Спорт и понты

 

Коллективная ответственность Елены Исинбаевой

 

Полгода назад сборную Болгарии по тяжелой атлетике отстранили от участия в Олимпиаде в Рио-де-Жанейро. Исполком Международной федерации тяжелой атлетики (IWF) принял такое решение в связи с тем, что 11 болгарских спортсменов попались на допинге. Это будет третья Олимпиада, которую болгарские штангисты, кстати, одни из сильнейших в мире, пропустят из-за допинга.

 

Вы слышали о страшном международном скандале, устроенном болгарской общественностью и болгарскими политиками в этой связи? Вот именно. И я не слышал. Зато решение Международной федерации легкой атлетики (IAAF) о том, что российские легкоатлеты не едут в Рио, воспринято в российской публичной сфере как совершенно беспрецедентная антироссийская акция, небывалая в истории. Телеведущий Дмитрий Киселев в эфире главного государственного канала «Россия-1» объяснил, что так, как поступили c российской сборной международные спортивные чиновники, действовали только фашисты, которые брали в заложники советских людей, а потом расстреливали их, невзирая на непричастность к сопротивлению.

 

Тон возмущенному хору задал Путин. На вопрос, как он расценивает решение IAAF, Путин ответил: «Конечно, несправедливо. Если кто-то из членов вашей семьи совершил правонарушение – что, разве справедливо привлекать к ответственности всех членов семьи, включая вас лично? Так же нигде не делается». И добавил уже совершенно возмущенно: «Это просто не вписывается ни в какие рамки цивилизованного поведения».

Что такое «рамки цивилизованного поведения» в понимании Владимира Путина, сказать трудно. Поскольку в эти рамки, видимо, вписываются покража Крыма, агрессия в Грузии, война в Украине, бомбардировки «на кого бог пошлет» в Сирии. Но вот насчет того, что «так нигде не делается», – это Путин либо не в курсе, либо просто лжет и вводит в заблуждение.

 

Пресловутая коллективная ответственность и в международных отношениях и в истории Олимпиад встречалась и встречается на каждом шагу. 1920 год – на Олимпиаду не допущены Германия и ее союзники, как страны, развязавшие войну. По той же причине Япония и Германия не были допущены на Олимпиаду 1948 года. Немецкие и японские спортсмены войны не развязывали, но их наказали, и никому это не показалось несправедливым.

 

1964 год – за апартеид на Олимпиаду не пустили спортсменов ЮАР, а на следующую Олимпиаду 1968 года по той же причине еще и Родезию. Спортсмены ответили за политиков.

 

С Олимпиады 1956 года начинается длинная история олимпийских бойкотов, что тоже форма коллективной ответственности, поскольку спортсмены хотят выступать, но становятся заложниками политики, пусть даже иногда и справедливой. Итак, 1956 год – Испания, Швейцария и Нидерланды бойкотируют Олимпиаду в знак протеста против подавления советскими войсками восстания в Венгрии. Египет, Ливан, Ирак и Камбоджа объявляют бойкот Олимпиаде из-за Суэцкого кризиса.  1980 год – Олимпиаду в Москве бойкотируют 64 страны (весь Запад) из-за вторжения в Афганистан, а в 1984  следует ответный бойкот стран соц. лагеря Олимпиады в Лос-Анджелесе. 1988 – Олимпиада в Сеуле бойкотируется КНДР и примкнувшими к ней Кубой, Никарагуа и Эфиопией.

 

История коллективного наказания спортсменов за допинг короче, но уже весьма впечатляюща. Помимо болгарских спортсменов, из-за допинга на Олимпиаде в Рио не будет флагов Гондураса, Панамы, Сьерра-Леоне и Таджикистана. Под вопросом (не из-за допинга, по другим причинам) участие спортсменов Мексики. Истерика только в России.

Только в России убеждены, что это результат мирового заговора, что в результате происков мировой закулисы против России развязана тотальная травля. Что моча наших спортсменов на самом деле чиста, как слеза христианского младенца, да что там младенца – как слеза Мутко! А все эти расследования и документальные свидетельства, что в России за индустрией допинга стоит государство – это все клевета, чтобы унизить Россию и не дать ей в очередной раз доказать преимущество русского духа, а также превосходство русского тела.

 

По отношению к тому, что сейчас происходит в России, появился специальный термин: «политическая культура обиды». Политическая обида как культивируемое состояние, из которого страна уже не хочет выходить, поскольку в нем довольно комфортно находиться. Ведь в этом состоянии все свои неудачи и неприятности легко списать на мировой заговор.

