Германия. Выборы

 

Расследование

 

Реклама для неонацистов

Как предвыборные баннеры немецкой ультраправой партии

попали на российский госканал

 

На парламентских выборах в ФРГ ультраправая партия Альтернатива для Германии (AfD) набрала 12,3% голосов, став третьей политической силой в стране и получив 94 места в бундестаге. Выборы прошли 24 сентября. Накануне вечером многие граждане Германии российского происхождения, а всего их в ФРГ четыре миллиона, как обычно, коротали время за просмотром московских телеканалов. В XXI веке ностальгировать по географической родине можно где угодно, была бы спутниковая тарелка или интернет. В ФРГ, например, можно подключить IP-телевидение от компании Kartina.TV. Этот провайдер так и пишет в обращении к рекламодателям на своем сайте: Ваша целевая аудитория русскоязычные экспаты в разных странах мира? Вы хотите, чтобы ваша реклама эффективно работала на вас в Германии, США, Канаде, Израиле? Тогда вам будет разумно воспользоваться рекламными возможностями Kartina.TV.

 

Малахов плюс

 

23 сентября на государственном канале Россия 1, транслируемом Kartina.TV, немецкие экспаты наблюдали за привычной бурной дискуссией в Прямом эфире с не привычным еще для этой передачи ведущим Андреем Малаховым. Участники громко и эмоционально спорили о способностях некоего иранского целителя. Лишь один маленький штрих выбивался из обычного эфирного пейзажа малаховского ток-шоу: время от времени на экране на несколько секунд появлялась плашка с призывом: Голосуем за AfD  за наше с вами будущее!

 

Зафиксировать этот предвыборный баннер, прокручивая запись Прямого эфира в архиве передач провайдера, оказалось непростой задачей: стоило нажать кнопку паузы, он тотчас испарялся. Между тем, как выяснилось, призыв голосовать за AfD мелькал на России 1 и во время других ток-шоу, а также телесериалов и новостных программ. Отметим объективности ради, что в Германии официально нет дня тишины, и предвыборная агитация хоть в канун дня выборов, хоть в сам день X не запрещена есть только негласная договоренность, консенсус между партиями: накануне выборов агитацию не ведем.

 

В поисках заказчика

 

Даже люди, далекие от рекламного бизнеса, понимают, что реклама бесплатной не бывает, а стало быть, у каждого ролика, баннера, бегущей строки есть заказчик. Собеседник NT в Германии, пожелавший остаться неизвестным, рассказал, что провел небольшое расследование по поводу баннера AfD на России 1. По его просьбе знакомые и родственники, которые пользуются услугами разных, помимо Kartina.TV, провайдеров IP TV в Германии (Megaimpuls Digital Television, Nasche TV, Rodina.TV), отсмотрели передачи России и других московских телеканалов. Призыв голосовать за Альтернативу... обнаружился только в программах, которые транслировала Kartina.TV. Вероятно, была договоренность о предвыборной рекламе AfD между госканалом Россия 1 и этим сервисом, предположил собеседник NT.

 

Между тем, как удалось выяснить NT, показ агитационного баннера AfD на России 1 заказали не в компании Русмедиа, которая занимается продажей рекламного времени телеканала в Германии, а через Москву.

 

Формально компания Kartina.TV не имеет права размещать рекламу в эфире российских телеканалов. Попытка прояснить в отделе рекламы компании-провайдера вопрос, как и на каких условиях появилась предвыборная агитация в эфире, рассчитанном на русскоязычного немецкого избирателя, успехом не увенчалась. Сотрудник Kartina.TV, назвавшийся Дмитрием, сообщил по телефону, что не знает, кто заказал и оплатил баннер AfD, но пообещал перезвонить, когда освободится начальник. На второй звонок спустя час ответила сотрудница по имени Ольга, которая объяснила, что транслируемые телеканалы делают рекламные вставки по своему усмотрению, и Kartina.TV здесь ни при чем.

 

В секретариате AfD также затруднились с ответом на вопрос, как была оплачена реклама на российском телевидении.

 

Очевидно однако, что Kartina.TV, размещая рекламу только одной, притом крайне правой партии, которую в ФРГ подозревают в связях с Кремлем, явно подставлялась под обвинения во вмешательстве в немецкие выборы. И тем не менее пошла на этот риск. Значит, ставки были высоки.

 

Дело Рейха и Ковальчука

 

Kartina.TV фирма интересная. По данным газеты Wiesbadener Kurier, в 2015 году ее оборот исчислялся миллионами евро. Российские Ведомости называли данный IP-сервис одним из самых популярных, утверждая при этом, что провайдер часто транслирует российские телеканалы без спросу.

