Германия

 

Рождественский теракт в Бердине

 

Ну вот, и Германию не обошла эта напасть: теракт, настоящий теракт с большим – для Германии – количеством жертв случился и здесь. 19 декабря, в столице, в самом центре, на рождественской ярмарке.

 

События развивались точно по сценарию теракта в Ницце летом прошлого года. Грузовик-фура с полуприцепом с польскими номерами въехал в толпу на ярмарке. Проехав примерно 80 метров между торговыми лавками и пробив торговый ряд, грузовик снова выехал на прилегающую улицу и там остановился, после чего водитель обратился в бегство.

 

Под колесами фуры погибло 11 человек, 48 получили ранения. Кроме того, в брошенном террористом грузовике на пассажирском месте было найдено еще одно тело с огнестрельными ранениями. Как выяснилось впоследствии, убитым оказался водитель фуры гражданин Польши Лукаш Урбан; по последним данным полиции, он был убит преступником еще до совершения теракта.

 

Жертв на самом деле могло быть гораздо больше, но, к счастью, фура остановилась в результате автоматического срабатывания тормозной системы, запущенной бортовым компьютером грузовика. Эта система с помощью подключённой видеокамеры и специальных сенсоров распознаёт препятствия на пути грузовика и автоматически включает тормоза, если водитель в течение одной секунды не реагирует на предупреждающие сигналы. Когда фура остановилась, террористу ничего не оставалось, как покинуть ее и скрыться.

 

В результате осмотра кабины грузовика были обнаружены портмоне с 230 евро, мобильный телефон и документы, выданные миграционной службой Германии на имя Ахмеда Алмасри, зарегистрированного ранее в лагере для беженцев в Эммерихе. Полиция уже знала, что Алмасри – одно из многочисленных вымышленных имён, принадлежащих некоему Анису Амри, который таким образом пытался обмануть миграционную службу Германии. В среду 21 декабря он был объявлен в международный розыск.

 

Но вышли на террориста не в связи с розыском, а совершенно случайно, в результате рутинного контроля документов в Италии, где Анис Амри оказался 23 декабря. Это случилось на контрольном пункте в городке Сесто-Сан-Джованни недалеко от Милана около 3 часов ночи. Полицейские потребовали от Амри предъявить документы, после чего тот открыл по полицейским огонь, ранив одного из них. В результате перестрелки Амри получил два огнестрельных ранения в грудь, одно из которых оказалось смертельным. Личность Амри была подтверждена по отпечаткам пальцев.

 

По данным немецких спецслужб, Анис Амри родился 22 декабря 1992 года в Тунисе. В начале 2011 года Амри покинул родину и через Лампедузу прибыл в Италию, выдав себя за беженца (как мы помним, в январе 2011 года именно в Тунисе полыхнула «Арабская весна»). По данным итальянского издания La Stampa, сообщает Википедия, Амри годом рождения указал 1994 год, поэтому он числился несовершеннолетним и был направлен в школу, где постоянно срывал занятия. В конце концов, он попытался устроить в школе поджог, в результате чего в сентябре 2011 года был арестован и приговорён к четырём годам тюрьмы. В мае 2015 года Амри был освобождён и сразу же направлен в депортационный лагерь в Кальтаниссетте на Сицилии, однако его насильственное выдворение в Тунис оказалось невозможным ввиду того, что Тунис отказался принимать Амри. В результате этого будущий террорист был отпущен с предписанием покинуть пределы Италии. Что он, как законопослушный гражданин, и сделал, направившись в Германию, куда он прибыл в июле того же года.

 

В апреле 2016 года в Дортмунде Амри подал заявление о предоставлении политического убежища, выдав себя за египтянина, преследуемого на родине по политическим мотивам. Правда, тут же выяснилось, что преследуемый «египтянин» не знает египетского диалекта и не может дать простых сведений о Египте, поэтому в убежище ему было отказано. Тем не менее, до момента своей депортации Амри, согласно немецкому законодательству, имел право на пребывание в Германии и на получение социального пособия. А Тунис отказывался признавать его своим гражданином, по причине чего он не мог быть депортирован на родину (тунисское правительство выдало новые документы на Амри лишь 21 декабря – уже после совершения им теракта). Он еще пытался обмануть социальное ведомство, пытаясь под разными именами получить несколько пособий – на каждое вымышленное имя.

 

Теперь выяснилось, что практически сразу по прибытию в Германию Амри стал искать контакты с известными исламистами, сблизился с салафитскими группами из Дуйсбурга и Дортмунда, в результате чего он попал в поле зрение немецких спецслужб. Он был включён в особый список, содержащий islamistischer Gefährder потенциально опасных исламистов, которые могут совершить теракт, но в отношении которых отсутствуют прямые доказательства.

 

В результате слежки за будущим террористом, полиции удалось лишь доказать его причастность к торговле наркотиками, но не удалось обнаружить никаких указаний на возможную подготовку теракта, в связи с чем с сентября 2016 года слежка за Амри, согласно закону, была приостановлена, и Амри исчез из поля зрения спецслужб.

 

До 19 декабря.

 

Теперь уже, после теракта, Die Welt сообщила, что марокканские спецслужбы дважды (19 сентября и 11 октября 2016 года) предупреждали своих немецких коллег о связях Амри с «Исламским государством» и его готовности к совершению теракта.

 

Никита Жолквер 27 декабря рассказал на Deutsche Welle о том, какие меры предполагают принять немецкие политики для предотвращения подобных терактов в будущем – прежде всего, в сфере законодательства.

 

Здесь в первую очередь речь идет о расширении практики видеонаблюдения – до сих пор во многих федеральных землях местные законы ограничивали возможность устанавливать видеокамеры в общественных местах или сохранять видеозапись (в Берлине таких ограничений, кстати, нет).

 

Также рассмотрение заявления претендентов на статус беженца из так называемых «безопасных стран» (то есть, видимо, тех, где нет военных действий) и депортация на родину в случае отрицательного решения будут осуществляться по ускоренной процедуре.

 

Сегодня в списках потенциальных террористов у спецслужб ФРГ значатся 549 человек. Из них на свободе на территории Германии находятся около 200. Следить за всеми круглосуточно невозможно – и полицейских не хватает, и законы не позволяют. В планах законодателей, сообщает DW, дать спецслужбам «возможность брать под наблюдение лиц с 14-летнего возраста, применять к подсудимым в возрасте от 18 лет до 21 года положения уголовного кодекса в полной мере», а в планах правительства – увеличение численности полиции.

 

В планах также создание на границах Германии транзитных центров по примеру зон, имеющихся в аэропортах для прибывших без визы пассажиров. Если такие центры будут созданы, то беженцы, перешедшие сухопутную границу, на границе, а не внутри страны, и будут дожидаться рассмотрения их заявлений на убежище.

 

Регулярный же контроль, временно введенный на границах Германии (как и на границах ряда других стран Шенгена) в связи с притоком беженцев, решено продлить на неопределенное время.

 

Воистину, нет ничего более постоянного, чем временное.

 

Что же касается регулярного контроля на границах Германии, временно введенного, как и некоторыми другими странами шенгенской зоны в связи с притоком беженцев, то его решено продлить. Причем, на многие месяцы, заявил де Мезьер в интервью газете Bild am Sonntag.

 

По материалам прессы