Ближний Восток

 

Израиль и его «доброжелатели»

 

Давненько мы не писали об Израиле. Все Путин да Трамп, Трамп да Путин. Иногда еще Меркель прорвется на наши страницы. А если мы о каком-нибудь Олланде нечаянно вспомним, так он три дня ходит счастливый.

 

Мы, правда, в этой статье тоже без Путина и Трампа не обойдемся – куда же без них, – но будут и другие персонажи. А главное – будет Израиль. Ну и, естественно, его окружение.

 

Начнем с первого круга, самого теплого – арабского, точнее – суннитского. Последние годы – уже около 10 лет – появляется много публикаций на тему сближения между Израилем и арабо-суннитскими странами. Дескать, сунниты поняли, что их истинный враг – шиитский Иран с его приспешниками типа «Хезболлы», а не Израиль, с которым они ищут сближения.

 

Правда, дипломатические отношения Израиль по-прежнему имеет только с двумя арабскими странами, его непосредственными соседями – Иорданией и Египтом. Но с другими, и в первую очередь с Саудовской Аравией, у него то и дело происходят тайные контакты, на уровне руководителей разведок и т. п. Планируются совместные действия против Ирана и «Хезболлы».

 

Да вот на вполне официальном уровне 19 февраля министр обороны Израиля Авигдор Либерман, выступая на проходившей в Мюнхене 53-й конференции по вопросам безопасности, в частности, сказал: «Мир не разделен на евреев и мусульман с христианами или на израильтян и палестинцев. Мир делится на экстремистские силы и умеренные силы. Впервые с 1948 года умеренный арабский суннитский мир начал понимать, что опасность, которая ему грозит, не исходит от евреев или сионизма. Она исходит от Ирана. Необходимо сохранить еврейское государство».

 

Кого здесь имел в виду господин министр? Что евреям необходимо сохранить свое государство – это само собой разумеется. Очевидно, Либерман говорил не о них. Я догадался: это арабы-сунниты должны денно и нощно заботиться о сохранении Израиля. И именно это «арабский суннитский мир начал понимать».

 

Они и заботятся. 21 февраля было опубликовано следующее сообщение: «Король Иордании Абдалла II и президент Египта Абдель Фаттах ас-Сиси опубликовали совместное заявление, в котором говорится, что принцип  „два государства для двух народов“ должен лежать в основе решения палестино-израильского конфликта. Лидеры двух арабских государств подчеркнули, что в рамках мирного договора должно быть создано палестинское государство в границах 67-го года со столицей в Иерусалиме».

 

Для объявления этого «ценного предложения» им не стоило собираться: о нем постоянно талдычит глава Палестинской автономии Махмуд Аббас.

 

Но не стоит обижать лидеров этих двух арабских стран, которые имеют дипломатические отношения с Израилем. Они-то, я уверен, были бы готовы к более реалистическому варианту решения этого конфликта, но помнят о судьбе их предшественников: президента Египта Анвара Садата и первого короля Иордании Абдаллы ибн Хусейна. Оба были убиты исламскими экстремистами за реалистичный подход к отношениям с Израилем.

 

А пример коллективной заботы арабов об Израиле 8 марта привело кувейтское новостное агентство KUNA: «Министры иностранных дел арабских стран выступают против избрания Израиля в Совет Безопасности ООН на 2019-2020 годы. Соответствующее решение принято на 147-й сессии Лиги арабских государств. По мнению арабских лидеров, Израиль – государство-оккупант. Его избрание в Совбез противоречит Хартии ООН, принятым этой организацией резолюциям и нормам международного права.

 

Министры поручили главе ЛАГ Ахмаду Абу Гейту и дипломатическим представительствам при ООН принять все необходимые меры, чтобы не допустить избрания Израиля в Совет Безопасности».

