Азия

 

Сердечное согласие КНР и США пока не наладилось

 

Некоторый сбой произошел в коротком медовом месяце Китая с Трампом, которые вроде бы одно время ударили по рукам и договорились малость придушить Пхеньян с его ракетно-ядерными делами. Но сердечное согласие пока как-то не заладилось. По согласованию с американцами, как сегодня вовсю говорят в Токио, японский премьер Абэ 8 июля в Гамбурге во время саммита G20 настоятельно попросил председателя КНР Си Цзиньпина прекратить поставки нефти КНДР. В Северную Корею она практически целиком шла из Китая – так что дело серьезное. Но товарищ Си на просьбу японского премьера вроде бы лишь надменно ответил, что его страна строго и в полной мере исполняет только санкции ООН в отношении КНДР. Поставок нефти они пока не касаются. А Китайская Народная Республика, пояснил товарищ Си, принципиально против односторонних санкций, не одобренных международным сообществом.

 

Факт беседы в Гамбурге в Токио официально не подтверждают, но генеральный секретарь кабинета сегодня сухо сказал журналистам, что правительство Японии, как и США, – за нефтяное эмбарго в отношении Северной Кореи. И ждет, мол, решительных шагов от Пекина. Китай до 2013 года был главным поставщиком нефти Пхеньяну – 500 тыс. тонн в год. С 2014 года поставки как бы прекратились. Но японцы уверены, что экспорт продолжается – просто оформляется по-другому.

 

В китайских поставках не сомневаются и американцы – вопрос об ограничении, а, лучше, прекращении нефтяного потока они обсуждают с Пекином со времени исторической встречи председателя Си с Трампом в его флоридском поместье в начале апреля. Помните, тогда тов. Си попросил Трампа дать ему «сто дней», чтобы серьезно продвинуться в решении проблем с Пхеньяном. Весной многие подумали, что Пекин действительно поднажмет на КНДР чем-то более эффективным, чем уже введенный китайскими товарищами отказ от импорта северокорейского угля.

 

Та мера была довольно крутой: если китайцы не врут, то угольным эмбарго они с первых месяцев года сократили почти наполовину общие доходы Пхеньяна от легального экспорта. Однако пресловутые «сто дней» истекают, а товарищ Ким Чен Ын на колени, мягко говоря, не поставлен. Новых сильных мер давления (нефть, сокращение использования севекорейских рабочих-мигрантов) Пекин не предпринимает. Более того, во вторник представитель МИД КНР очень резко обрушился на тех, кто говорит о некой «особой ответственности Китая» за решение проблемы Пхеньяна. А это – позиция Токио, Сеула, а также Вашингтона, который говорит, что лишь Китай, как главный экономический партнер, может мирными средствами вразумить тов. Кима.

 

Однако представитель МИД КНР заявил во вторник, что Штаты с союзниками тоже несут свою тяжелую долю ответственности – зачем, мол, проводят военные учения у границ КНДР и провоцируют Пхеньян? Короче, налицо откат от широких улыбок, продемонстрированных во Флориде. Китай недоволен тем, что Штаты разворачивают систему ПРО THAAD в Южной Корее, просматривающую весь регион до Пекина. КНР недовольна тем, что Штаты только что отключили от долларовых расчетов китайский банк, через который Пхеньян выходил в мировую финансовую систему. К тому же Пекин выждал паузу и, похоже, теперь уже допускает, что страшный, буйный и непредсказуемый Трамп с его авианосными группами и «Томагавками» – просто бумажный тигр.

 

Василий Головнин,

Facebook, 13 июля