Россия

 

За Бога, президента и отечество!

Сага о патриотизме

 

Новый министр образования и науки Ольга Васильева назвала свое назначение «долженствованием».

 

Корреспондент «Комсомольской правды», бравший у нее интервью, несколько исказил ее слова. Согласно версии КП, Ольга Васильева назвала свое назначение на должность «божествованием». Васильева поправила издание, пояснив, что она употребила слово «долженствование», и добавила: «В русском языке слово „долженствование“ – это необходимость того, что должно свершиться. А другое значение, более философское – необходимость чего-то, вытекающего из нравственного закона».

 

Спешим успокоить читателей: от избытка скромности Ольга Васильевна не умрет. А теперь – из разных источников, что о ней известно и как оценивается ее назначение (некоторые с сокращениями).

 

Новый министр образования

 

Новый министр образования процитировала слова советского поэта Сергея Михалкова «Сегодня – дети, завтра – народ», которые часто напоминает его сын, режиссер Никита Михалков. Накануне Никита раскритиковал то, как система российского образования развивается с 1990-х годов: «Наша образовательная система была лишена своей основной функции – воспитания! Воспитание вычеркнуто и вымарано из всей системы».

 

Михалков выступил за создание Министерства детства, которое перекроет для детей «нескончаемый поток разношерстной, зачастую ложной информации об истории нашей страны, о роли нашей страны в мире, о нашей культуре, ценностях и традициях».

 

Ольга Юрьевна Васильева родилась в 1960 году. Она получила три высших образования: первое – дирижерско-хоровое отделение Московского государственного института культуры, второе – исторический факультет Московского педагогического института, третье – факультет международных отношений Дипломатической академии.

 

В 1987 – 1990 годах училась в аспирантуре Института российской истории РАН. В 1990 году защитила кандидатскую диссертацию по теме «Советское государство и патриотическая деятельность Русской православной церкви в годы Великой Отечественной войны», которая, по ее словам, стала первой работой на эту тему в стране. В 1999 году защитила докторскую диссертацию на тему «Русская Православная Церковь в политике Советского государства в 1943 – 1948 годах».

 

Васильева – автор около сотни статей и публикаций о церкви, в том числе «Церковный сталинизм: легенды и факты», «Церковь и власть в XX веке», «Государственно-церковные отношения хрущевского периода».

 

В интервью изданию Сретенской духовной семинарии (СДС) Васильева рассказывала, что выбрала тему церкви, поскольку у нее была религиозная семья и ее крестили сразу после рождения.

 

«Я из семьи верующих людей. У меня верующие бабушки. В раннем детстве меня воспитывала мамина мама. Бабушка пела на клиросе, и она крестила меня в далеком 1960-м году, когда любая информация о крещении, венчании, отпевании подавалась в исполком. Тем не менее мой папа, занимавший определенное положение, пошел на то, чтобы его дети были крещены».

 

С 1991-го по 2002 год Ольга Васильева работала в Институте российской истории РАН, была руководителем Центра истории религии и церкви. С 2002 года заведовала кафедрой Российской академии государственной службы (РАГС), преподавала в Сретенской духовной семинарии, куда ее пригласил работать архимандрит Тихон (Шевкунов), которого называют духовником российского президента Владимира Путина.

 

В том же интервью порталу СДС Васильева рассказывала о знакомстве с Шевкуновым: «Безусловно, для меня эта встреча очень важна, поскольку в отце Тихоне я увидела многое из того, что хотелось увидеть в русском священстве. Тогда отец Тихон предложил мне прочитать в руководимой им духовной школе курс по истории Русской Церкви XX века».

 

Васильева является членом совета по подготовке программ по курсу «Отечественная история» при Министерстве образования РФ, членом комиссии по делам религиозных объединений при правительстве РФ.

 

В администрации президента Васильева работала замруководителя управления по общественным проектам. Высокопоставленный чиновник правительства заявил телеканалу «Дождь», что Васильева – «целиком и полностью креатура Вячеслава Володина». Васильева иногда демонстрировала «излишний патриотизм», говорит другой федеральный чиновник.

 

Газета «Коммерасат», писавшая в 2014 году о круглом столе ОНФ о консерватизме, характеризовала Ольгу Васильеву, организатора дискуссии, как «пропагандиста идей консерватизма и патриотизма».

 

Как говорилось в другой статье «Коммерсанта», в одной из закрытых лекций о патриотизме для единороссов Васильева ясно дала понять, что Сталин при всех недостатках – государственное благо, потому что накануне войны занялся единением нации, возродил героев дореволюционной России и занялся пропагандой русского языка и литературы, что по большому счету и позволило выиграть войну. Большевизм же – это разъединение нации, разрушение государственности и национальных скреп.

