Панамское досье
В центре разоблачений, ставших достоянием общественности в результате публикации так называемых «панамских документов», оказались прежде всего «представители клептократических режимов: от России и Африки до Китая», – пишет корреспондент немецкой Die Welt.
2,6 терабайта информации из «панамских документов» затмили собой все доселе появлявшиеся скандальные утечки данных. «Документы, предназначавшиеся для внутреннего пользования зарегистрированной в Панаме юридической компании Mossack Fonseca, затрагивают не только эту организацию, специализирующуюся на создании подставных фирм. Они наглядно демонстрируют ту легкость, с которой элита множества стран использует в своих интересах прорехи в финансовом законодательстве той же Панамы, Британских Виргинских островов или Сейшельских островов для сокрытия своего богатства или бизнеса».
Автор указывает на то, что создание подобных фирм не является незаконным. «Однако само число политиков или политических консультантов, имена которых всплыли в опубликованных документах и которые либо сами основали подобные компании, либо занимались подобной деятельностью при содействии посредников, позволяет сделать вывод, что творились дела, подлежавшие утайке».
«Панама-leaks лишь усиливают ощущение того, (...) что политические системы находятся в руках представителей политической элиты и бизнес-элит, для которых приоритетом остается соблюдение собственных интересов. А процесс турбо-глобализации последних 25 лет был выстроен таким образом, чтобы элита могла найти многочисленные лазейки с целью спрятать деньги и избежать общения с финансовыми органами в своей стране», – говорится в статье.
Как пишет автор, «в документах упоминаются представители европейских государств, однако большинство имен и фамилий связано с теми странами, где в ходу более коррумпированные методы государственного управления, чем на демократическом Западе».
Как отмечает автор статьи, нынешний доклад об оффшорах, ставший возможным после журналистского расследования, отличается от прежних многочисленных скандальных разоблачений, не лишенных идеологической однобокости. Это касается и вскрытой переписки американских дипломатов, и разоблачений, сделанных Эдвардом Сноуденом. «Хотя они сделали достоянием общественности поистине спорные методы работы американских спецслужб, вышедших из-под контроля демократического государства (...), большая часть информации была использована, прежде всего, врагами Запада».
«Новые разоблачения рисуют реальную картину мира, в котором повсеместно можно встретить „гнильцу“, но в первую очередь это касается несвободных государств с коррумпированными эксплуататорскими режимами. Можно считать запоздалым удовлетворением для Америки тот факт, что „панамские документы“ затрагивают поистине проблемные режимы, а не только демократические государства, которые из-за своего не в пример более высокого уровня прозрачности, а также благодаря отсутствию страха у самих разоблачителей получить пулю в лоб – как критики режима в России – логичным образом становятся главными действующими лицами в раскрытии всевозможных тайн».
Клеменс Вергин,
Die Welt, 4 апреля,
в изложении Инопресса.ру
Экономисты отслеживают неослабевающую, нарастающую передачу богатств, которой способствует оффшорная система, причем деньги часто перетекают из беднейших стран в богатейшие, пишет The Guardian.
Так называемые «Панамские бумаги» – просочившиеся в прессу документы панамской юридической фирмы Mossack Fonseca – приоткрывают завесу над миром оффшоров.
The Guardian, участвующая в журналистском расследовании на основе этих документов, сообщает, что многие материалы панамской юридической фирмы Mossack Fonseca не будут оглашены, но есть веские основания опубликовать часть информации.
На одном краю спектра документы обнажают, что колоссальное число людей использует оффшоры для защиты своих богатств. Это не запрещено законом, но дает преимущества, недоступные рядовому налогоплательщику. Общество задумалось над тем, что это, возможно, аморально.
«На другом краю этого спектра – то, что без преувеличения можно назвать оффшорной свистопляской. В документах мы нашли доказательства того, что российские банки предоставляют „средства для взяток“ ближайшему окружению президента Путина; мы обнаружили активы, принадлежащие лидерам 12 стран, в том числе Исландии, Пакистана и Украины; компании, имеющие отношение к 140 с лишним высокопоставленным политикам, их друзьям и родственникам, а также примерно к 22 лицам, на которых наложены санкции за поддержку режимов Северной Кореи, Сирии, России и Зимбабве; доходы от преступлений, в том числе скандальной кражи золота со склада Brink's-Mat в Британии; а также столько произведений искусства, спрятанных в частных коллекциях, сколько хватило бы на целую государственную галерею».
Подробности «Панамских бумаг» внесут вклад в глобальные общественные дебаты о том, какие именно действия в оффшорах следует разрешать.
