Русский ПЕН

 

На Сенцове они и сломались

 

Я в самом деле не хотел комментировать это позорное для людей, его подписавших, постановление начальства Русского ПЕН-Центра про мое «исключение» из организации, и про «приостановку на год» членства в ПЕНе Григория Петухова, и про самое смешное и гадкое в этом тексте: «строгое предупреждение», которого удостоилась Марина Вишневецкая за «распространение в СМИ тенденциозно смонтированных текстов и видеосъемки собрания 15.12.2016, приведших к фальсификации сути мероприятия и в дальнейшем использованных недобросовестными пользователями интернета и средств массовой информации» (конец цитаты). Почему-то про это последнее – меньше пишут, а оно, на самом деле, самый яркий перл в историческом документе.

 

Сохраните эту ссылку на память, такое не часто случается прямо на наших глазах: (следует ссылка на заявление Исполкома, приведенное выше.В. З.) http://www.penrussia.org/new/2017/7719

 

В общем, обсуждать это не хотел, но комментариев и вопросов столько за минувшую ночь навалило, что совсем уж молчать нельзя. Поясню все-таки, что случилось на самом деле, для тех, кому и правда интересно.

 

В тексте вынесенного мне душераздирающего и совершенно саморазоблачительного «приговора» (его писал, разумеется, Евгений Попов) есть один ключ, совершенно точно указывающий на то, в какой момент вся эта компания взбесилась. Этот ключик – вот.

 

Я все пытался вспомнить, чего такого я «распространил по радио» именно 29.12.2016 (там в «приговоре» прямо дата совершения преступления указана)? Ведь передачи у меня в этот день не было: пятница была 30 декабря.

 

А на самом деле – вон оно что: (см. ниже «Как русский ПЕН-центр выдавливал по капле». – В. З.) http://echo.msk.ru/blog/serguei_parkhomenko/1901074-echo/

 

Это не «по радио». Это сайт Эха перепечатал мою заметку из фейсбука про позор, который постиг Русский ПЕН-Центр, когда его начальники принялись публично отказываться от заявления в поддержку Олега Сенцова.

 

То есть именно на Сенцове они и сломались.

 

Так что теперь мне просто ничего не остается, как воспроизвести тот текст еще раз. Прочтите – и все станет понятно. В деталях.

 

Как русский ПЕН-центр выдавливал по капле

 

Чтоб в новый год не тащить. Там уже новая глава начнется…

 

Надо все-таки как-то завершить эту часть эпопеи с Русским ПЕН-Центром, умудрившимся в середине декабря организовать, пожалуй, самое позорное событие в своей долгой истории: фальсифицированные выборы своего президента и исполкома.

 

Так вот.

 

Интересующимся печальной судьбой этого «руководства» некогда славной правозащитной организации, рекомендую осмотреть недавно опубликованное «Заявление» исполкома по поводу Олега Сенцова: это тут – hattp://www.penrussia.org/new/2016/7688

 

Характерно, что оно не имеет заголовка – просто, на всякий случай, потому что без заголовка не так страшно: пришлось бы ведь какое-нибудь содержательное слово для него подбирать, типа «в защиту», «свободу», «справедливость», «помиловать» или еще что-нибудь такое крамольное. У этих писателей, как видно, с подбором слов трудности. А нет заголовка – нет и проблемы со страшными словами. Да и вообще, есть шанс, что так никто ничего не заметит.

 

Заявление открывается сообщением, что «Русский ПЕН-центр обеспокоен судьбой Олега Геннадьевича Сенцова и просит Президента Российской Федерации и российские судебные инстанции реально содействовать смягчению условий содержания этого кинорежиссера и писателя…»

 

Смело, правда?

 

Решительно. Правозащитно. Свободолюбиво. «…содействовать смягчению условий содержания…» Что может быть точнее, нужнее и своевременнее при описании случая Олега Сенцова?

