Украина. Тоже на дно?

 

Открытое письмо президенту Порошенко

 

Пока ваше окружение купается в роскоши, а власть кичится миллионными декларациями, научные работники страны еле сводят концы с концами.

 

Отдавая себе отчет в том, что вероятность ответа на мое письмо мала, тем не менее, пишу его, дабы обратить внимание общественности на катастрофическое положение отечественной науки. Просто больше не могу молчать.

 

Я, И.И. Папиров (литературный псевдоним И.И. Гарин), являюсь украинским профессором с 56-летним стажем работы в науке (Национальный научный центр «Харьковский физико-технический институт»), автором 130 монографий, 500 научных работ, 60 патентов и авторских свидетельств, разработчиком технологий получения сверхпластичного бериллия (государственная премия Украины 1983 г.), не имеющих мировых аналогов инструментов для лечения онкологических заболеваний и биорастворимых имплантов для кардиологии. Кроме научной деятельности, являюсь автором пяти многотомников, в том числе десятитомника «Тоталитаризм», и около 1000 статей.

 

С огромной надеждой на лучшее будущее страны после Революции достоинства голосовал на выборах, где вас, господин Порошенко, избрали президентом страны и активно участвовал в информационной поддержке Украины в сотнях публикаций в украинской и зарубежной прессе.

 

Чиновники и функционеры часто обвиняют отечественных ученых в недостаточной эффективности науки, упуская из виду то обстоятельство, что многие отечественные разработки просто не могут быть восприняты нашей промышленностью в силу ее низкого уровня и разгрома отраслевой науки. Вот и приходится ученым, работающим на переднем крае науки, изыскивать иностранные гранты для продолжения своей деятельности, в результате чего полученные результаты используют в развитых странах, но не в Украине.

 

Это письмо – крик души, никак не связанный с моими личными интересами, а действительно вопль о бедственном положении украинской науки в целом, уничтожаемой сверху, о чем свидетельствуют резкое снижение ее финансирования в последние годы и непонимание Правительством роли науки в развитии общества и страны.

 

Сегодня одновременно получил аванс за ноябрь в размере 928.71 грн. и платежку за коммунальные услуги в размере 2185.27 грн. Ряд сотрудников моей лаборатории получили аванс за ноябрь в размере 500-765 грн. и сравнимые со мной платежки за коммунальные услуги. При этом далеко не все они, как я, получают пенсию, а молодежь не всегда имеет жилье, то есть влачит жалкое существование.

 

Пошел на работу (хотя уже седьмой день подряд числюсь в неоплачиваемом отпуске): температура в кабинете – 5 градусов, помещение (я работаю в корпусе, числящемся как национальное достояние страны) не отапливается, самое новое лабораторное оборудование в главном институте страны, за редкими исключениями, куплено 30-40 лет тому назад.

 

При огромных научных достижениях ННЦ ХФТИ, в котором работали десятки выдающихся ученых с мировыми именами, включая лауреата Нобелевской премии Л.Д. Ландау, в настоящее время институт находится в бедственном состоянии. Зарплаты сотрудников урезаны более чем на 30% по сравнению с 2015 г., средств для покупки нового оборудования и материалов уже много лет нет, здания до декабря не отапливаются, многие сотрудники получают зарплату, сравнимую с прожиточным минимумом. Это касается не только одного института, но, увы, всей нашей науки.

 

Я бы сказал, что дело даже не в нищенском положении научных сотрудников – дело в алармистских настроениях и в отсутствии надежд, особенно у молодежи. Пока всё ваше окружение, г-н президент, купается в роскоши, власть кичится миллионными декларациями, а научные работники страны – сила, способная вывести страну из кризиса, – еле сводят концы с концами, то, опасаюсь, что страна скатывается к Африке XX века.

 

Кстати, для информации: в продвинутых странах мира зарплата профессора составляет $8500-12000 в месяц, в ЮАР – $9330, Саудовской Аравии – $8524, Малайзии – $7864, Индии – $7433, Эфиопии – $1207, а в Украине – $250 (реально, а не на бумаге), то есть впятеро ниже, чем в Эфиопии и в 40 раз ниже, чем в развитых странах. Вы, г-н президент, или ваши дети, согласились бы работать по 12 часов в день за такую зарплату? И вообще – чувствуете разницу?

 

Немецкий ученый и просветитель Г.К.Лихтенберг два века тому назад издевался над хозяином, пытавшимся отучить свою лошадь от корма, но лошадь околела именно в тот день, когда он поверил, что она овладела этим искусством. Следуя по пагубному пути, осмеянному немцами, вы пытаетесь отучить от корма науку, культуру и образование.

 

Понятно, что сейчас идет война и важна победа, но ведь наука – это всегда «второй фронт», увы, страной забытый. Без науки, как и без армии, Украины не будет. Без коренного, парадигмального изменения отношения власти к науке и культуре нам не видать Европы, в которую мы стремимся. Чтобы наша лошадь не сдохла и поезд не соскочил с рельсов, необходимо, как минимум, уважительное отношение к интеллекту страны и выполнение собственных законов, в частности, опубликованного 15 января 2016 года «Закона о научной и научно-технической деятельности», предусматривающего финансирование науки на уровне не ниже 1,7% ВВП. Почему этот закон не выполняется? Почему реформирование страны народ видит лишь в повышении цен и тарифов? Почему, вопреки декларациям и обещаниям, вы допускаете вопиющую социальную несправедливость – непомерное и неприличное обогащение власть имущих и унижение тех, кто действительно способен вывести ее из кризиса?

 

Игорь Гарин,

«Новое время», 21 ноября