Вперед, в прошлое!

 

Не Брежнев, но и не Сталин

 

В чем была ценность Леонида Ильича для его соратников? В том, что все они получили возможность досидеть в своих креслах до правительственных похорон, ну в крайнем случае – до седин. Не каждому, кто пережил вождя, удалось продолжить свою работу на благо Коммунистической партии и Советского государства. Министр внутренних дел Щелоков застрелился. Первый секретарь Краснодарского крайкома партии Медунов был обвинен в коррупции. На пенсию были отправлены даже окончательно забронзовевшие Кунаев и Щербицкий. Но все это сделали другие генеральные секретари. Проживи Леонид Ильич еще несколько счастливых лет – и все бы остались при должностях и почестях.

 

А Никита Сергеевич был не таким хорошим человеком. Собственно, его поддержали только потому, что он избавил аппаратчиков от страха, что за ними завтра придут. От страха-то Никита Сергеевич избавить смог, а вот стабильности не прибавил. Все эти промышленные и сельские партийные комитеты, все эти совнархозы, вся эта постоянная кадровая чехарда – а это ведь означает постоянную перемену спецквартир, дач и спецполиклиник. Ради какой такой цели?

 

Леонид Ильич – это была стабильность. Должность, апартаменты, загородный дом, медобслуживание, спецраспределитель, звезда Героя (до трех), урна в кремлевской стене или в худшем случае Новодевичье. Такой же стабильностью в первый период своего пребывания в Кремле был Владимир Владимирович. Собственно, для этого он и был придуман. Многие уже забыли, но тогда руководители регионов менялись так редко, что каждая отставка была событием. Шаймиев был фактически как Щербицкий, Рахимов – как Кунаев, а Строев – как Строев. И даже отставка первого лица нередко не означала смену самого правящего клана.

 

Сейчас от стабильности остался один Медведев. После Крыма Владимир Владимирович так резко пошел вразнос, что элите остается только гадать – он еще Хрущев или уже Сталин? Можно еще немножко поворовать или пора эвакуироваться? Или лучше эвакуировать куда-нибудь поближе к предшественникам самого вождя?

 

Выживание Путина сегодня зависит исключительно от того, как быстро он успеет проскочить «хрущевскую» фазу. Почти 14 лет он играл с элитой в ее любимый застой, обеспечивая своим и чужим соратникам беспрепятственное разграбление территорий и отраслей экономики. А потом время неожиданно резко повернуло назад – не к Горбачеву, а к Хрущеву. И теперь номенклатуру лихорадит почти как при Никите Сергеевиче и она не может не задумываться о том, не много ли чекистов приходит на нагретые места, когда ждать очередного «карибского кризиса» и какой смысл поддерживать режим, не просто не ценящий, а еще и уничтожающий «своих».

 

Для того чтобы эти размышления не привели к опасному для Путина и его лубянской «опричнины» исходу, правителю необходимо как можно быстрее превращаться из Хрущева в Сталина, начинать массовые зачистки и посадки элиты, менять губернаторов и министров с такой скоростью, чтобы их фамилий не могли запоминать даже собственные секретарши. Ну и, конечно, показательные процессы над коррупционерами и предателями должны заменить обалдевшему населению масло, курорты и радость от обладания бывшим Крымским федеральным округом.

 

Если Путин не поспешит, от него избавятся гораздо быстрее, чем он думает.

 

Виталий Портников,

Грани, 29 июля