 

На всякий случай поясню: в главный орган ООН Совет безопасности входят 5 постоянных членов от величайших государств, которые вы, очевидно, знаете, и 10 непостоянных, которые избираются на 2 года поочередно от разных регионов планеты. В соответствии с этим принципом уже даже самые зачуханные страны побывали этими членами, некоторые уже по несколько раз. Все – кроме Израиля.

 

Он, естественно, относится к Ближневосточному региону, подавляющее число стран которого как раз и являются арабо-суннитскими. Израиль они не считают своим. А ООН, понятно, и пальцем не шевельнет, чтобы устранить эту несправедливость.

 

А это сообщение от 28 марта: «Министры иностранных дел Лиги арабских государств завершили работу над программными документами саммита ЛАГ, который пройдет в Иордании. Главная цель саммита – вернуть палестинский вопрос в центр арабской повестки дня.

 

Как пишет лондонская газета „Аль-Хайят“, ЛАГ подчеркивает, что сопротивление израильской оккупации является легитимным действием, а не террористической деятельностью.

 

Лига призывает к созданию палестинского государства в границах 1967 года со столицей в Восточном Иерусалиме. Министры также выступили против избрания Израиля в Совет Безопасности ООН на 2019 – 2020 год». Подтвердили еще раз.

 

Дальше – больше. Сообщение от 30 марта: «Арабские государства планируют оспорить израильский суверенитет над всем Иерусалимом на заседании исполнительного совета UNESCO, которое состоится 1 мая этого года в Париже.

 

Об этом свидетельствует проект резолюции, полученный израильскими властями, сообщает сайт газеты The Jerusalem Post.

 

В документе, о котором идет речь, говорится следующее: „Любые действия, предпринятые оккупационным режимом Израиля, который навязывает свои законы, юрисдикцию и администрацию в Иерусалиме, являются незаконными, недействительными и не имеющими никакой юридической силы“.

 

Авторы статьи напоминают, что ранее руководство UNESCO и различные комитеты этой структуры утвердили ряд резолюций, в которых говорилось, что ООН отказывается признать „аннексию Восточного Иерусалима, включая Старый город“.

 

Но впервые арабские государства, в числе которых Алжир, Египет, Ливан, Марокко, Оман, Катар и Судан, требуют отказать Израилю в праве на западные районы еврейской столицы, передав контроль над ними палестинской стороне.

 

В проекте резолюции, о которой идет речь, подтверждается, что ряд еврейских святынь – в частности, Пещера праотцев в Хевроне и Могила праматери Рахели в Бейт-Лехеме являются „интегральной частью Палестины“. Мусульмане числят их среди своих достопримечательностей и называют „Мечетью Ибрагима“ и „Мечетью Билаля бин Рабаха“.

 

Напомним, что в течение последних двух лет арабские страны-члены UNESCO пытаются также переименовать Стену плача и Храмовую гору, главные святыни евреев, в „Стену аль-Бурака“ и „Аль-Харам аш-Шариф“».

 

Такой наглости со стороны арабов давно не было. Кто-то, вероятно, их надоумил: требуй побольше – что-то обломится.

 

Вторым кольцом в окружении Израиля можно считать Иран и Россию. Не потому, что они одинаково относятся к еврейскому государству, а потому, что их интересы в регионе переплетаются, в чем-то совпадая, а в чем-то расходясь.

 

Свою упомянутую выше речь на конференции в Мюнхене Авигдор Либерман начал с того, что «Стражи Исламской Революции – это самая крупная террористическая организация в мире и самая жестокая, а Касем Сулеймани (глава этих „стражей“) является террористом номер один в мире».

 

А «на прошлой неделе телеканал Fox News сообщал, что Сулеймани, нарушив резолюцию ООН, тайно посетил Москву». Не иначе, как для согласования козней против Израиля.

 

7 марта французская «Le Figaro» сообщила о том, что еще «в ночь на 13 января израильские самолеты F-35 уничтожили в районе Дамаска склады с ракетами комплекса „Панцирь“, предназначенными для „Хeзбoллы“, а также батарею зенитно-ракетного комплекса С-300»..

