«В то время как накапливаются доказательства того, что Россия намеренно применяет против гражданского населения в Сирии кассетные бомбы и другое оружие, предназначенное для поражения живой силы, становится безотлагательным вопрос к политике США, который беспокоит нас уже давно», – пишет обозреватель The Daily Beast Рой Гутман. Вопрос таков: «Почему правительство США воздерживается от высказываний, которые подтвердили бы или опровергли обвинения в военных преступлениях?»
«В докладе Human Rights Watch (HRW), опубликованном в четверг, документировано то, как 11 июля российская авиация сбросила кассетные бомбы на неофициальный рынок топлива близ деревни Терманин в провинции Идлиб, убив 10 человек и ранив более 30. Все жертвы – гражданские лица, в том числе два спасателя», – пишет издание.
«По сообщению HRW, три военных самолета – два „Су-34“, которые использует только Россия, и один „Су-24“ (такие самолеты есть и у российских, и у сирийских ВВС) – нанесли восемь ударов, и при первых двух ударах использовались кассетные бомбы», – говорится в статье.
Знало ли правительство США о роли России в этой бомбежке и, если да, почему оно молчит? – спрашивает Гутман.
Автор сообщает, что The Daily Beast направило в Госдепартамент несколько вопросов: «Проводила ли российская авиация бомбежки в этом районе в тот день? Сбрасывала ли она кассетные бомбы на гражданских лиц там или в других местах? Поднимал ли представитель США вопрос об этом инциденте на американо-российском форуме, отслеживающем соблюдение прекращения огня, и если да, каков был ответ? Сколько раз США поднимали вопрос при контактах с российской стороной по поводу других подобных инцидентов?»
Спустя 24 часа Госдепартамент не дал ответа, говорится в статье.
«Заранее ожидая, что ответа не будет, The Daily Beast спросило у Госдепартамента, каким образом США собираются принудить Россию к выполнению запрета на хаотичные атаки, если они не публикуют данные своей разведки и не информируют общество о них иными средствами. Ответа не последовало», – пишет автор.
По мнению автора, одна из причин молчания США – в том, что администрация Обамы засекретила данные американской разведки.
Но остается вопрос, поднимало ли правительство США эту проблему при контактах с Россией и если да, то как среагировала Россия. Встает также вопрос, будет ли соблюдаться международное право, «когда крупная держава безнаказанно нарушает законы вооруженного конфликта, а США не протестуют публично».
«С тех самых пор, как 30 сентября Россия начала свою кампанию бомбардировок, реакция США сводилась преимущественно к „невмешательству“», – считает автор.
По его словам, США не увеличили помощь умеренным силам сирийских повстанцев и не пригрозили применить силу или другие меры, которые повысили бы для России цену ее вмешательства.
«Вместо этого администрация США добивается прекращения огня „средствами дипломатии“, как она сама их называет», – пишет Гутман.
«На протяжении всего периода российского вмешательства в Сирии администрация США отказывается прояснить, кто – Россия или Сирия – несет ответственность за уничтожение больниц, школ, мечетей и инфраструктуры, защищенной международным правом», – говорится в статье.
Автор считает: поскольку у США имеются огромные возможности для сбора разведданных, Вашингтон почти наверняка знает, кто что делает в небе над Сирией.
Следовательно, «все отчетливее складывается впечатление, что администрация США списала со счетов Алеппо, а заодно и народное восстание против сирийского сильного правителя Башара Асада», пишет автор. «Какие бы упреки ни звучали из уст США, когда Россия начала свое вооруженное вмешательство, теперь официальные лица подыскивают ему рациональное объяснение – мол, Москва спасает своего давнего союзника».
В среду официальный представитель Госдепартамента США Джон Керби заявил, что у России традиционные связи с Сирией в сфере обороны. «Поэтому в Госдепе ни для кого не стало неожиданностью, что, когда в Сирии стала прогрессировать гражданская война, они заинтересовались тем, как идут дела», – сказал он о российских властях.
Обозреватель комментирует: «Но сейчас стоит вопрос, почему Вашингтон, похоже, совершенно не интересуется военными преступлениями, которые Россия совершает в рамках „заинтересованности тем, как идут дела“».
Рой Гутман,
The Daily Beast, 29 июля,