США. Выборы

 

Камо грядеши?

 

Мы встретились с Дональдом Трампом. И остались при мнении,

что избрать его – значит пойти на радикальный риск.

 

Трампу свойственна «беспечная готовность игнорировать факты и доказательства». Этим он не отличается от многих республиканцев, но выделяется тем, что между его масштабными целями и отсутствием конкретных предложений по их достижению – целая пропасть. Как Трамп намерен противодействовать экспансионизму Китая? «Мы должны действовать непредсказуемо, – сказал Трамп. – Мы абсолютно предсказуемы. А предсказуемость – это плохо».

 

Трамп назвал НАТО фактически устаревшей организацией. Когда его спросили, неужели США ничего не выигрывают от присутствия своих контингентов, которые поддерживают мир, Трамп ответил: «Я лично думаю, что ничего», пояснив, что США теперь «страна бедная».

 

Когда Трампа попросили назвать госсекретаря и министра обороны США, которые, по его мнению, хорошо справлялись со своей работой, он заявил: «Думаю, что Джордж Шульц работал очень хорошо, великолепно. По-моему, ваши последний госсекретарь и нынешний госсекретарь мало что сделали. Соглашение Джона Керри с Ираном – на мой взгляд, одно из худших, которые обсуждались на переговорах на моей памяти. Это просто жуткая дармовая уступка». Трамп посетовал, что на деньги, размороженные после снятия санкций, Иран ничего не покупает в США.

 

Джордж Шульц ассоциировался с курсом Рейгана на продвижение демократии и свободы за рубежом, напомнили журналисты. «Следует ли США заниматься этим в сегодняшнем мире?» – спросили они.

 

«Думаю, теперь мир стал другим, и я не считаю, что мы должны заниматься национальным строительством. По-моему, доказано, что оно неэффективно. Кроме того, наша страна теперь другая. У нас, знаете ли, 19 триллионов долларов долга. Вероятно, мы сидим на пузыре, и, если он лопнет, будет просто жуть. Я думаю, мы должны восстанавливать нашу страну. Посмотрите на инфраструктуру – я только что приземлился в аэропорту, который не в лучшем состоянии. А если вы поедете в Катар, там вы увидите аэропорты, каких еще никогда не видали», – сказал Трамп.

 

Должны ли США играть роль в продвижении ценностей или демократии?

 

«Да, – ответил Трамп, – но я думаю, что у нас есть ценности, которые надо продвигать в нашей стране. У нас страна в плохом состоянии».

 

Он пояснил: «Я наблюдал, как мы строили школы в Ираке, а их взрывали. Строим еще одну школу – ее взрывают. И мы так ее восстанавливаем три раза. Но в Бруклине мы школу построить не можем. У нас нет денег на образование, потому что мы не можем строить здания в нашей собственной стране. И до какой же степени все должно дойти, чтобы мы сказали: „Эй, надо же и о себе позаботиться“».

 

Как Трамп смотрит на будущее НАТО, следует ли НАТО расширяться в том или ином смысле? – поинтересовался обозреватель Джексон Дил.

 

«Послушайте, я считаю, что НАТО – хорошая вещь, которую стоит иметь, я смотрю на ситуацию с Украиной и говорю: Ну, Украина касается нас намного меньше, чем других членов НАТО, но, тем не менее, мы выполняем всю тяжелую работу, а эти страны ничего не делают. И я спрашиваю: Почему это Германия не решает вместе с НАТО проблему Украины? Почему другие страны, соседи Украины, не решают проблему, – почему мы всегда идем в авангарде, идем к потенциальной третьей мировой войне с Россией, а? Почему это дело всегда выполняем мы? Итак, я считаю, что у НАТО хорошая концепция, но я полагаю, что США нуждаются в определенной помощи. Мы платим миллиарды – сотни миллиардов долларов – в качестве поддержки другим странам, которые теоретически богаче нас». Трамп назвал Германию, Саудовскую Аравию, Японию, Южную Корею.