 

Уничтожение предназначенных «Хeзбoлле» ракет Москва бы перетерпела, ибо с началом военных действий России в Сирии между Нетаньяху и Путиным была заключена негласная договоренность о том, что Россия не будет вмешиваться в отношения между Израилем и «Хезболлой» на территории Сирии.

 

Но батарея зенитно-ракетного комплекса С-300, поставленная Москвой, скорее всего, самой Сирии – это другое дело.

 

9 марта обозреватели немецкого журнала «Der Spiegel» Кристина Хебель и Кристоф Зюдов сообщали о визите израильского премьера Нетаньяху к Путину «с особенной целью: он хочет заставить Путина позаботиться о том, чтобы из Сирии как можно скорее были выведены бойцы иранского „Корпуса стражей Исламской Революции“ (КСИР) и их союзники – прежде всего, „Хeзбoлла“, которую финансируют и поддерживают из Тегерана».

 

Авторы также писали, что «еще до своего визита в Москву Нетаньяху заявил о том, что Иран пытается надолго закрепиться в военном плане в Сирии и постепенно создать фронт вдоль сирийско-израильской границы на Голанских высотах».

 

О результатах визита авторы не сообщали.

 

Несколько больше можно было узнать из статьи Дэвида Филипова и Рут Эглаш от 10 марта в «The Washington Post». Приводим из нее некоторые выдержки: «Официально Москва отказывается комментировать дальнейшую судьбу иранских сил в послевоенной Сирии. У Путина нет ни возможностей, ни намерений исключать Иран из процесса урегулирования в Сирии, ведь роль Ирана в поддержке Асада намного превосходит роль России, считает внешнеполитический аналитик Владимир Фролов (Москва).

 

Как считается, Израиль в последние годы негласно произвел несколько авиаударов на территории Сирии, нацеленных на предполагаемые оружейные склады и хранилища ракет Ирана и „Хeзбoллы“. Россия закрыла глаза на эти действия.

 

Путин, сделавший поддержку Асада основой своей политики, скорее всего, не будет готов поддержать активные военные действия со стороны Израиля. Учитывая все это, трудно понять, что Путин может пообещать Нетаньяху, – сказал Фролов. – Он может пообещать многое и, скорее всего, так и сделает, но он не в том положении, чтобы выполнить это».

 

Это уже похоже на правду.

 

А 14 марта кувейтская газета «Аль-Джарида» опубликовала сногсшибательную информацию о том, что иранцы построили в Ливане несколько заводов по производству вооружений и передали их под контроль «Хезболлы». Эти заводы действуют, по меньшей мере, в течение трех последних месяцев и производят ракеты и пусковые установки к ним.

 

«Аль-Джарида» утверждает, что речь идет о производстве ракет дальностью до 500 км, а также противокорабельных и противотанковых ракет, бронетранспортеров и беспилотных летательных аппаратов (в том числе, ударных БПЛА). В статье сказано, что эти вооружения «Хезболла» испытывала в реальных боевых условиях в Сирии.

 

Судя по имеющимся данным, военными заводами в Ливане управляют специалисты министерства обороны Ирана и Корпуса стражей Исламской революции. Ливанское правительство это производство не контролирует и не имеет доступа к выпускаемым вооружениям.

 

Источник этой информации «Аль-Джарида» не называет. Но, как справедливо отмечает в газете «Гаарец» журналистка Гили Коэн, это кувейтское издание в арабском мире считается рупором Израиля, то есть информация могла быть получена от израильской разведки и передана для публикации в лояльное арабское СМИ.

 

Эта информация имеет продолжение, но здесь уже нет места для него. Возможно, мы вернемся к этой теме в следующем номере газеты.

