Теракт в Барселоне

 

ДВЕНАДЦАТЬ

17 августа, 17 часов… Над Каталонией безоблачное небо

 

Этот обзор я пишу находясь в Испании, с группой туристов от нашего Meridian-Reisen. Обычно по четвергам мы делаем экскурсию в Монтсеррат, а на обратном пути, вечером уже, заезжаем в Барселону, где даем отдыхающим свободное время погулять по Рамбле – то есть, там, где в четверг 17 августа и случился теракт. Если бы у нас первый заезд в Испанию в этом году был на неделю раньше, мы бы как раз 17 августа могли оказаться на том самом месте и в то самое время…

 

Впрочем, по нынешним временам, когда Европа выглядит парализованной перед лицом исламского терроризма, точно кролик перед удавом, теракт может настигнуть вас в любой стране, в любом городе и в любое время.

 

Сколько еще должно случиться терактов, чтобы Европа очнулась и перестала подставлять другую щеку – бог весть…

 

* * *

Итак, в четверг, 17 августа, около 17 часов белый фургон Fiat на скорости примерно 80 км в час въехал в толпу гуляющих на главной пешеходной улице Барселоны и проехал 600 метров, стараясь задавить как можно больше людей. После чего водитель бросил машину и скрылся. Результат: 13 погибших, 119 раненых.

 

 

Рамбла, 7 сентября

 

Спустя несколько часов, в ночь на 18 июня, в городке Камбрильс, к югу от Барселоны, пятеро террористов на минивэне Audi также врезались в пешеходов. Но тут полицейские оказались начеку: четверо террористов были застрелены, пятый ранен и позже скончался в больнице.

 

Тем не менее террористам удалось ранить восьмерых человек, в том числе нескольких полицейских. Одна из пострадавших затем скончалась в больнице.

 

Ответственность за оба теракта взяло на себя «Исламское государство».

 

Полиция вскоре заявила, что в совершении терактов подозревается ячейка из 12 лиц. Пятеро, как известно, были убиты в Камбрильсе. Четверо были вскоре арестованы. А еще двое, как выяснилось, погибли при случайном взрыве здания в Альканаре, где террористы изготавливали и хранили взрывчатку. Это случилось еще в ночь на 16 августа, то есть, за день с лишним до теракта в Барселоне.

 

Издание El Español, без ссылки на источник своей информации, сообщило о том, что террористы изначально намеревались взорвать три фургона в самых многолюдных местах столицы Каталонии: возле собора Саграда-Фамилия (Святого Семейства), на той же Рамбле и, вероятно, где-то в порту. Три машины, по информации издания, были уже арендованы и находились в Альканаре. И только случайный взрыв одной из бомб, оставивший террористов без взрывчатки, вынудил их изменить планы и ограничиться наездами на людей.

 

Тут, конечно, не может не возникнуть вопрос к правоохранителям. Поначалу, по информации СМИ, полиция назвала причиной взрыва утечку газа. Но после взрыва в Альканаре и до теракта в Барселоне прошло не менее полутора суток. Что, за это время специалисты не определили, что в здании хранился арсенал взрывчатки? А если определили, то почему не сложили «2» и «2» и не сделали соответствующие выводы о террористической угрозе?

 

Итак, двое погибли при взрыве, пятеро убиты в Камбрильсе, четверо арестованы. Это одиннадцать человек. Двенадцатый, 22-летний Юнес Абуякуб, подозреваемый в том, что именно он был за рулем Фиата, давившего людей на Рамбле, поначалу скрылся. Но уже 21 августа он был застрелен полицией в муниципалитете Субиратс примерно в 50 километрах от Барселоны. Полицейские открыли огонь на поражение потому, что на нем был предмет, похожий на пояс шахида.

 

Предвосхищая возмущение тех, кто воскликнет: ну вот, к чему привела политика приема беженцев! – скажу, что все 12 членов террористической ячейки – не из нынешней волны беженцев. Это все давно живущие в Испании выходцы из стран Магриба, главным образом, Марокко.

