История и современность
Памяти хора им. Александрова (1945 – 2016)
Ниже – рассказ очевидца, который записал по
памяти в эти дни и переслал мне мой добрый знакомый, переводчик Леонид
Степанович Сержан.
Этот рассказ вызывает сегодня такие сложные чувства…
Хор Красной армии в Берлине в мае 1945-го В эти дни, после
гибели Ансамбля Российской армии, мне вспомнилась удивительная история о
выступлении Хора Красной армии в Берлине в мае 1945 года.
Самое начало мая 1945-го.
Вот такое воспоминание, такое
зеркальце от матушки-истории. А теперь сравним ситуации, примерим былое к современности наводящими вопросами. Полагаю, они будут неприятными, эти вопросы, и желающие лишить меня гражданства или расстрелять как бешеную собаку могут дальше этого места просто не читать, чтобы потом не расстраиваться. |
Итак.
Хор Александрова прилетел в Берлин после победы в освободительной войне.
(Оставим за скобками вопрос об ответственности СССР за развязывание Второй
мировой – к маю 45-го эта война была воистину и великой, и отечественной…)
И каковы бы ни были жертвы среди мирного населения Берлина от советских
бомбежек, это были военные жертвы, ответственность за которые целиком (или почти
целиком) лежала на Гитлере.
Хор Александрова в Берлине, в мае 45-го, был знаком Победы.
Что имели в виду устроители несостоявшегося праздника в Алеппо? Что собирались
праздновать в Министерстве обороны?
Только не надо мне про ИГИЛ (почему-то запрещенный в РФ, в отличие от ХАМАСа) –
эти рыдания о борьбе с мировым злом оставьте Антону Красовскому. Идеологический
(всегда гуманистический) флер, наброшенный поверх наших имперских интервенций,
давно побит молью, – и надо крепко перейти с белого полусладкого на «Боярышник»,
чтобы верить этой ерунде. И быть очень двусмысленным человеком, чтобы на голубом
глазу впаривать это несчастному населению.
«Хоть на какое-то время настроение в Берлине изменилось, – вспоминал очевидец
мая сорок пятого, – зажглась какая-то звезда надежды…»
Знаком чего должно было стать это пение с танцами для стертого с лица земли
Алеппо? Много ли было приготовлено сирийских песен? Планировался ли свободный
доступ на концерт для жителей города?
Что ни вопрос, то разительная разница в ответах.
«В настоящей трагедии гибнет не герой – гибнет хор», — сказал в Нобелевской речи Иосиф Бродский. Ужасная буквализация метафоры случилась над Черным морем несколько дней назад.
Виктор Шендерович,
«Ежедневный журнал», 30 декабря