Заложница президента

 

Поединок Савченко – Путин

 

22 марта коллегия Донецкого горсуда Ростовской области (видимо, город-тезка украинского Донецка был выбран не случайно местом проведения судилища) приговорила украинскую летчицу Надежду Савченко к 22 годам колонии.

 

Суд вслед за обвинением счел доказанным, что Савченко, защищавшая свою страну от российской агрессии в составе добровольческого батальона «Айдар», 17 июня 2014 года координировала огонь украинских военных, в результате чего погибли сотрудники ВГТРК Игорь Корнелюк и Антон Волошин. Затем, по версии обвинения, она незаконно проникла на территорию России, где и была задержана. Такого абсурдного, шитого белыми нитками приговора Россия не знала, пожалуй, со времен Сталина. На самом деле летчица была захвачена боевиками ЛНР за несколько часов до гибели журналистов, а 23 июня была вывезена к украинско-российской границе и там передана российским силовикам. Вот такое бандитское похищение и затем – демонстративно-наглый суд.

 

После вынесения приговора Савченко пообещала возобновить с 6 апреля, когда приговор вступит в законную силу, сухую голодовку (в то время она держала обычную голодовку).

 

Не знаю, возможно, Путин уже и жалеет, что загнал себя в тупик этой историей. Ведь несомненно, что следствие и суд, длившиеся почти два года, превратились за это время в личный поединок Путина и Савченко. Путин рассчитывал в лице летчицы нагнуть, унизить Украину, а вышло так, что Надежда выстояла, не запросила пощады и нагнутым оказался Путин. От этого, возможно, столь безумный срок.

 

Конечно, была надежда, что, впаяв этот срок, Савченко обменяют на захваченных российских спецназовцев ГРУ капитана Евгения Ерофеева и сержанта Александра Александрова. Президент Украины Петр Порошенко заявил, что Путин еще во время встреч на высшем уровне в нормандском формате обещал после вынесения приговора вернуть Савченко на родину. Он, в свою очередь, готов передать России спецназовцев, также сразу после вынесения обвиняемым приговора (процесс над ними завершается сейчас в Киеве).

 

О том, что Надежда Савченко будет передана украинской стороне в течение нескольких недель, 23 марта, на следующий же день после оглашения приговора, в Киеве на закрытой встрече заявил российский посол Михаил Зурабов. Более того, оказывается, летчицу, по словам посла, собирались отдать Украине еще 8 марта, в женский день, но передумали после нападения на российское посольство в Киеве, и суд в Донецке (Ростовской области) отложил слушания по делу. То есть, сами, братцы-украинцы, виноваты, поделом!

 

Но в тот же день пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков заявил, что ему неизвестно о каких-либо решениях Путина относительно судьбы Савченко. «Россия будет руководствоваться нормами своего законодательства. Что касается выдачи-невыдачи, обмена, в том числе Савченко, такие решения может принимать только президент России. В данном случае мне неизвестно о каких-либо решениях в этом русле, которые принимались бы президентом».

 

Вообще, замечу, никакие обещания кого бы то ни было, включая самого Путина, освободить, обменять пленницу не могли быть гарантией их выполнения. Путин, как известно, хозяин своему слову, хочет – даст его, передумает – заберет. Только когда Надежда Савченко окажется на территории Украины, можно будет говорить, что она освобождена.

 

Скажу честно: я ждал до последнего с подготовкой этого материала, надеясь, что Савченко все-таки освободят. Что Гарри Каспаров окажется неправым, высказав в публикуемой ниже заметке скепсис по поводу такой перспективы – «Демонстрация непреклонности и готовности идти до конца в своих решениях являются для Путина необходимой частью его реноме „крутого парня“, позволяющего контролировать свою элиту». Ведь тут, мне казалось, у Путина была прекрасная возможность обустроить освобождение заложницы таким образом, будто сделано это не под давлением ультиматума Савченко о голодовке, а из гуманистических соображений. Правосудие, которое, как известно, в России инстанция совершенно независимая, состоялось, а он, пользуясь своим конституционным правом, проявил милосердие. И он не только бы сохранил лицо, но еще приобрел бы дивиденды.

 

Закон, суровый но справедливый, покарал, а он, самодержец российский, справедливый и милосердный, миловал. И предстал бы он перед публикой весь белый и пушистый, как это он проделывал неоднократно.

 

Но, кажется, Владимир Владимирович действительно переместился уже в другую реальность. Кроме того, как верно замечает Александр Скобов (см. ниже), у Путина нет никакого интереса менять Савченко на российских спецназовцев. Во-первых, они – отработанный материал, во-вторых, как же это менять летчицу на российских военных, которых, как известно всему миру, на Украине нет и, разумеется, не было?

 

Похоже, у Путина был реальный интерес обменять Савченко на отбывающих в США длительные сроки Виктора Бута и Константина Ярошенко. Первый был осужден за незаконную торговлю оружием, второй за наркобизнес. О возможности такого обмена СМИ сообщили 29 марта. Так, например, Интерфакс привел слова некоего информированного источника: «В настоящее время идут консультации, в том числе по конфиденциальным каналам, о возможности освобождения Савченко путем обмена. Российская сторона предложила список своих сограждан, в обмен на выдачу которых готова освободить бывшую украинскую военнослужащую». «Незаконно вывезенных в США» Бута и Ярошенко вспомнил в этот же день и министр иностранных дел РФ Сергей Лавров, что также можно было расценить как готовность России на такого рода обмен.

 

Но сама идея такого обмена изначально представлялась очень странной. Прежде всего потому, что при чем тут вообще США? Понятен вариант обмена гражданки Украины, захваченной Россией, на граждан России, находящихся в плену в Украине. Но менять Савченко на российских граждан, находящихся в третьей стране? Россия, кажется, в очередной раз изобрела ноу-хау.

 

Уже в тот же день, 29 марта посол США в Украине Джеффри Пайетт дезавуировал информацию о возможности такого обмена, назвав «смешными» эти сообщения. «Предложение для обмена – это просто смешно. Савченко удерживают незаконно в России, она незаконно была захвачена, и по минским соглашениям ее надо освободить, и точка», – сказал посол. Да и сама Савченко также отвергла возможность обмена, заявив следующее: «Я товаром не стану. Свою судьбу я решу сама. Поэтому политикам предлагаю не торговаться, а договариваться. Поскольку от моей смерти не выиграет никто, а хуже станет. Я понимаю, что меня ломать будут и давление усилится. Но была бы я не собой, если бы не выдержала и не выдержу все! Сухую голодовку начинаю с 6 апреля и до победного конца! Из СИЗО я выеду только в Украину, и ни в какую колонию».

 

5 апреля. Приговор, вынесенный заложнице российского президента, вступил в силу.

 

6 апреля, день сдачи номера в печать. Надежда Савченко возобновила сухую голодовку.

 

В. Зайдман