 

Наблюдатели отмечают характерный новый почерк терактов, совершаемых в последнее время – врезаться на машине в толпу людей. Список подобных терактов за последние два года приведен ниже. Такой теракт малозатратен, легко осуществим (не надо изготовлять бомбу, что требует, помимо затрат, еще и умения, а неумение оборачивается тем, что случилось в Альканаре), его трудно предугадать, а значит, предотвратить.

 

Не очень понятно было, почему вдруг целью джихадистов стала Испания, которая вроде бы не находится в первых рядах борцов с ИГИЛ. Тут мое недоумение совпало с недоумением русского фашиста Максима Шевченко (так поломанные часы дважды в сутки показывают точное время), см. его заметку ниже.

 

Этот вопрос разъяснил журналист The Washington Post Джоби Уоррик, лауреат Пулитцеровской премии за эссе «Черные флаги. Подъем ИГИЛ», один из крупнейших экспертов по джихадизму и исламскому терроризму. В интервью итальянской La Repubblica он назвал две причины, из-за которых исламисты могли осуществить теракт именно в Испании: «за вовлеченность в Ирак, но также в свете своей мечты о „халифате“ и мифа Аль-Андалуса – так мусульмане именовали Иберийский полуостров, когда завоевали его в VIII веке».

 

Замечу: Аль-Андалус – это вовсе не миф, страна Аль-Андалус, мусульманская Испания, просуществовала, слава Богу, точнее, Аллаху, восемь веков, с 711 по 1492 год, когда в результате Реконкисты был освобожден последний оплот мусульман на Пиренейском полуострове – Гранада*. Это был период расцвета мусульманской цивилизации, ее золотой век, точнее, века. Не удивительно, что исламские террористы испытывают теперь фантомные боли по Аль-Андалусу – ну, вроде тех, что испытывает Владимир Путин по Советскому Союзу и его влиянию в мире. Реконкиста – это была их геополитическая катастрофа. АНДАЛУСНАШ! – не сомневаются исламисты.

 

Об Аль-Андалусе вспоминает и корреспондент итальянской La Stampa в Бейруте Джордано Стабиле. Но он также отмечает, почему именно из стран Магриба пришел террор на испанскую землю. Ведь именно с берегов Северной Африки в 711-м году приплыл в Испанию Тарик ибн Зияд, предводитель арабов и берберов. Он высадился на мысе, получившем с тех пор его имя – Джабал аль-Тарик, «Гора Тарика», то есть, Гибралтар. Именно оттуда и началось мусульманское завоевание Испании. Журналист пишет: «Поездка из Магриба, чтобы поразить самое сердце Испании, подчеркивает связь между мусульманским миром и землями, которые джихадисты называют „Андалус“ – это арабское название их многовековых владений на Иберийском полуострове. Отвоевание Андалуса – это одна из „претензий“ ИГИЛ, еще с 2014 года, и атака в Барселоне – первая, что удалась в Испании с 2004 года, после теракта на мадридском вокзале Аточа».

 

«До сих пор Испанию не трогали, но это не значит, что она не была под прицелом ИГИЛ: по крайней мере, 40 ячеек было ликвидировано, начиная с 2013 года», – замечает Джордано Стабиле.

 

В последнее время «Исламское государство» сильно ослабло, потерпев в Сирии и Ираке ряд серьезных поражений, потеряв значительные территории. Но именно по этой причине, по мнению экспертов, связана его заметная активизация в Европе, в том числе последние теракты в Испании; и по той же причине наблюдатели прогнозируют увеличение террористических атак в Европе и в дальнейшем. Так, например, Джоби Уоррик пишет, что терактов может стать больше, «потому что ИГИЛ на данный момент консолидировало много сил для защиты оставшихся владений „халифата“ в Сирии и Ираке. Это не только вопрос мести за последние разрушительные военные поражения на местах, как это случилось в Мосуле. Когда „халифата“ не станет, „Исламское государство“ сконцентрирует все свои силы на совершении атак в Европе. И, таким образом, оно станет самым настоящим интернационалом террора».

