Дружба народов

Малоизвестный факт: Выступление украинских кобзарей, лирников и бандуристов в Харькове в 1902 г.

Реальная история Харькова намного интересней, чем может показаться на первый взгляд. Великие судьбы и уникальные факты настолько тесно сплелись в прошлом нашего города, что превратили его в живую легенду.

 

Сегодня я расскажу вам о Харькове Украинском. О том удивительном Харькове, который не стоит искать в 20-30 годах прошлого столетия. О важнейшем событии, которое стерлось в памяти многих.

 

Далекого 15 августа 1902 года в Харькове в здании Императорского университета состоялось торжественное открытие ХІІ археологического съезда. Для нашего города событие сие было крайне важное. Ведь проходивший с 15 по 27 августа съезд был, по сути, первым крупным научным форумом всероссийского масштаба, проводившимся в Харькове.

 

Археологические съезды с периодичностью раз в три года начали проводиться в Российской империи с 1869 года, по инициативе императорского Московского археологического общества. Основной целью их было, проходя в разных городах страны, вызвать в среде местных ученых и передовых представителей общества интерес к археологии и истории своего края. О важности и значимости мероприятия написано немало. Ведь ХІІ Археологический съезд в Харькове по праву считается одним из самых масштабных в Империи. Однако в данной заметке речь пойдет о другом.

 

Все дело в том, что этнографическому отделению съезда пришла в голову одна гениальная мысль.
 

Представить приехавшим со всех уголков Империи делегатам поэтическое творчество украинского народа в его живых представителях и хранителях – кобзарях, бандуристах и лирниках.

 

И вот 19 августа для участников съезда состоялся этнографический концерт. Выступившие на сцене – кобзари и лирники из Харьковской, Полтавской и Черниговской губерний произвели на зрителей своей мастерской игрой ошеломляющее впечатление. Корреспондент ведущей музыкальной газеты в своем репортаже особо отметил, что «нужно отдать справедливость харьковским кобзарям, с виртуозной стороны они довели технику до высшей степени».

 

 

Французский же делегат, известный писатель барон Де Бай, придя в восторг от выступлений бандуристов, вопрошал окружающих «почему этот превосходный по тембру инструмент (бандура) заброшен и не культивируется русским обществом, ухватившимся, как дети, за заморскую игрушку – мандолину, или жалкую, беззвучную балалайку».

 

В своем прощальном заседании ХІІ Археологический съезд в Харькове постановил ходатайствовать перед министром внутренних дел о прекращении преследований со стороны полиции бандуристов и лирников. После чего именно в Харькове была составлена на эту тему петиция которую подписали все делегаты съезда. В завершение своей статьи, посвященной концерту бандуристов и кобзарей, корреспондент ведущего музыкального периодического издания того времени «Русской Музыкальной Газеты» напишет замечательные и важные слова:

 

«Не касаясь научной стороны съезда и его высоких целей, нельзя не помянуть добром гуманного дела его. Бандуристы и лирники не профессиональные нищие; это бедные слепцы, музыкой и пением зарабатывающие свой горький кусок хлеба, как другие музыканты, а затем они единственные хранители и продолжатели музыкально-поэтического творчества малорусского народа и уже по этому одному заслуживают не гонений и преследования, а участия и заботы в виду их беспомощного, вследствие, состояния. Честь и слава ХІІ археологическому съезду в Харькове, заступившемуся за слепых и голодных украинских баянов!».

 

Антон Бондарев,

автор – голова фундаціїї «Харьков Манящий»,

«Майдан», 13 ноября 2015 г.