Каталония

 

В чем суть «каталонского вопроса»


Попробуем разобраться, в чем суть противостояния Каталонии и Испании, можно ли каталонцев называть сепаратистами, и насколько корректно сравнение с Крымом, на котором сейчас активно спекулируют.

Я постараюсь, все-таки, коротко рассказывать (лонгриды никто не читает), но буду давать слова, по которым можно гуглить подробности.

 

1. История вопроса

 

На протяжении столетий каталонцы считают себя не испанцами, а отдельным народом, и эта национальная самоидентификация является ядром их сознания и культуры.

Серьёзное наступление на каталонскую автономию началось ещё в
XVII веке – погуглите «Война жнецов» и «Корпус крови». Каталонские крестьяне, вооруженные серпами, вырезали значительную часть испанской армии.

«Песнь жнецов», к слову, каталонцы и сейчас поют на своих демонстрациях протеста – это к вопросу об исторической памяти.

 

Окончательно Каталония стала частью Испании чуть более трёхсот лет назад, в результате Войны за испанское наследство (погуглите подробности). В этой войне на испанский трон было два основных претендента: эрцгерцог Карл Габсбург (которого поддерживала Каталония) и Филипп Анжуйский (которого поддерживала Испания). 

 

В результате этой войны испанский трон достался Филиппу, который стал королём Филиппом V – первым представителем династии Бурбонов на испанском троне.

Барселона пала 11 сентября 1714 года, после тринадцатимесячной осады, и король-победитель, естественно, принял максимально репрессивные меры – были закрыты каталонские университеты, запрещён каталанский язык, а в городе была выстроена военная крепость площадью 28 гектаров – Цитадель.

 

Если вы в Барселоне бывали, то парк Сьютадела (т.е., собственно «Цитадель») стоит как раз на месте, где была эта крепость.

 

Цитадель простояла в Барселоне 150 лет, и всё это время орудия крепости были направлены на город. Такой монарший жест: подчинитесь или будете уничтожены.

 

Тут стоит отметить, что до Войны за испанское наследство, Каталония и Арагон, формально подчиняясь мадридскому двору, по факту очень во многом были независимыми территориями.

 

С приходом Филиппа V, понятно, ни о какой автономии уже не могло быть и речи.

 

В XIX веке Каталония получила желанный статус автономии, и в этот же период началось движение за возрождение каталонской культуры, после долгого периода репрессий.

 

В 1871 году Каталония предприняла попытку отделиться от Испании, но в результате переговоров с испанским правительством осталась в составе единой страны.

 

Статус автономии Каталонией был утрачен в конце тридцатых годов XX века, с приходом к власти Франко.

 

Важно: каталонцы рассматривают события 1938 – 1939 гг. именно как аннексию.

Каталония была мощным оплотом республиканцев и была захвачена франкистами в результате тяжелейших боев.

 

Можно погуглить подробности по словам «Каталонская операция».

 

После прихода к власти Франко опять, естественно, отмена автономии, запрет каталанского языка, каталанских имён, карнавалов и праздников и снова репрессии и расстрелы.

 

2. Новейшая история

 

Через несколько лет после смерти Франко, в 1979 году, Каталония получила статус автономии вновь, на основании новой Конституции страны. Была утверждена «региональная конституция» (Статут автономии), согласно которой Каталония получила право на создание собственного правительства и парламента, собственных сил правопорядка и пр.

 

Автономия эта, впрочем, была весьма условной: любое решение каталонского правительства могло быть отменено в Мадриде.

 

Кроме того, экономические полномочия Каталонии, предусмотренные этим Статутом автономии, каталонцев не устраивали, они хотели расширения этих полномочий.

 

И в 2006 году были приняты изменения в Статут. Каталонцы получили право называться нацией, ввели в Статут статью о собственном языке и часть налогов, собранных в Каталонии, стала оставаться в Каталонии.

 

Важно:

 

эти изменения в Статуте автономии утвердил испанский парламент и потом принял референдум, проведенный в Каталонии. 

 

То есть не просто каталонцы там себе документ нарисовали, а парламент Испании утвердил.

И все было тихо-спокойно, большинство каталонцев такое положение вещей устраивало.

Если сейчас взглянуть на результаты соцопросов от 2005 – 2006 гг., то мы увидим удивительную вещь: за независимость Каталонии тогда выступало не более 13%, а сама идея рассматривалась, как крайне радикальная.

А всего-то десять лет прошло.

 

Однако, в 2006 году к Каталонии были выдвинуты судебные иски от пяти регионов Испании с требованием признать эту утвержденную региональную конституцию нелегитимной.

Важно: инициировала этот процесс испанская Народная партия – крайние консерваторы: традиционные ценности, гомофобия, запрет абортов и вот это вот всё, такие ребята.