 

За две недели перед назначением Ольга Васильева выступила в Крыму с лекциями. Одна из лекций называлась «Формирование национальной идеи России: истоки и современность» и в основу ее лег тезис президента РФ Владимира Путина, высказанный 3 февраля на встрече с активом Клуба лидеров по продвижению инициатив бизнеса.

 

«Тема, о которой мы с вами будем говорить, должна звучать не иначе как патриотизм, приводит начало ее выступления „Новая газета“. – Вот слова президента: „У нас нет никакой и не может быть другой объединяющей идеи, кроме патриотизма“. Вопрос о любви к родине – важнейшая составляющая и воспитательной, и мировоззренческой сферы. И напомню, что слово „патриотизм“ происходит от греческого „patris“ и означает любовь к отечеству, а самое главное, в переводе с греческого – возможность и стремление подчинить свои интересы интересам родины».

 

Васильева рассказала, что в произведениях древнерусской литературы – «Повести временных лет», «Слове о полку Игореве» и других – 340 раз встречается формулировка «За русскую землю». «Это и есть наша идея патриотизма – „За русскую землю“», сделала вывод лектор.

 

Сегодняшнее понимание российского патриотизма, по словам Васильевой, сформировалось в XVIII веке. «Идеалом политического деятеля становится прежде всего царь, который заботится о благе отечества», сказала она.

 

Васильева отметила особую роль Иосифа Сталина. «4 февраля 1931 года на общесоюзной конференции работников промышленности Иосиф Виссарионович произнес слова, которые явились началом реабилитации русской истории: „В прошлом у нас не могло быть отечества. Но теперь, когда мы свергли капитализм, а власть у нас народная, у нас есть отечество, и мы будем отстаивать его независимость“».

 

После этого Васильева перешла сразу к 1991 году. «Мало кто из вас помнит это время, а я была очевидцем. По средам вся страна вставала за „Огоньком“ Виталия Коротича. И в каждом журнале этого номера публиковались материалы, вскрывавшие белые пятна истории. Но не просто вскрывавшие, а еще и опрокидывающие эту историю. Как большевики в 1917 году делали все, чтобы разрушить преемственность поколений, так и публикации „Огонька“ были направлены на разрушение связи новой истории с историей советской. И человеческое сознание проглотило эти новые веяния, был просто дурман, мы изучали историю, которой не было».

 

По словам Васильевой, решительно отходить от «дурмана» страна начала в 2014 году, когда президент Владимир Путин предложил создать историко-культурный стандарт.

 

Собеседник, близкий к нынешнему руководству Минобрнауки, заявил «Ведомостям», что назначение Васильевой на пост министра – это «плевок в сторону модернизационных идей».

 

«Это назначение крайнего консерватора, выступающего за приоритет религиозного воспитания. Это просто караул. Ее назначение можно объяснить тем, что даже в той сфере, в которой понималась необходимость международного сотрудничества, глобальной конкурентоспособности, мы, скорее всего, берем курс на изоляцию», – сказал он.

 

Источник газеты предполагает, что теперь будет введено православное воспитание в школах с 1 по 11 класс.

 

«Для меня это назначение – огромная радость не только за карьерный рост Ольги Юрьевны, но и за всю отрасль, потому что я связываю с этим грядущие перемены, причем совершенно очевидно, что при поддержке президента», заявил замглавы синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Александр Щипков.

 

Newsru.com, 19 августа,

в сокращении

 

Наш комментарий. Пройдемся еще раз по этому тексту. Никита Михалков действительно выступил за учреждение Министерства детства. Гениальная идея! Помните, у Оруэлла было Министерство правды? Мелко плавал Оруэлл! Насколько проще внушить то, что нужно власти, детям, чем взрослым людям. Именно это имел в виду папа Михалков, когда говорил «сегодня – дети, завтра – народ». И достаточно для этого, как считает сынок Михалков, всего лишь «перекрыть для детей нескончаемый поток разношерстной информации». До 1990 г. образовательная система СССР прекрасно справлялась с этой задачей, воспитывая детей и юношество на «одношерстной информации».

 

И госпожа свежеиспеченная министерша вполне согласна с Никитушкой, описывая, как «Огонек» Виталия Коротича (если бы только он один!) стал публиковать «материалы, вскрывавшие белые пятна истории». Да это же просто ужас! Спасение от «дурмана» пришло только в 2014 году, естественно, от президента Владимира Путина, который «предложил создать историко-культурный стандарт».

 

Ну, конечно, везде нужны стандарты: в истории, в геграфии. Особенную ценность представляют стандарты, установленные президентом. Вот, например, сказал Путин, что Крым – это исконно-посконная и даже сакральная земля русская – чем не стандарт?

 

А московский корреспондент британской «The Times» Том Парфитт 24 августа сообщил, что 18 августа Ильми Умерову, бывшему вице-премьеру Крыма, выступающему против этого стандарта, предъявили обвинение в сепаратизме и поместили в психушку в Симферополе.

