не хотим, чтобы на нас смотрели как на нечто экзотическое, мы просто являемся частью общества.

 

Д-р Йозеф Шустер,

президент Центрального совета евреев в Германии,

Zentralratdjuden.de, 26 июня

 

* * *

Просто замечательно: обе стороны – и представитель правящих кругов Германии, и глава еврейского общества Германии – едины в том, что антисемитизм в стране, как и во всей Европе, усиливается. Более того, как пишет Фолькер Каудер, они «вместе говорили о том, что можно сделать для того, чтобы евреи в Германии чувствовали себя в безопасности».

 

Правда, несколько смущают результаты этого совместного говорения: так и осталось неясным, «что можно сделать» для искоренения антисемитизма в немецком обществе или хотя бы прекращения его дальнейшего роста.

 

Д-р Йозеф Шустер возлагает надежды на «нормализацию еврейской жизни». Он так и пишет: «Лучший ответ на такие атаки – это обеспечение нормальной еврейской жизни». А что, Холокост случился из-за того, что жизнь еврейских общин Германии, Польши и т.д. не была нормализована?

 

Фолькер Каудер называет (и приветствует) «предложение Йозефа Шустера о том, что школьники хотя бы раз за время учебы должны посетить мемориалы или музеи на месте бывших концлагерей». Это предложение полезно, но его одного явно недостаточно.

 

Поразительно, как оба высоких автора даже не упоминают одну из главных причин живучести антисемитизма в Германии. Об этом – в предлагаемой вам ниже статье, опубликованной в начале августа на израильском сайте cursorinfo.co.il.

 

Как в школах Германии демонизируют Израиль

 

Все опросы общественного мнения последнего десятилетия (даже последних 15 лет) свидетельствуют о том, что имидж Израиля в Германии скорее отрицательный. Между тем, если судить по СМИ и социальным сетям, имидж Германии среди израильтян является весьма и весьма позитивным.

 

Доктор Арье Кизель из Хайфского университета подтверждает, что ситуация выглядит именно так. Значительная часть немцев (около сорока процентов) верит в то, что Израиль ведет себя по отношению к палестинцам, как нацистская Германия по отношению к евреям. Некоторые обвиняют Израиль в «геноциде» палестинских арабов.

 

В связи с этим особенно интересны результаты исследования, проведенного совместно израильскими и немецкими учеными. Они проверили учебные пособия в двух странах. Доктор Кизель возглавлял израильский коллектив исследователей. «В ходе исследования мне стало ясно, что в немецких учебниках Израиль представлен в более негативном и тенденциозном ключе, – говорит Кизель. – Немецкие эксперты были в шоке, обнаружив подобное. Не потому что они настроены антиизраильски. Напротив. Они просто не знали об этом».

 

Однако настоящим сюрпризом стали именно израильские учебники. Кого-то это может удивить, а некоторых, возможно, и возмутить, но Германия в учебниках, предназначенных для учащихся средних школ, представлена гораздо более объективно и многогранно, чем Израиль в немецких учебниках.

 

Вот что пишут немецкие эксперты о том, как в израильских учебниках описывается период Холокоста: «Во всех учебниках представлен широкий спектр немецкого населения нацистского периода…Упоминаются разные группы населения, которые преследовались нацистами – не только евреи (цыгане, гомосексуалисты, все, кто не соответствовал стандартам «высшей арийской расы)».

 

Кизель подчеркивает, что действительно можно увидеть прогрессивные изменения, произошедшие в подаче немецкой темы в израильских школьных учебниках по сравнению с 50-60-ми годами прошлого века. Израильтяне стали объективно описывать историю Германии.

 

Между тем немецкие учебники описывают израильскую реальность почти исключительно с точки зрения оккупации территорий. Нередко названия глав учебников, касающиеся Израиля, сформулированы некорректно, осуждающе и даже провокационно – в стиле заголовков средств массовой информации, с явной целью вызвать эмоциональные реакции учеников. Некоторые названия граничат с политической оценкой («Напрасные надежды», «Ненависть между народами»). Израиль зачастую представляется в качестве проблематичного государства, основного виновника конфликта на Ближнем Востоке».

 

Хуже всего то, что Израиль в немецких учебниках описывается исключительно в контексте «конфликта». Подлинная история демократического государства, которое вновь и вновь подвергалось нападению с момента своего создания, вообще отсутствует в немецких школьных пособиях. Нет ни слова об особом культурном явлении, каковым является Израиль. Ивритская культура, возрождение языка, израильская наука – всего этого нет в немецких учебниках. Но это известное явление во всем мире. Для большинства студентов на Западе Израиль существует лишь в контексте палестинского конфликта.