 

В 2012 году прокуратура Висбадена проводила расследование по подозрению в нарушении компанией Kartina.TV авторских прав, но оно было прекращено без предъявления обвинения. Осенью 2015-го аналогичную жалобу подала Немецкая футбольная лига. Полиция провела обыски в головном офисе Kartina Digital GmbH (Kartina.TV ее дочка) в Висбадене и в нескольких других офисах этой компании, а также в аффилированных с ней структурах. И вновь дело ничем не закончилось.

 

Согласно выписке из торгового реестра Германии, 50% компании Kartina Digital GmbH, которая управляет провайдером Kartina.TV, принадлежат крупному бизнесмену Андрею Рейху, еще по 25% предпринимателям из Приднестровья Виктору Гушану и Илье Казмалы, совладельцам холдинга Шериф.

 

Вот что в свое время выяснили о Шерифе журналисты РБК: Шериф крупнейший торгово-промышленный холдинг в непризнанной Приднестровской Молдавской Республике (ПМР). Холдинг развивает собственную розничную сеть, торгует нефтепродуктами и управляет несколькими АЗС, продает автомобили. Его владельцам принадлежит единственный в ПМР сотовый оператор Интерднестрком, один из крупнейших банков Агропромбанк. Как говорится на сайте группы Шериф, на 2012 год входящие в нее компании формировали больше трети (37%) приднестровской экономики и обеспечивали 32% налоговых поступлений в бюджет ПМР. В холдинге работают более 13 тыс. человек, или 17% всех занятых граждан в экономике непризнанной республики.

 

Бывшие милиционеры Гушан и Казмалы основали холдинг в 1993 году. Шериф всегда считался близким к первому президенту Приднестровья Игорю Смирнову, руководившему непризнанной республикой с 1993-го по 2011 год. Как писал журнал Коммерсантъ-Власть, своим успехом бизнес Шерифа обязан беспрецедентным таможенным льготам (все время президентства Игоря Смирнова таможню Приднестровья возглавлял его старший сын Вадим). В структурах Шерифа работал и нынешний президент ПМР Евгений Шевчук.

 

В августе 2015 года, как писали Ведомости, двое партнеров Шерифа Олег Будак и Владислав Черникевич создали совместный проект с Андреем Рейхом и Национальной медиагруппой (НМГ), принадлежащей Юрию Ковальчуку давнему другу Владимира Путина, которая тогда объединяла медиаактивы Банка Россия, СОГАЗа, Сургутнефтегаза и крупного российского бизнесмена Алексея Мордашова. Новое ООО Национальная сеть вошло в структуру НМГ Ковальчука. По данным РБК, на базе этой компании и планировалось создать партнерский сервис с Kartina.TV. Однако намерения, по данным осведомленного источника NT, так и остались намерениями.

 

Дружба и деньги

 

Российские телеканалы теряют деньги от деятельности Kartina.TV, но даже не пытаются юридически прижать этот сервис, комментирует в соцсетях ситуацию вокруг провайдера социолог и публицист Игорь Эйдман, проживающий в Берлине. Эта компания не имеет права размешать свою (самостоятельно привлеченную. NT) рекламу в транслируемых российских программах, однако делает это и не имеет никаких проблем с московскими госканалами.

 

По мнению Эйдмана, причина в том, что Kartina.TV открыто сотрудничает с посольством РФ в Германии. Например, минувшей весной провайдер и дипведомство совместно организовали концерт патриотической песни в исполнении хора Турецкого в центре Берлина. Эксперт не исключает, что немецкая компании выполняет и тайные поручения российских властей (как, по всей видимости, было и в истории с рекламой AfD). По его данным, к примеру, есть информация, что Kartina.TV спонсирует немецкую прокремлевскую партию Die Einheit.

 

Необходимо подготовить запросы немецким властям о законности размещения на Kartina.TV рекламы AfD и вообще о законности деятельности этой компании в Германии, призывает Игорь Эйдман.

 

Кстати, в августе 2017 года Альтернатива для Германии провела в Магдебурге форум под названием Российский конгресс. Помимо русских немцев в съезде участвовали представители мелких промосковских ксенофобских организаций: Die Einheit, Heimat Родина, Конгресс соотечественников в Германии. Между собой эти структуры конфликтуют возможно, не могут поделить спонсорские деньги из России.

 

Адель Калиниченко,

В подготовке материала участвовал Борис Юнанов

Newtimes.ru, 29 сентября