Псевдоинтеллигенция

 

Сатирикон нашего времени

Как помирились Владимир Ростиславович с Константином Аркадьевичем

 

Да уж, в хорошую лужу сели те, кто поспешил восхититься гражданским мужеством Константина Райкина. И как в воду (не той ли самой лужи?) глядели те, кто предположил, что, как только Константину Аркадьевичу дадут денег, он тут же о своей «гражданской позиции» благополучно забудет. Амнезия такая наступит, как в мексиканских сериалах.

 

«Константин Аркадьевич немедленно успокоится и забудет про цензуру, помяните мое слово», – пишет Игорь Яковенко. 

 

«Если завтра Константину Аркадьевичу дадут денег – он изменит свое мнение о России и свободе», – не сомневается Виталий Портников.

 

Денег дали.

 

Если бы сегодня был докомпьютерный век, мы бы сказали, что не успели еще высохнуть чернила, которыми были написаны статьи Яковенко и Портникова, как уже дали. Точнее, пообещали дать.

 

29 октября сайт министерства культуры сообщил, что еще 27 октября в Минкульте РФ состоялась встреча главы ведомства Владимира Мединского с директором театра «Сатирикон» Анатолием Полянкиным. Результат встречи: конфликт разрешился ко всеобщему удовлетворению сторон.

 

Самое важное: «Владимир Мединский подтвердил готовность после утверждения федерального бюджета на 2017 год оказать содействие театру в будущем году».

 

Участвовавший во встрече заместитель культурного министра Александр Журавский свидетельствовал: «Состоялся взаимоуважительный и доверительный разговор. Мы уважаем талант и мнение творческого лидера „Сатирикона“ Константина Аркадьевича Райкина. Естественно, что театр, учредителем которого является Минкультуры России, мы в сложном положении не оставим. Как только будет утвержден федеральный бюджет, мы все вопросы решим. Министр дал такие указания. 

 

Каждая из сторон допустила излишне эмоциональные и несправедливые, по оценке другой стороны, суждения, которые были усилены средствами массовой информации и придали ненужный негативный контекст простому техническому вопросу. Коллеги из „Сатирикона“ посчитали несправедливой нашу оценку экономической ситуации, мы не готовы признать справедливой их оценку финансового состояния театра и претензии в цензуре. Однако после спокойного обсуждения и разговора Министра культуры с Константином Аркадьевичем, мы все посчитали, что инцидент исчерпан и непонимание преодолено. Мы договорились спокойно и без привлечения СМИ решать возникающие вопросы в рабочем порядке». 

 

И другая сторона в лице директора театра честно признала, что погорячилась: «Мы честно поговорили. Прояснили позиции друг друга. Принесли друг другу извинения за эмоциональность. Владимир Ростиславович переговорил с Константином Аркадьевичем. Все наши опасения развеяны. Взаимопонимание восстановлено».

 

Вот так помирились Владимир Ростиславович с Константином Аркадьевичем.

 

Самое здесь замечательное, что никто, включая даже сына легендарного сатирика Аркадия Исааковича Райкина, даже не попытались хоть как-то сделать вид, что дело здесь не только в 30 сребрениках, что за державу все-таки тоже обидно... Нет, как только выяснилось, что театр в сложном положении не оставят, взаимопонимание было немедленно восстановлено.

 

И уж совсем замечательно выглядит вот это простодушное признание чиновника от культуры: «Мы договорились спокойно и без привлечения СМИ решать возникающие вопросы в рабочем порядке». Без привлечения СМИ – это, разумеется, не имеет никакого отношения к цензуре. А Константин Аркадьевич обязался, если г-н Журавский верно передал суть договоренностей, «спокойно и без привлечения СМИ» решать возникающие вопросы, касающиеся не только финансирования театра, но и той самой цензуры, той самой свободы творчества. Потому что именно о наступлении цензуры на свободу творчества алармировал Райкин на съезде театральных деятелей, но, как выяснилось, он погорячился. Теперь он пообещал необдуманно так более не горячиться.

 

Так что – о чем шумите, витии? Пытаясь усовестить этого человека, напоминая ему о разгроме старого НТВ и других независимых СМИ, о Грузии, об Украине... Полагаете, что в нем что-то пробудилось...

 

Очень точно определила суть внезапной фронды Райкина Алина Витухновская в своей заметке в фейсбуке: «Бюджетная истерика».

 

Как только с бюджетом вопрос решился, истерики как не бывало. Перефразируя известный анекдот, можно сказать: это неправда, что с деньгами у нас плохо. С деньгами у нас хорошо. Без денег – плохо.

 

Вот такой сатирикон нашего времени.

 

Вадим Зайдман