 

Вообще, психушки в России становятся опять популярными. 9 марта «Frankfurter Allgemeine» рассказала о том, что некто Виктор Краснов из Ставрополя в комментах в соцсети написал оппонентам, что бога нет, а Библия сборник еврейских сказок. Его привлекли к уголовной ответственности по обвинению в оскорблении чувств верующих. Чтобы проверить, в своем ли он уме, чтобы делать такие заявления, его поместили на месяц в психушку.

 

Статья 14 Конституции РФ гласит: «Каждому гарантируется свобода совести, вероисповедания, религиозной или атеистической деятельности. Каждый вправе свободно исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, выбирать, иметь и распространять религиозные либо атеистические убеждения».

 

Но в нынешней России закон Яровой оказывается выше Конституции. Россия вообще страна чудес. Чуть ли не целый век религия в ней преследовалась. Ольга Васильева сама признает, что ее папа, «занимавший определенное положение», шел на риск, когда крестил своих детей. Но это было уже при Хрущеве. Папа рисковал своим положением. При дорогом ее сердцу товарище Сталине он рисковал бы гораздо большим.

 

Концы с концами у госпожи министерши частенько не сходятся. В одной из лекций она, по свидетельству «Коммерсанта», сказала (см..выше): «Большевизм же – это разъединение нации, разрушение государственности и национальных скреп». В другом месте она утверждает: «большевики в 1917 году делали все, чтобы разрушить преемственность поколений». А затем следуют восхваления Сталина, А что, товарищ Сталин не был большевиком? Не приходилось ей читать, как Владимир Ильич хвалил «этого замечательного грузина»?

 

Или, по ее словам: «Сегодняшнее понимание российского патриотизма сформировалось в XVIII веке. Идеалом политического деятеля становится прежде всего царь, который заботится о благе отечества».

 

Но буквально следом приводятся другие ее слова: «4 февраля 1931 года на общесоюзной конференции работников промышленности Иосиф Виссарионович произнес слова, которые явились началом реабилитации русской истории: „В прошлом у нас не могло быть отечества. Но теперь, когда мы свергли капитализм, а власть у нас народная, у нас есть отечество, и мы будем отстаивать его независимость“».

 

То есть дорогой и бесценный Иосиф Виссарионович начисто опровергает наличие отечества в царской России и утверждает, что оно появилось только после того, как большевики, включая самого Иосифа Виссарионовича, установили в стране «народную власть». И это называется «реабилитацией русской истории?»

 

Утверждение Васильевой о том, что Сталин «накануне войны занялся единением нации» можно расценить только как выражение ею презрения к своему народу (нации), к миллионам загубленных вождем жизней русских и представителей других народов империи. Он дважды виноват в массовой напрасной гибели своих подданных.

 

Первый раз, когда в 30-е годы он разъединил и ослабил нацию, организовав голодомор на селе и массовые репрессии остального населения. В том числе он фактически обезглавил Красную армию. И второй раз, когда эта разделенная нация оказалась под ударом объединенной Гитлером немецкой нации. Многомиллионные потери убитыми и пленными Красной армии в первый год войны имели две причины: армия, в основной массе состоявшая из крестьян, не видела, за что ей воевать, а свежеиспеченные взамен убитых командиры не умели воевать.

 

Советские люди старших поколений помнят замечательного артиста театра и кино Леонида Броневого. 11 ноября 2014 г. он распространил открытое письмо, опубликованное на целом ряде российских и украинских сайтов. Предлагаю его с некоторыми сокращениями:

 

«Все, что в Советском Союзе происходило, даже в самых страшных не описано сказках – это жуткий, абсурдный, затянувшийся на 70 лет фильм ужасов: настолько тяжелый, что мы до сих пор от просмотра его не отошли и ни к какой другой картинке привыкнуть не можем. Вы только внимание обратите: сколько о зверствах в сталинских лагерях известно, о баржах, которые вместе с инакомыслящими затапливали, о расстрелах прямо на рабочих местах, о миллионах сирот – детей врагов народа, а поди ж ты, находятся те, кто Волгоград вновь хотят Сталинградом назвать или на митинги выходят и кричат: „Ста-лин! Ста-лин!.

 

Дураки, вы хоть знаете, что кричите? Я страшную вещь скажу: даже Гитлер и то лучше Сталина! Да-да, и хотя Гитлера я ненавижу, уважаю на полграмма больше, потому что он хотя бы своих, немцев, почти не трогал, а этот косил всех подряд: и осетин, и грузин, и русских, и украинцев...»