 

21 марта в немецкой «Die Welt» Гил Ярон писал: «После авиаударов и недовольства со стороны России Нетаньяху был вынужден внести ясность относительно политики Израиля. „Если мы заметим попытки поставлять „Хезболле“ современное вооружение, мы пресечем их“, – решительно заявил премьер-министр, и его слова прозвучали как предостережение в адрес Москвы.

 

Как заявил в беседе с изданием экс-советник премьера по контртеррористическим операциям Ницан Нуриэль, он не видит большого потенциала для эскалации российско-израильских отношений. „Москва даже только по экономическим соображениям сделает все для того, чтобы не допустить столкновения израильского и российского оружия“, – сказал эксперт: российские системы вооружений уступают израильским, и демонстрация этого нанесет вред российскому оружейному экспорту».

 

22 марта уже известные нам Кристина Хебель и Кристоф Зюдов в журнале «Der Spiegel» опубликовали статью под  интригующим  заголовком «Израиль и Иран показывают России ее границы», в которой говорилось:

 

«После визита в Россию премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху заявил, что „у него сложилось впечатление, что президент России Владимир Путин понял, что именно он хотел до него донести: для Израиля неприемлемы попытки Ирана закрепиться в Сирии на длительный срок“.

 

Но, по всей видимости, это не так. Когда израильские военные самолеты разбомбили ряд целей на территории Сирии, армия диктатора Асада впервые нанесла ответный удар. Но правительственные войска запустили ракету ПВО российского производства С-200 уже после того, как израильские самолеты повернули назад.

 

Израильтяне сбили сирийскую ракету своей зенитной ракетой, поскольку та грозила упасть на израильскую территорию. Взрыв от попадания ракеты Arrow-2 в C-200 можно было услышать во многих частях Израиля и Западной Иордании.

 

По данным сирийской армии, Израиль хотел уничтожить цели вблизи города Пальмира. Подтверждения из независимых источников нет. Вообще, то, что Израиль бомбит цели, находящиеся в сотнях километров от его границы, происходит в этом конфликте впервые. Ранее израильские самолеты бомбили сооружения и конвои только в Дамаске и его окрестностях.

 

Вероятнее всего, целью авианалета был военный аэропорт Т4 вблизи Пальмиры: после того как Израиль на прошлой неделе уничтожил склад боеприпасов на военном аэродроме Меззе в Дамаске, Иран мог перейти на использование этого аэродрома в пустыне для поставок ракет дружественной ему „Хeзбoлле“, полагая, что Израиль не решится на бомбардировки в глубине страны.

 

Согласно информации авторитетного израильского военного обозревателя Рона Бен-Йишая, в ходе последнего авианалета планировалось уничтожить ракеты „Скад-Д“, имеющие радиус действия до 700 км. Как бы то ни было, но после израильского авианалета Россия „вызвала на ковер“ израильского посла. Вероятнее всего, Россию разозлили действия Израиля, поскольку в Пальмире размещены российские военнослужащие.

 

Между тем Москва вряд ли сможет противодействовать будущим авианалетам, так как израильские спецслужбы все больше рассматривают Сирию в качестве зоны действия Ирана и „Хeзбoллы“. Они опасаются, что союзники Тегерана могут воспользоваться Голанскими высотами для того, чтобы в будущей войне обстреливать оттуда Израиль ракетами. Сама Россия то ли не желает, то ли не может остановить вооружение „Хeзбoллы“ на сирийской территории».

 

Теперь заголовок статьи понятен: он означает, что ни Иран и ни Израиль не очень будут оглядываться на Россию в своих действиях в назревающем между ними конфликте. Не заигралась ли Россия на Ближнем Востоке?

 

*  *  *

На последующие уровни окружения еврейского государства у меня уже не остается места. Оставим это до следующего номера газеты.

 

В предварительном порядке могу только заметить, что в отношении Европы к арабо-израильскому конфликту за долгое время – хоть бы не сглазить – вроде бы замечаются сдвиги к лучшему.

 

Израиль Зайдман