Причем, как видим, смягчать должен кто-то другой, например, Всемирный Фонд дикой природы или, скажем, ЮНИСЕФ, а «Президент Российской Федерации и российские судебные инстанции» должны уж как-нибудь посодействовать. По возможности. Если будут так любезны, и если не затруднит.

 

А дальше руководство ПЕН-Центра подробно, аргументированно, с упоминанием некоторых статей Уголовно-исполнительного кодекса, сообщает, почему помиловать Олега Сенцова никак невозможно. Ну, это чтобы Их Высокопревосходительство себя не затрудняло поисками аргументов для отказа. И чтоб, не дай бог, не прогневалось.

 

Такая удивительная «правозащита» случилась оттого, что Русский ПЕН-Центр очень опасается неприятностей с двух сторон одновременно: в отношениях не только с разными Их Превосходительствами в России, но и с Международным ПЕН-Клубом.

 

Дело в том, что несколько десятков членов ПЕН-Центра (в своем личном качестве, не от имени организации, конечно), а также еще большая группа литераторов и историков несколько дней назад опубликовали заявление с требованием помилования Сенцова, – http://www.colta.ru/news/13496. И руководству Русского ПЕН-Центра пришлось публиковать специальное опровержение о том, что он тут ни при чем, никого ни о чем не просит и вообще, дяденька, пожалуйста, простите, это не мы, это вон они, а мы ничего такого…

 

Можно себе вообразить, в каком изумлении от этого фортеля Русского ПЕН-Центра пребывает всемирный ПЕН-Клуб, чья основная задача – защита свободы слова и организация акций солидарности с теми, кто пострадал от ее ущемления. Вот и приходится российскому писательскому «руководству» садиться на оба стула сразу и осторожненько выдавливать из себя по капле, через силу… А то ведь и на всемирный конгресс, чего доброго, не позовут…

 

И напоследок – для тех, кому все-таки важен выборный сюжет.

 

Два дня назад нынешнее «руководство» ПЕН-Центра совершенно хладнокровно выложило на своем официальном сайте фальсифицированный протокол собрания, где это руководство было как будто бы выбрано. Вот ей-богу, нет у них там человека, который бы им объяснил, что использование заведомо ложных документов о деятельности юридического лица, – деяние, предусмотренное Уголовным кодексом. И с каждой лишней лживой бумагой, которую они производят на свет, яма у них под ногами только углубляется. А ведь взрослые люди, некоторые даже с каким-никаким чиновничьим опытом. Можно подумать, все это не воспроизводилось тысячи раз в историях всяких акционерных обществ и кооперативов. Но вот почему-то надеются, что пронесет, что если с начальством дружить, то и закон не писан.

 

Вот тут этот лже-протокол, поглядите: http://www.penrussia.org/new/2016/7677

 

В нем огромное количество содержательных вещей (как раз связанных с нормами устава организации, с кворумом, с внесением кандидатур на должности президента и членов исполкома, с процедурой голосования, с подсчетом голосов) – просто хладнокровно переврано. Что особенно глупо, поскольку во время собрания была сделана полная видеозапись, по которой очень легко отследить, как все было на самом деле.

 

А вот здесь – https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=1897504767149914&id=1749487168618342 – подробные пояснения к фальшивому протоколу, с аккуратным перечислением всего того, что в нем переврано, и того, что из него выкинуто.

 

Очень поучительное зрелище. Хотя и тяжелое. Но надо дать себе труд увидеть и оценить то, как происходит этот распад, чтобы потом было проще восстанавливать, воссоздавать утраченное. Важно понимать механизмы этого морального самоуничтожения некогда разумных и совестливых людей, чтобы этот фарс ни в коем случае не повторялся потом снова.

 

Сайт Сергея Пархоменко на «Эхе Москвы»

 

* * *

Честное слово, когда я это писал, я и представить себе не мог, как быстро, ярко и решительно они все это подтвердят. Слово в слово.

 

Воистину: приятно быть правым, но иногда все же не хочется быть правым до такой степени

 

Сергей Пархоменко,

Facebook.com, 10 января