 

«Насчет Украины: США поступили правильно, наложив санкции на Россию, когда та вторглась в Крым? Сохраните ли вы эти санкции?» – спросил Дил.

 

«Думаю, да, но я не вижу, чтобы другие много чего предпринимали в этой связи. Я вижу, что мы что-то делаем в этой связи, но не вижу, чтобы другие много делали», – ответил Трамп.

 

Отвечая на вопрос о борьбе с ИГИЛ, Трамп сказал: «Я бы колоссально надавил на другие страны, которые там есть, чтобы они применили свои войска, и я оказал бы им колоссальную поддержку с воздуха, так как мы должны избавиться от ИГИЛ».

 

Трамп назвал ужасной ситуацию, связанную с действиями Китая в Южно-Китайском море. «У нас есть власть над Китаем, люди просто этого не осознают. У нас есть коммерческая власть над Китаем. Не думаю, что мы начнем из-за их действий третью мировую, – эти действия затрагивают другие страны намного больше, чем нас. Но я всегда говорю, что мы должны вести себя непредсказуемо, – заявил он. – Терпеть не могу откровенничать», – добавил Трамп.

 

Говоря о Китае, Трамп заявил, что очень хорошо знает эту страну, так как поддерживает с ней деловые отношения. «У Китая невероятные амбиции. Китай чувствует себя абсолютно непобедимым. Мы восстановили Китай. Они выкачали из нашей страны столько денег, что восстановили Китай. Если бы не мы, вы бы не видели там аэропортов, автострад и мостов», – заявил Трамп. Он добавил, что для Китая снижение темпов роста ВВП до 7-8% – национальная катастрофа, а у США темпы роста ВВП сейчас – «фактически ноль».

 

Трамп полагает, что может средствами коммерции вынудить Китай к отступлению в Южно-Китайском море. «Надо все ужесточать. Они продают свою продукцию нам без пошлин, безо всего», – заявил он. По словам Трампа, иностранным производителям, наоборот, очень сложно экспортировать свою продукцию в Китай.

 

Журналисты вернулись к теме НАТО и спросили, чего именно потребует Трамп от союзников по альянсу.

 

«НАТО обходится нам в целое состояние: ну да, мы защищаем Европу, но мы тратим огромные деньги», – заявил Трамп. По его словам, прежде всего следует изменить распределение издержек между членами НАТО. Он посетовал, что США также не получают справедливого возмещения издержек, связанных с действиями в Южной Корее.

 

Когда журналисты напомнили, что Южная Корея и Япония оплачивают 50% издержек военных баз США (за вычетом издержек на личный состав), Трамп сказал: «А почему не 100%?»

 

«Выигрывают ли США что-то от наличия своих военных баз?» – поинтересовались журналисты.

«Я лично так не думаю», – ответил Трамп.

 

«Значит, по-вашему, США ничего не выигрывают от своего статуса силы, которая помогает поддержать мир на Тихом океане?» – уточнили журналисты.

 

«По-моему, мы не в том положении, что раньше. Мы были очень могущественной, очень богатой страной. А теперь наша страна бедна. Это страна-должник. Как вы избавитесь, позвольте вас спросить, от 21 триллиона долларов задолженности?» – вопросил Трамп. По его словам, США «тратят это на защиту других стран. На себя мы эти деньги не тратим. Потому что у нас устаревшие бронемашины. Самые лучшие мы отдаем врагу. Мы их отдаем нашим ближневосточным союзникам. Один выстрел, и они тут же обращаются в бегство, и враги все захватывают». «И это люди, которых мы поддерживаем. И мы не знаем: может, выйдет опять как с Саддамом Хуссейном. Мол, давайте избавимся от Асада силами этих людей, а эти люди окажутся еще хуже», – добавил Трамп.

 

Он также подчеркнул, что намерен «так или иначе разбить ИГИЛ в хвост и в гриву, но предпочел бы делать это не силами наших войск».

 

«The Washington Post»,

в изложении Инопресса.ру, 22 марта