 

Российские спортсмены, из тех, кто лично не принимал допинг, искренне не понимают, за что их наказали. Пишут письма в МОК, грозят судом по правам человека. Многие из них, возможно, вызывают сочувствие. Люди годами тренировались, истязали себя, ограничивали во всем, и вот…

 

Елена Исинбаева, обладательница 28 мировых рекордов, многократная чемпионка мира, двукратная олимпийская чемпионка, написала колонку в New York Times, в которой просит допустить ее и всю российскую сборную на Олимпиаду. Она объясняет, что это была бы ее пятая, последняя, Олимпиада. Что несправедливо отстранять спортсмена за чужие нарушения. В свидетели призывает Пьера де Кубертена, который, знает Исинбаева, «ожидал, что Олимпийские игры помогут продемонстрировать свои способности индивидуальным спортсменам, а не государствам».

 

После чего в следующей фразе своей колонки Исинбаева полностью перечеркивает сказанное выше, а заодно и опровергает Пьера де Кубертена. «Мне предложено выступить под флагом МОК. Но это не кажется выходом из ситуации. Если я буду выступать, то за Россию. Если всю российскую сборную отстранят, меня тоже отстранят». Конец цитаты.

 

Не будем строги к Исинбаевой, она ведь не профессор логики, а спортсменка, притом очень хорошая. Просто зафиксируем, что, отказываясь выступать под олимпийским флагом, Исинбаева полностью обнуляет все свои претензии по поводу того, что лично ей не дают участвовать в Олимпиаде. Что несправедливость допущена по отношению к ней лично. Она тут выступает как ходатай за государство, под флагом которого она хочет состязаться. А иначе она выступать не будет совсем. Это прямо противоположно тому, что задумывал Пьер де Кубертен.

 

Коллективная ответственность – это оборотная сторона круговой поруки (выделено ред. «Рубежа»). Российские спортсмены часто и с удовольствием вкладывают свою популярность в поддержку власти, увеличивая тем самым ее капитализацию. Не отказываются от встречных подарков. Та же Елена Исинбаева во время сочинской Олимпиады горячо поддержала гомофобские законы и возмутилась поведением шведских спортсменок, выкрасивших ногти в цвета ЛГБТ-движения. Радужный цвет ногтей шведских спортсменок Исинбаева сочла угрозой национальной безопасности и не смогла смолчать. «Если мы разрешим продвигать идеи нетрадиционной ориентации … за нашу страну станет страшно. Ведь мы считаем себя нормальными людьми. У нас парни живут с девушками, девушки с мужчинами. Так сложилось исторически», – сообщила мировой общественности Исинбаева.

 

Не думаю, что это был спонтанный порыв. Попросили выступить в том самом духе, в котором: «как мать говорю и как женщина». Одним словом, оленеводы Чукотки все как один клеймят израильскую военщину. Но иголки под ногти ей точно не загоняли. Живущая в Монте-Карло мировая звезда вполне могла промолчать. Но – захотела, помимо заслуженной мировой славы, получить профит от вхождения в российский истеблишмент. Тем самым стала участницей круговой поруки и приняла на себя коллективную ответственность за действия власти.

 

Проблема, конечно, не в Исинбаевой, просто она очень яркий пример той политической культуры обиды, которая стала доминировать в российском общественном сознании. В головах абсолютного большинства россиян не помещается идея института репутации. Им кажется жуткой несправедливостью, что в отношении России и россиян в мире постепенно формируется принцип презумпции виновности. А ведь он, действительно, формируется. «Спорт вне политики» – это хороший принцип, но спорт не может быть вне жизни.

 

Когда страна постоянно нарушает нормы международного общежития, а именно это Россия делает в последние годы и в Грузии, и в Украине, и в Сирии, когда руководство страны только и делает, что врет, и этим же занимаются МИД и все российские чиновники, странно после этого удивляться тому, что у страны в целом портится кредитная история. И если ты публично или молчаливо поддерживаешь действия своей страны, то есть, становишься частью круговой поруки, значит, будь готов принять коллективную ответственность. Есть другой вариант. Можно на время отложить флаг своей страны в сторону, и идти под олимпийской символикой. Или вообще под своей собственной. Впрочем, это уже рецепт не для спортсмена, а для гражданина.
 

Игорь Яковенко,

Blogspot.ru, 24 июня