 

Испанский Конституционный суд вел дело почти четыре года, и весь этот процесс сопровождался скандалами о коррупции, давлении на судей и пр.

 

В 2010 году суд вынес решение и признал ряд статей каталонской региональной конституции нелегитимными.

 

Конституционный суд отменил право каталонцев называться нацией, отменил статью о собственном языке и ещё часть статей Статута. Кроме того, каталонцы снова потеряли возможность сохранять у себя большую часть налогов.

 

В июне 2010 года в Каталонии прошла первая массовая демонстрация протеста, тогда протестовали против этого решения Конституционного суда, и на демонстрацию вышло более миллиона человек, а в Каталонии всего около 7 млн. живет.

 

С этого момента борьба резко обострилась.

 

Если раньше речь шла только об увеличении полномочий автономии, то после того, как государственный суд отменил документ, утверждённый парламентом, у каталонцев бомбануло, и заговорили уже об отделении.

 

С этого момента вопрос о независимости стал центральным вопросом каталонской политики, а количество сторонников независимости стало расти.

 

3. Основные аргументы противостояния - очень коротко

 

Каталонское правительство требует права на проведение референдума о независимости на основании пункта Устава ООН о праве наций на самоопределение и ссылается на верховенство международных законов над национальными. Такое верховенство подтверждено и в Конституции Испании.

 

С точки зрения каталонского правительства, каталонцы отвечают необходимым признакам для признания их нацией – они обладают своим языком, культурой и исторически сложившимися местами компактного проживания.

 

Мадрид ссылается на то самое решение суда 2010 года, где понятие «нация» для каталонцев было отменено, а значит, независимости требует испанская провинция, что Конституцией вообще никак не предусмотрено и, таким образом, любые референдумы в Каталонии незаконны.

 

4. Последние события

 

Когда Каталония объявила о проведении референдума 1 октября, Мадрид сразу заявил, что референдум будет незаконным, а когда Каталония сообщила, что голосование все равно проведёт, то 20 сентября этого года начались обыски и аресты каталонских политиков – в первую очередь, членов правительства.

 

Для Каталонии это выглядело так, что Мадрид сразу перешёл к силовому подавлению, без всяких переговоров.

 

Лозунги на улицах поменяли смысл: уже было не «мы хотим независимость», а «мы имеем право голосовать».

 

Действия Мадрида воспринимались как покушение на священное и базовое право – право голоса.

И референдум уже было не остановить.

 

То, что происходило здесь в день референдума, вы видели на многочисленных видео.

 

Я ещё вот о чем расскажу. 

30 сентября, накануне референдума, в Мадриде была демонстрация против отделения Каталонии. Я видео поставлю в первый коммент, во избежание.

 

Люди на площади поют «Cara al sol» («Лицом к солнцу» – это гимн Испанской фаланги, погуглите. Испанского фашизма, если называть вещи своими именами), люди кричат «a por ellos» («Вперёд на них») и зигуют.

 

И никакая полиция их не разгоняет.

 

Для каталонцев это плевок в лицо. Да и для любых здравомыслящих людей тоже.

И после того, что происходило в Каталонии 1 октября, перспектива жить дальше мирно единой страной становится если не призрачной, то крайне сложной.

 

5. Перспективы

 

У нас не очень много вариантов развития событий.

Антииспанские настроения в Каталонии сейчас на пике, и не в последнюю очередь благодаря действиям Мадрида.

 

Мадрид может отменить статус автономии для Каталонии, тогда у Каталонии не будет ни своего правительства, ни своей полиции и никаких своих фондов – все финансирование будет напрямую из Мадрида.

 

Такое положение вещей Каталония не примет, начнутся массовые протесты и практически наверняка беспорядки.

 

Что сделает Мадрид? Введёт войска?

 

Мадрид может попытаться договориться с Каталонией мирным путём, предложив расширение полномочий автономии, чтобы всех успокоить. Я не знаю, насколько это сейчас своевременная мера. А кроме того, остаётся принципиальный вопрос признания каталонцев нацией.

 

Каталония может объявить о независимости в одностороннем порядке и это приведёт к дальнейшей эскалации конфликта.

 

6. Параллели с Крымом

 

Ну нет тут никаких параллелей, ребята. Вообще ничего общего. Центральный пункт каталонской идеологии – право нации на самоопределение, на этом всё строится.

Понимаете, если бы крымские татары – коренная крымская народность – потребовали от Украины независимости Крыма, то можно было бы проводить параллели.

Но там совершенно другая история.

 

P.S. В очередной раз хочу сказать, что я не выступаю за отделение Каталонии, равно как и за сохранение Каталонии в составе Испании.

Потому что я здесь приезжая, и у меня нет права решать за каталонцев судьбу их страны.

 

Юлия Дягилева,

Facebook, 3 октября