 

Броневому, еврею по происхождению, нелегко было написать, что «Гитлер и то лучше Сталина», и мне повторять это тоже не в радость. Но от правды никуда не денешься: Гитлер своих действительно почти не трогал. А тот вурдалак… если забыли, читайте еще раз Броневого.

 

А тут появляется глубоко верующая христианка и призывет нас простить этому вурдалаку миллионы погубленных им невинных душ: зато он сплотил нацию!

 

А что можно сказать о блеянии на тему о том, что сталинская «пропаганда русского языка и литературы по большому счету и позволила выиграть войну»?

 

Войну, без всякого сомнения, позволили выиграть огромные, часто критические, поставки западными союзниками, прежде всего США, вооружений и материалов для их производства, а также продовольствия, лекарств и пр.

 

Многое еще следовало бы сказать о новом министре образования и науки, но газетная площадь ограничена. Но вот о чем нельзя не сказать. Министром культуры РФ является Владимир Мединский. Тоже большой патриот России. Чтобы вы могли по достоинству оценить всю высоту (или глубину?) его патриотизма, чуть-чуть о его конфликте с директором Государственного архива России Сергеем Мироненко, который работал директором Госархива с момента его основания в 1992 г.

 

На Всемирном конгрессе русской прессы, который проходил в Москве 11 июня 2015 г., он сделал следующее заявление: «Хватит цепляться за мифы. Не было никаких 28 панфиловцев, которые в бою под Дубосековом якобы остановили 50 немецких танков. И фразы „Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва!“, якобы сказанной политруком Клочковым, – тоже не было. Фразу придумал литературный секретарь газеты „Красная Звезда“ Александр Кривицкий вместе со всей историей подвига. И все это военная прокуратура установила еще в 1948 году. Но материалы засекретили, потому что отступать действительно было уже некуда: миф давно жил своей жизнью».

 

Потом Мироненко говорил о Сталине. «Жизнь в советское время не стоила ничего. Нужно сказать всю правду о его ответственности. Пакт Риббентропа – Молотова правильнее назвать пактом Гитлера – Сталина. Этот пакт – крупнейший стратегический просчет Сталина, если не сказать – преступление».

 

Как вы сами, очевидно, понимаете, на таком конгрессе было множество патриотов, и Мироненко досталось на орехи. А вскоре в дело вступил министр культуры Владимир Мединский, который призвал руководство Госархива «заниматься своей профессией и не давать собственных оценок архивным документам». А 16 марта 2016 г. Мироненко был уволен с должности директора Госархива, но, правда, оставлен его научным руководителем.

 

Теперь совсем немного о самом министре культуры и его творчестве. В 2003 году его избрали депутатом Думы IV созыва, а в 2007 году и депутатом Думы V созыва. Однако в 2011 году он не прошел в Думу VI созыва. Но такие патриотически настроенные кадры в нынешней России без дела не остаются. В феврале 2012 г. он был зарегистрирован как доверенное лицо Владимира Путина, а в мае того же года стал министром культуры РФ.


В 2010-11 гг. Мединский опубликовал тринадцать книг на историческую тему, объединенных под общим названием «Мифы о России». По словам самого автора, его главнейшей задачей была попытка развенчать негативные мифы о России и предложить новый взгляд на историю российского государства.


Как и диссертационные работы Мединского, «Мифы о России» получили у критиков самые противоречивые отзывы. Наибольший гнев вызвала концепция автора, который утверждал, что «любое преступление перестает быть преступлением только лишь потому, что его совершили „наши“».


Серию «Мифы о России» похвалил Владимир Жириновский, а редактор газеты «Книжное обозрение» А. Гаврилов отозвался о «Мифах» как о глупом реваншизме. Глава администрации Президента России Владислав Сурков назвал книгу спорной, но очень полезной для России, а вот критик Роман Арбитман посчитал, что Мединский сам придумал новые мифы о России.

 

Ну а теперь самое главное: вся интеллектуальная сфера деятельности в Российской Федерации в руках твердых, надежных патриотов: культура – Владимира Мединского, образование и наука – Ольги Васильевой.

 

Вперед и с песней!.. ой, извините, с молитвой!

 

Еще несколько заключительных соображений. Патриотизм, безусловно, необходимая черта народа, населяющего любую страну, любое государство. Но патриотизм должен быть взаимным: государству следует быть патриотом населяющего его народа. В России этой взаимности никогда не было. А зачем? Послушать Ольгу Васильеву, русские появляются на свет с единственной целью: умереть за землю русскую. С этой позиции становится понятно, почему ее совершенно не интересует, во сколько миллионов русских душ обошлось «единение нации» по-сталински.

 

Но если русскому своей души не жалко, то чужой – подавно? Это подтвердил министр культуры РФ, провозгласивший, что в культурный код русского народа входит подлость. Как иначе расценить его утверждение, что любое преступление перестает быть таковым, если оно совершено русскими?