 

Cursorinfo.co.il, 3 августа

 

*  *  * 

Самое удивительное здесь – что немецкие эксперты «просто не знали об этом». Чтобы узнать, им пришлось приехать в Израиль. А в какой школе они сами учились и в какой учились их дети? Мне приходилось читать об этом в газетах, слышать от еврейских ребят, окончивших в Германии гимназию. Но, оказывается, об этом не знают и высокие господа Фолькер Каудер и  Йозеф Шустер.

 

А между тем, крайне негативный облик Израиля, который закладывается  в подростковом возрасте, очень часть остается у человека основой его представления об этой стране. И даже поездка в бывший концлагерь тут мало что может изменить: «Ну да, евреи тогда были жертвами, но теперь они то же самое делают с несчастными палестинцами…»

 

Без наведения порядка в школьных учебниках нет смысла даже браться за проблему антисемитизма в стране. Да, вопросы образования находятся в компетенции земельных правительств. Но центральное правительство может в этом вопросе сказать свое слово.

 

То, что ничего в этом отношении не делается – это позор для правительства Германии и для Центрального совета евреев в Германии – тоже.

 

Каудер сообщает, что «80% антиеврейских правонарушений приходится на долю правых экстремистов. В то же время и в рядах левых имеются отчетливые антисемитские тенденции». Но что могут эти правые дурачки, тем более в Германии, где они находятся под жестким прессингом полиции. Их поле деятельности – элементарное хулиганство. А что касается левых, тут говорить об «антисемитских тенденциях» – это ничего не сказать.

 

Левые захватили большинство кафедр в университетах западных стран. Университетские кафедры и кампусы стали главными очагами ненависти к Израилю и к евреям. Левая профессура из поколения в поколение воспроизводит себе подобных. Из стен университетов выходят политики, журналисты, большая часть элиты западного мира. Стоит ли удивляться тому, что эта элита преимущественно оказывается антиизраильской и антисемитской.

 

Но самая неотложная и не требующая больших ассигнований задача для правительства Германии – искоренить антиизраильский дух из школьных учебников. И Центральный совет евреев в Германии не должен стоять в стороне от выполнения этой задачи.

 

Когда в 50-е годы прошлого века Аденауэр продавил в Бундестаге вопрос об экономических компенсациях Израилю за вину Германии перед еврейским народом, в Израиле, очень нуждавшемся в средствах, тем не менее, прошли массовые демонстрации против приема этой помощи. Но с тех пор взгляд израильского общества на Германию коренным образом изменился в лучшую сторону.

 

А вот взгляд немцев на Израиль изменился в противоположном направлении, и очень сильно. Анатолий Молдавский  в №24 за 2002 г. газеты «Русская Германия» рассказал, что в больничной палате познакомился с немцем-архитектором Вольфмангом Домке, который сообщил ему: «Когда ,началась Шестидневная война, 2000 немцев-добровольцев (включая самого господина Домке) обратились в израильское посольство в Бонне с просьбой направить их в Израиль для его защиты и борьбы с армиями арабских стран».

 

В 1967 г. у части немцев было еще свежо чувство вины за Холокост, и тогда еще было понятно, какая из сторон в этой войне была агрессором и какая – обороняющейся. А проведенный в 2012 г. опрос показал, что 59% немцев считают израильтян «агрессивными», а 13%, что у Израиля вообще «нет права на существование».

 

Каудер сообщает, что по случаю 50-летия установления между Германией и Израилем дипломатических отношений «Бундестаг принял заявление, в котором вновь подтвердил нашу решимость отстаивать право Израиля на существование». Подобное заявление сделала в марте 2008 г. Ангела Меркель, выступая в Кнессете.

 

Замечательно, но мы живем не в путинской России, где парламент не место для дискуссий, не говоря уже об электорате, и где все вопросы внешней и внутренней политики решает один человек.

 

Мы знаем, что Германия поставляет Израилю некоторые важные виды вооружений, в частности, подводные и надводные корабли. Но случись серьезная военная угроза существованию Израиля, на прямую военную поддержку со стороны Германии он рассчитывать не может – подавляющая часть немецких избирателей будет против этого.

 

Университеты кончают не все немцы, школу – все. С нее и надо начинать.

 

И. Давидович