США: выборы

 

Who is Mr. Trump?

 

Эти строки пишутся утром 9 ноября. Сегодня мы сдаем очередной номер газеты в печать. Последний материал, который должен был пойти в номер – это статья о победе Хиллари Клинтон на президентских выборах в Америке.

 

Хотя последние опросы показывали, что преимущество Клинтон над Трампом уменьшилось, иногда даже до значения, не выходящего за пределы статистической погрешности, но все же среднее значение из всех опросов давало вполне значимую величину в несколько процентов.

 

Кроме того, вдохновляла поддержка Клинтон со стороны практически всех значимых органов прессы США. Победу ей прочили (и желали) опросы во всех странах, кроме России.

 

Немало было людей, которые в маловероятной, но все же возможной победе Трампа видели катастрофу для мира и для себя лично.

 

В качестве примера подобного настроения мы в октябрьском номере газеты привели мнение Андрея Козырева, бывшего министра иностранных дел России при Ельцине, затем  эмигрировавшего с семьей в США.

 

Своей статье в одной из американских газет он дал заголовок «Автократические замашки Трампа вселяют в меня панику». Он задался риторическим вопросом: «Где на планете мне искать демократическую страну, где у моих детей и внуков будут возможности иметь свободу и стремиться к счастью?» Вопрос приобретал актуальность в случае, понятно, победы Трампа.

 

Нечего скрывать, не будучи в большом восторге от Клинтон, мы тоже желали ей победы и были в ней почти уверены.

 

Но Трамп опрокинул ожидания всего мира. Прогнозы политиков, СМИ, социологических служб, предсказателей, в том числе наши прогнозы, уверенно предрекавшие победу Клинтон, – все полетело к черту, в тартарары.

 

Рано утром (по европейскому времени, не американскому) в Интернете появились первые сообщения о победе Трампа. Пошли первые комментарии, их становилось все больше. Большинство наблюдателей не скрывали огорчения результатами выборов и выражали в связи с этим немалую тревогу.

 

Для серьезного анализа возможных последствий случившегося уже нет времени, оставляем его на следующий номер газеты. Пока же предлагаем вам несколько характерных откликов на это событие, а также обзор Инопрессы.

 

Со своей стороны отметим, что паниковать по этому поводу все же не стоит. Во-первых, следует вспомнить, что американская политическая система, в отличие от некоторых известных нам, включает в себя сдержки и противовесы. Во-вторых, еще неизвестно, как Трамп с его непростым характером покажет себя на деле.

 

Достаточно вспомнить, например, о надеждах, которые питали в России в связи с объявленной поначалу Бараком Обамой перезагрузкой отношений между двумя странами. Что из этого вышло?

 

С Трампом также вполне может случиться облом. Кроме как о сдержках и противовесах надо еще помнить о том, что Трамп – республиканец. В отношении Трампа вполне можно задаться вопросом, которым на заре путинской эры наблюдатели задавались в отношении Путина. А именно: Who is Mr. Trump? И ответ на него совсем не очевиден.

 

Джордж Буш-юниор, правда, очень быстро, как он полагал, разобрался в вопросе «who is Mr. Putin?» – для этого, как известно, ему оказалось достаточно заглянуть в душу друга Володи. Путин полагает, что он давно все про друга Дональда понял. Но очень может быть, что он еще пожалеет, что президентом США стал непредсказуемый республиканец Трамп, а не пусть и не испытывающая к нему симпатий, но зато вполне предсказуемая демократка Клинтон.

 

В заключение хочется отдать дань американской демократии. Шутка ли: простой американский миллиардер захотел стать президентом страны и, вопреки сопротивлению истэблишмента, стал им.

 

Правда, нам известны страны, где демократия не хуже американской. В Украине тоже простой украинский миллиардер захотел и стал президентом. Да и в России, пусть не простой миллиардер, но простой подполковник КГБ захотел и стал президентом. Заметьте: не генерал и даже не полковник (хотя его часто так аттестуют), а всего лишь подполковник. Чем не демократия?

 

Еще мы хотели бы отметить удивительную скромность этого российского подполковника, ставшего президентом огромной страны. Стоит ему захотеть, он вмиг стал бы генералом. Да что там генералом – генералиссимусом! Как минимум, 92% населения одобрили бы. Но скромность не позволяет…