 

Хорошенькие перспективы!

 

О тех же «радостных» перспективах активизации ИГИЛ в Европе по причине понесенных поражений в «халифате» пишет и Лиззи Диэрден в Independent: «Все теракты, в том числе новое зверство в Барселоне, проведены в соответствии с эволюционирующими инструкциями, которые публикует изощренная пропагандистская машина ИГИЛ. Группировка стала чаще призывать сторонников устраивать теракты в родных западных странах, когда она начала терять территории в Сирии и Ираке, а из-за ужесточения мер безопасности попасть в так называемый халифат стало почти невозможно».

 

И, наконец, о том же в интервью La Voz de Galicia говорит Хосе Хулио Фернандес Родригес, директор Центра исследований безопасности (Сантьяго-де-Компостела, Испания): «ИГИЛ уже несколько месяцев терпит поражение в войне на своей базовой территории, а этими ударами в Европе пытается выиграть сражение на ниве пропаганды. Нанесение ударов обходится ему все дороже, но его метод терроризма с низкими издержками и в незащищенных местах – где, как известно террористам, отпор маловероятен, потому что там находятся только мирные безоружные граждане, – оказывается трудно остановить, он приносит примечательные успехи: Лондон, Париж, Берлин...»

 

«Испания – одна из ключевых стран для символики джихадистов, и подобная атака была почти неизбежна», – сказал Родригес. Подобные теракты «произошли во всех странах вокруг нас, и то, что это произойдет здесь, было лишь вопросом времени».

 

Эксперт не считает, что в Барселоне дали сбой механизмы безопасности: с тех пор как в Испании был объявлен 4-й (по 5-балльной шкале) уровень террористической угрозы, было арестовано более 180 человек, имевших отношение к радикальному исламу. «Предсказать действия подобного типа невозможно, хотя, конечно, необходимо проанализировать, нет ли других ошибок, которые помогли бы понять причины этого теракта».

 

И тут же пояснил, какого рода ошибки он имеет в виду. Это о той самой пресловутой политкорректности, о – «подставить террористам другую щеку».

 

«Мы в Испании любим проявлять политкорректность, и некоторые шаги непопулярны в народе. На мой взгляд, очевидно, что во многих местах в Каталонии провалилась государственная политика. Мы не умеем привить радикалам то хорошее, что есть в нашей демократической системе, чтобы они не становились еще более радикальными и не превращались в орудие террора. Более 90% террористов, которые нанесли атаки в Европе в последние годы, сами выросли на этом континенте и учились в наших школах, а мы не смогли передать им наши ценности. А затем, в духе этих ценностей – гостеприимства, уважения к другому – разрешается устраивать „гаражные мечети“ на средства, поступающие из стран, подозреваемых в поддержке терроризма... Я знаю, некоторым не нравится слышать такие вещи, но факты есть факты. Террористы руководствуются религиозными принципами, с которыми мы не умеем бороться. Они убивают, потому что кто-то убедил их, что в загробной жизни им это пойдет на пользу. Одно из решений – наверняка секуляризация ислама, ставка на антиклерикализм, как уже начинают делать во Франции. А это, подчеркну, для некоторых остается политически некорректным шагом».

 

* * *

После того, как была раскрыта ячейка «двенадцати» и убит исполнитель теракта на Рамбле в Барселоне, расследование не закончилось, а вышло на новый уровень – выявление международных связей и источников финансирования этой группы. Поскольку стало очевидно, что сама по себе эта ячейка вряд ли могла длительное время существовать и действовать, ничем себя не выдавая.

