Ближний Восток

 

Сюрприз парламентских выборов в Турции

 

Парламентские выборы, состоявшиеся в Турции 1 ноября, были повторными выборами. Президент Эрдоган назначил их после того, как его Партия справедливости и развития потеряла парламентское большинство на выборах в июне – впервые за последние 13 лет, и поэтому не могла формировать правительство единолично, а попытки сформировать коалицию провалились.

 

На этот раз правящая партия получила большинство – 317 мест из 550, этого достаточно, чтобы самостоятельно сформировать правительство. Но этого мало,  чтобы созвать референдум по изменению конституции и расширить полномочия президента.

 

Европейские наблюдатели заявили, что волна насилия, развернувшаяся в Турции накануне выборов, бросает тень на их результаты.

 

По мнению ОБСЕ, вспышки насилия, особенно на юго-востоке страны, «помешали некоторым кандидатам свободно проводить свои предвыборные кампании». Была подвергнута критике и свобода СМИ в Турции, точнее, ее отсутствие.

 

Парламентская Ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) вообще назвала весь процесс выборов несправедливым.

 

О том, почему столь разными оказались итоги парламентских выборов в июне и в ноябре, что даже правительство удивилось, в La Repubblica рассказывает турецкая писательница Элиф Шафак.

 

 

«Теперь инакомыслящие будут жить, как в ссылке. Европа оказала помощь Султану»

 

По словам турецкой писательницы Элиф Шафак, теракты и насилие привели к тому, что часть избирателей отвернулась от курдской партии Демирташа, говорится в материале Марко Ансальдо, опубликованном в газете La Repubblica.

 

Результаты прошедших в Турции выборов удивили всех, даже само правительство во главе с консервативной партией религиозной направленности не рассчитывало на такой исход, говорит турецкая писательница Элиф Шафак. Но причины этого успеха известны и должны быть проанализированы.

 

До этих выборов в стране наблюдалась политическая нестабильность, президент Эрдоган делал все возможное, чтобы не допустить формирования правительственной коалиции. Националисты проявляли норов. Люди, говорит писательница, стали испытывать страх перед будущим: «Страх вернуться к политической турбулентности 70-х , самому худшему периоду для Турции».

 

Насилие и террор. Действия РПК и ИГИЛ привели к ужесточению позиции правительства. «Поэтому многие турки выбрали то, что они воспринимают как „стабильность“ и „статус-кво“, перед лицом „двойственности“ и „смуты“. Вот это и произошло»,  – уверена писательница, говоря об итогах выборов.

 

Эрдоган – самый противоречивый политический лидер. Одни его обожают, другие презирают. «Он сам и создал такую ситуацию, потому что всегда использовал поляризирующую риторику. Страна много выстрадала от такой силовой и агрессивной политики. Давление на СМИ совершенно неприемлемое. Любой, кто осмеливается писать, критикуя власти, сразу же записывается во внутренние враги», – говорит Элиф Шафак.

 

«Если Эрдоган будет продолжать оказывать давление на СМИ и оппозицию, турецкая демократия, и без того ослабленная, будет еще больше страдать. Демократия, чтобы существовать, нуждается в разделении властей, соблюдении закона и свободы слова. Партия, находящаяся у власти, должна понять, что она руководит страной, но не имеет права требовать от всех думать, как она. Различные позиции должны учитываться и защищаться».

 

«Визит Ангелы Меркель в Стамбул для поиска соглашения по мигрантам, которые из Сирии едут в Европу через Турцию, накануне выборов стал моральным стимулом для Эрдогана и его партии. Нет сомнений: этот визит усилил его легитимность. ЕС не опубликовал свой доклад по Турции до выборов, не секрет, что это досье содержало критику в адрес правительства. Иными словами, вся эта молчаливая поддержка способствовала укреплению партии, находящейся у власти. Совершенно очевидно, что кризис с беженцами носит международный характер и что страны должны сотрудничать, чтобы его урегулировать. Но демократия должна быть приоритетом. Она не менее важна, чем стабильность», – убеждена турецкая писательница.

 

Марко Ансальдо,

La Repubblica,

в изложении Инопресса.ру, 3 ноября