США. Выборы

 

Камо грядеши?

 

Президентская гонка в США. Комментарий профессора Берковича

 

Редакция NEWSru.co.il побеседовала о предстоящих президентских выборах в США и об их возможном влиянии на арабо-израильский конфликт с Питером Берковичем – политологом, бывшим советником по вопросам внешней политики кандидата в президенты от Республиканской партии США Руди Джулиани, в прошлом профессором Гарварда, а ныне сотрудником Гуверского института – одного из крупнейших политических исследовательских центров США.

 

– Профессор Беркович, давайте прежде всего поговорим о том, как результаты предстоящих президентских выборов в США могут отразиться на Израиле.

 

– Как известно, Республиканская партия США традиционно занимает более произраильскую позицию, чем Демократическая партия. Судя по опросам, в последние годы этот разрыв стал еще глубже. В частности, подавляющее большинство демократов считают, что Израиль оказывает слишком сильное влияние на американскую внешнюю политику, тогда как республиканцы склонны видеть в Израиле своего главного союзника на Ближнем Востоке. Основная причина такого отношения к Израилю заключается в том, что демократы видят в палестинцах более слабую сторону и, в отличие от республиканцев, винят в этом Израиль.

 

Что касается того, как выбор каждого из кандидатов может отразиться на судьбе Израиля, то, без всякого сомнения, наилучшим для Израиля кандидатом является Тед Круз, который еще будучи сенатором неоднократно доказывал свою преданность интересам Израиля. Круз действительно друг Израиля, он показал, что хорошо разбирается в арабо-израильском конфликте и готов защищать Израиль как в США, так и на международной арене.

 

Дональд Трамп, помня о голосах еврейской общины, в последнее время научился произносить правильные слова в поддержку Израиля, однако ничто не указывает на то, что его высказывания будут подкреплены какими-либо действиями.

 

Барни Сандерс, если не ошибаюсь, вообще никогда не был замечен в особых симпатиях к Израилю.

 

Что касается Хиллари Клинтон, то она ведет себя несколько непоследовательно. С одной стороны, она всегда заявляла о своей преданности Израилю, но с другой, занимая пост госсекретаря при Бараке Обаме, вместе с Обамой вела ошибочную, на мой взгляд, политику в отношении арабо-израильского конфликта. Я полагаю, что если Хиллари станет президентом, она продолжит политику нынешней администрации Белого дома, которую нельзя назвать положительной для Израиля.

 

– Почему вы считаете политику Обамы в отношении арабо-израильского конфликта ошибочной?

– Прежде всего из-за его неразумного подхода к палестино-израильским переговорам. Обама все эти годы упорно игнорирует тот факт, что палестинцы не готовы принять существование еврейского государства, и возлагает вину за отсутствие мирного процесса на израильтян. Это говорит о том, что он совершенно не понимает сути конфликта. Кроме того, Обама, на мой взгляд, изначально вел неверную политику в отношении всего Ближнего Востока, в частности Египта и исламских экстремистов.

 

– Если президентом США станет Круз, в отношении Ближнего Востока он будет последователем Джорджа Буша-младшего?

 

– Ни в коем случае. Круз, в отличие от Буша, явно не станет вмешиваться во внутренние дела арабских стран. Однако в его лице Израиль вновь обретет однозначную поддержку со стороны США.

 

– Давайте вернемся к выборам. Судя по опросам, если в финал гонки выходят Клинтон и Трамп, большинство избирателей продолжают считать Хиллари более подходящим президентом США.

 

– Вы сильно опережаете события. У Хиллари действительно много шансов выиграть праймериз в Демократической партии и стать кандидатом от демократов. Однако победа Трампа в республиканских праймериз, несмотря на его нынешнее лидерство, остается под вопросом. Напомню, что для того, чтобы партийный съезд назначил кандидата в президенты от Республиканской партии, ему нужно набрать 1.237 голосов.

 

Пока ситуация выглядит так, что ни один из кандидатов не набирает достаточное число голосов для прямого назначения на партийном съезде. В таком случае съезд переходит к голосованию. В первом раунде голосования кандидат, набравший большинство голосов, может выиграть, если к его голосам добавятся голоса выбывших кандидатов. Если и этих голосов не хватает для абсолютного большинства, съезд переходит к следующим раундам голосования, результат которых может быть совершенно неожиданным.

 

Во втором раунде голосования более половины делегатов съезда становятся «свободными брокерами» и имеют право отдать свой голос любому кандидату – необязательно тому, за которого их избиратели голосовали на праймериз. С каждым раундом таких «свободных брокеров» становится все больше.

 

В данном случае, учитывая отношение республиканского мейнстрима к лидирующим кандидатам, результаты партийного съезда совершенно непредсказуемы, и в конечном итоге кандидатом в президенты от Республиканской партии может стать не только Кейсик, но и кандидат, вообще не подававший заявки на участие в выборах.

 

– Вы не могли бы более подробно описать, что происходит сейчас среди избирателей Республиканской партии?

 

– Не секрет, что не только самые либеральные представители республиканцев, но и республиканский истеблишмент, в том числе руководители и главные спонсоры партии, отрицательно относятся и к Трампу, и к Крузу.

 

Помимо агрессивной и хамской риторики Трампа, у него нет никакого опыта государственной службы и политической деятельности. Кроме того, многие республиканцы не верят, что Трамп является настоящим консерватором – большинство считает его беспринципным оппортунистом, который не станет бороться за традиционно республиканские ценности. Таким образом против Трампа выступают как наиболее консервативные, так и наиболее либеральные республиканцы. Его лидерство объясняется тем, что за него массово голосуют так называемые «синие воротнички», уставшие от политкорректности и считающие президентов – как Обаму, так и Буша-младшего – некомпетентными лидерами, политика которых сильно ударило по карману «простого» населения. Учитывая успехи Трампа в финансовой сфере, он воспринимается ими как «компетентный» человек.

 

При этом республиканский мейнстрим и либеральные республиканцы опасаются победы Круза, который занимает крайне консервативную позицию в большинстве вопросов.

 

Проблема заключается в том, что если кто-то из этих двух лидеров станет кандидатом в президенты США, многие республиканцы либо вообще не пойдут на выборы, либо сильно задумаются о том, а не проголосовать ли им за кандидата от демократов. Все это ставит Республиканскую партию в крайне тяжелое положение, в каком она не была уже много десятков лет.

 

Этот факт тоже указывает на то, что результат внутрипартийных выборов до сих пор остается совершенно непредсказуем, что, в свою очередь, не позволяет строить никаких прогнозов о результатах президентских выборов.

 

И тем не менее?

 

– Я хочу напомнить, что все это время, с самого начала предвыборной кампании, подавляющее большинство аналитиков утверждали, что Трамп быстро сойдет с дистанции. О скором поражении Трампа говорилось и после первых кокусов и праймериз. Говорят об этом и теперь, но, учитывая динамику последнего года, я бы не стал полагаться на опросы общественного мнения и действительно не считаю возможным прогнозировать дальнейшее развитие событий.

 

Беседовала Алла Гаврилова,

Newsru.co.il, 23 марта

 

Наш комментарий. Выходит, я ошибся, предположив, что боссы Республиканской партии будут вынуждены поддержать, как меньшее зло, кандидатуру Круза? Что ж, будем посмотреть. А что Барни Сандерс, который «вообще никогда не был замечен в особых симпатиях к Израилю», по происхождению еврей (из польских евреев, успевших в 1921 г. бежать в США), и, что  по своим политическим убеждениям он левый, ничего удивительного нет. Зачем ему Израиль? Не дай Бог, такой тип стал бы президентом США. Но не станет...