 

«Европейские следователи из органов по борьбе с терроризмом лихорадочно пытаются вычислить, как множество молодых мужчин без очевидной истории радикализации смогли спланировать теракт в Барселоне на прошлой неделе и при этом не привлекли внимание испанской или европейской полиции и разведслужб», – 23 августа в американском издании BuzzFeed пишет Митч Протеро. Группа месяцами собирала материалы для изготовления бомб и ничем не привлекла внимание правоохранителей.

 

«Это самая организованная и дисциплинированная ячейка, с которой Европа сталкивалась со времен атак в Париже и Брюсселе, где действовали не просто один-два человека, что позволяет свести риски к минимуму, – на условиях анонимности заявил изданию бельгийский следователь из органов по борьбе с терроризмом. – Как только в заговор становятся вовлечены более чем два человека, часто кто-то совершает ошибку, привлекающую внимание полиции или разведслужб. Но, как и в случае с группой, ответственной за теракты в Париже и Брюсселе, эти парни ошибок не совершили (до случайного взрыва в Альканаре.В. З.), и это нас беспокоит».

 

О том же тому же изданию заявил европейский чиновник, работающий на близкую к Испании страну НАТО и осуществляющий координацию в антитеррористической сфере с испанскими властями: «Как только заговор становится шире, чем несколько людей, очень сложно сохранить оперативную безопасность. Испанцы были весьма эффективными в сворачивании других ячеек после атаки [в Мадриде] в 2004 году. Поэтому, учитывая, что эти парни так далеко продвинулись с таким большим количеством людей, я сильно подозреваю, что мы обнаружим оперативную связь с профессионалами».

 

Шираз Махер, преподаватель кафедры исследований войны в Королевском Колледже Лондона и автор книги Salafi-Jihadism: The History of an Idea («Салафитский джихадизм: история идеи») тоже считает, что террористы «получили помощь из-за пределов Испании, хотя пока что доказательства не всплыли». «Изощренность и масштаб запланированного заговора, включающего многочисленных игроков и взрывные устройства, указывает на то, что он был частью более обширной сети».

 

22 августа Франческо Оливо в итальянской La Stampa пишет: «Банда из Риполя – 12 членов – расчленена, теперь нужно прояснить многие детали, которые оставались в подвешенном состоянии в эти дни: международные связи, способы финансирования (эти две вещи могут быть не связаны между собой) и возможные сообщники в Испании».

 

«Укрепились опасения, – продолжает автор, – что за атаками на прошлой неделе стоит режиссура европейской штаб-квартиры „Исламского государства“. Одним из координаторов предположительно является Ахмад Алхалд (Ahmad Alkhald), который обучил в начале июля некоторых членов каталонской ячейки использованию взрывчатки. Эти „курсы“ не помогли избежать взрыва в Альканаре».

 

«Фигура этого сирийца, приехавшего в Европу в сентябре 2015 года балканским маршрутом и недавно внесенного американским Госдепартаментом в список террористов, занимает центральное место в расследовании. Франция выписала ордер на арест Ахмада Алхалда (согласно разведке, мужчина прячется в убежищах между Марселем и Ниццей) уже в 2016 году по причине его роли в терактах в Париже в ноябре 2015 года („Стад де Франс“) и в Брюсселе в марте 2016 года (Завентем). Расследования этих нападений предположительно позволили найти его отпечатки».

 

Если предположения, что ячейка «Двенадцати» существовала не сама по себе, а была частью разветвленной террористической сети, подтвердятся, то прогнозы о том, что ИГИЛ активизирует свою деятельность в Европе и число и частота терактов возрастет, подтвердятся также с большой вероятностью.

 

Часы тикают.

 

Вадим Зайдман

 

* Аль-Андалус, Мусульманская Испания. Туристы Meridian-Reisen, ездившие в тур «Классическая Испания», познакомились с этой темой подробно. Заметим, что следующая такая поездка состоится в следующем, 2018-м году, с 26 октября по 3 ноября. Открыта предварительная запись на этот тур.