Джульетт Гарсайд,
The Guardian, 4 апреля, в изложении
«Сеть секретных оффшорных сделок и огромных займов на 2 млрд. долларов ведет к российскому президенту Владимиру Путину, – сообщает Люк Гардинг в The Guardian. – Беспрецедентная утечка документов показала, как эти деньги сделали ближний круг Путина сказочно богатым. Хотя ни в каких источниках имя президента не фигурирует, данные показывают, по какой схеме его друзья заработали миллионы на сделках, которые им не удалось бы заключить без его покровительства. Документы наводят на мысль, что деньгами пользовалась семья Путина – состояния его друзей, по-видимому, были предоставлены в его распоряжение».
«Панамские бумаги привлекают особое внимание к Сергею Ролдугину, близкому другу Путина. Ролдугин познакомил Путина с его будущей женой Людмилой и стал крестным его старшей дочери Марии. Будучи профессиональным музыкантом, он, очевидно, сколотил состояние на мнимом контроле над рядом активов, превышавших 100 млн. долларов. По-видимому, Ролдугина выбрали на эту роль из-за его небольшой известности. В документах, поданных руководству швейцарских и люксембургских банков, он отрицает близость к каким бы то ни было российским общественным деятелям. Он также заявил, что не является бизнесменом».
Тем не менее, в раскрытых файлах говорится, что Ролдугину принадлежат: 12,5% акций российского рекламного агентства «Видео Интернешнл» (годовой доход 800 млн. фунтов), миноритарный пакет акций завода «КамАЗ», 15% зарегистрированной на Кипре компании «Райтар» и 3,2% акций банка «Россия», который известен как «банк сообщников Путина» и попал под американские санкции после вторжения России в Крым в 2014 году. Перечисленные выше активы, уточняет автор, – только часть финансовых схем, связанных с этим банком. Его глава Юрий Ковальчук известен как «личный банкир» российских правительственных чиновников, включая Путина.
Автор статьи напоминает, что сплетни о размере состояния Путина ходят с 2007 года, когда на основании утечки информации из президентской администрации появились сведения, что оно составляет не менее 40 млрд долларов.
«Одна из компаний, связанных с [фигурирующей в „Панамских бумагах“] корпорацией Ove Financial, принадлежала Михаилу Лесину – царю путинских СМИ и бывшему министру печати. Лесин основал кремлевский пропагандистский телеканал Russia Today, однако позже попал в опалу. В ноябре прошлого года обнаружилось, что он при загадочных обстоятельствах погиб от тупых черепно-мозговых травм».
Люк Гардинг,
The Guardian, 4 апреля,
в изложении Инопресса.ру
«Панамские документы»: головокружение, умопомрачение и тошнота
Прежде всего, «панамские документы» поражают головокружительным объемом материала, обработанного журналистами со всего мира, чтобы продемонстрировать механизм действия «налоговых оазисов»: около 11,5 млн внутренних файлов панамского бюро Mossack Fonseca оказались в руках у Международного консорциума журналистских расследований (ICIJ) и были проанализированы 107 изданиями из 76 стран мира, в том числе французской Le Monde, пишет директор редакции Le Monde Жером Фенольо.
«Всего 128 высокопоставленных политических и общественных деятелей фигурируют в списке клиентов бюро наряду с наркобаронами, миллиардерами и звездами футбола. Общая картина выглядит умопомрачительно. Панамские разоблачения позволяют нарисовать карту мировой финансовой системы, до сих пор защищенной от взглядов. Здесь потоки чистых и грязных денег смешиваются с „серыми“ потоками налоговых уклонистов и „черными“ потоками доходов от преступности, незаконной торговли, коррупции и злоупотреблений властью».
Это еще и совершенно новый срез глобализации, фиксирующий все ее тайные пороки, из-за которых она рано или поздно потерпит крах. «Самый опасный из этих пороков – подозрение. Можно сколько угодно возмущаться царящим вокруг стремлением видеть повсюду заговор, сожалеть о недоверии к элитам и росте популизма: ничто не будет вызывать доверия, пока все будут интуитивно догадываться о том, что ничтожно малая часть человечества тайно освобождает себя от общественных обязанностей и общих интересов».
«Для преодоления этих пороков предстоит пройти долгий путь. Все оптимистичные заявления последних лет очень далеки от реальности, открывшейся благодаря панамским разоблачениям. Все усилия стран по борьбе с тайными финансовыми операциями будут напрасны, пока остаются те, кто, подобно Панаме, уклоняется от присоединения к общему движению».
Редакция (Жером Фенольо),
Le Monde, 5 апреля
в излоажении Инопресса.ру