10 лет без Политковской

 

«Анной Политковской руководило сострадание»

Обзор иностранной прессы

 

«Вспомнить журналистку, которая была убита за то, что сопротивлялась Путину» – так озаглавлен материал в The Washington Post. Автор статьи Карл Гершман, президент National Endowment for Democracy (США), пишет: «Анна Политковская была известна всему миру благодаря тому, что освещала вторую чеченскую войну – конфликт, который Путин вел с той же беспощадной жестокостью, к которой прибегает сегодня в Сирии».

 

Политковская «полагала, что, освещая в своих статьях правду и сопротивляясь террору, возможно, сумеет не допустить, чтобы Россия превратилась в угрозу для самой себя и всего мира», говорится в статье.

 

После убийства Политковской «падение России в бездну продолжается и ускоряется», считает автор. «Сегодня Россия оккупирует 20% территории Грузии. Она аннексировала Крым, вторглась на Восточную Украину и угрожала соседям в Балтии и Северной Европе. Она использует хакеров для взлома электронной почты, информационных троллей и открытое финансирование политических партий, чтобы сеять раздоры в Европе, ослаблять ЕС и НАТО, а также подрывать доверие к западным институтам. В союзе с иранским и сирийским режимами она расширяет свое влияние на Ближнем Востоке и даже вмешивается в ход президентских выборов в США», – говорится в статье.

 

«США в силах сдержать и сокрушить эту угрозу. Вопрос в том, сможем ли мы мобилизовать волю, чтобы это сделать. Воспоминания о Политковской, возможно, помогут нам справиться с этим вызовом», – заключает автор.

 

«Кто заказал убийство самого знаменитого российского репортера-расследователя?» – вопрошает в заголовке статьи в Daily Beast журналистка Анна Немцова.

 

«Даже 10 лет спустя у нас в „Новой газете“ разные версии по вопросу о вдохновителе убийства Ани, но наша газета не может заменить собой государственное расследование, – сказал в интервью Дмитрий Муратов, главный редактор „Новой газеты“. – У нас нет ресурсов на то, чтобы допросить всех, кого мы подозреваем, в том числе государственных чиновников, одного главу одного из российских регионов и нескольких офицеров армии».

 

Немцова комментирует: «Под „одним главой одного российского региона“ Муратов подразумевал лидера Чечни Рамзана Кадырова, которого многие россияне подозревают в том, что он отдал приказы о нескольких убийствах, в том числе об убийстве правозащитницы Натальи Эстемировой, похищенной в Грозном в 2009 году, и об убийстве лидера российской оппозиции Бориса Немцова, застреленного в спину в двух шагах от кремлевской стены 27 февраля 2015 года».

 

Давняя подруга Политковской Светлана Ганнушкина говорит: «Аня вновь и вновь рисковала жизнью, раскапывая правду ради правды, чтобы иметь право жить с самоуважением». Она добавляет: «Сегодня у власти есть много трусов, знающих правду об убийстве Политковской, но они лишены самоуважения и скрывают правду».

 

«Два года назад пять человек: Рустам Махмудов, застреливший Политковскую, два его брата и их дядя, а также бывший полицейский Дмитрий Павлюченков, сознавшийся в том, что выследил Аню для ее убийц, – были признаны виновными и приговорены к длительному тюремному заключению. Но кто изначально отрядил их убить журналистку? Это остается одной из главных тайн в России. На данном этапе „Новая газета“, где работала Политковская, может сделать лишь одно – „трясти“ Кремль и Россию, напоминая им о постыдном убийстве и требуя открыть правду», – говорится в статье.

 

Британская The Guardian публикует статью Ланы Эстемировой, дочери убитой правозащитницы Натальи Эстемировой. Статья озаглавлена: «Моя мама и Анна Политковская – женщины, погибшие за правду».

 

«Моя мать Наталья Эстемирова и журналистка-расследователь Анна Политковская несколько лет работали вместе, и их профессиональное взаимодействие переросло в тесную дружбу. Моя мать работала в правозащитном центре „Мемориал“, где собирала доказательства злоупотреблений государственных органов, а также доставляла помощь и лекарства нуждающимся. Вдвоем были „суперкомандой“, которая расследовала самые душераздирающие и опасные дела в Чечне, истерзанной войной», – пишет Лана Эстемирова.

 

Она вспоминает, что Политковская всегда сидела очень прямо. «„Вот как ты должна сидеть“, – шепнула мне мама однажды, когда мне было 9 лет», – пишет автор.

 

Лана рассказывает, что в 12 лет победила в конкурсе эссе «Моя будущая профессия». «Я написала, что смерть Анны оставила в моей душе отпечаток и что я хочу стать журналисткой, как она. Я написала, что ее смерть заставила меня осознать, как важно рассказывать правду, даже когда другие всеми силами стараются ее скрыть. Я написала: „Журналисты должны быть умными, образованными, смелыми, мятежными; им необходимы воображение и хорошее чувство юмора, немножко скептицизма, а иногда – немножко хитрости“. Все, кто знал Анну, согласятся, что она обладала этими чертами. Спустя 10 лет я бы добавила, что по-настоящему великим журналистом человека делает сострадание. Оно руководило Анной, оно было ее „суперспособностью“», – пишет автор.

 

Инопресса.ру, 7 октября