Дальневосточный кадейдоскоп

 

Япония усиливает ПВО

 

Новая для Японии добавочная система ПРО «Иджис эшор», как мне пояснили, при должной комплектации рассчитана далеко не только на северокорейские художества. Она сможет эффективно сбивать китайские и российские крылатые ракеты класса «воздух-земля», которые Токио считает серьезной угрозой и сейчас не имеет от них защиты.

 

Японские военные считают, что РФ имеет в регионе крылатые ракеты класса «воздух-земля» дальностью 4,5 тыс. км. Это позволяет, сами понимаете, наносить удар сильно издалека и достаточно безопасно. Китайцы располагают крылатыми ракетами такого же класса дальностью 1,5 тыс. км, что тоже зашибись.

 

Короче, японцы клянут себя за беспечность и ускоряют военные закупки. Два комплекса «Иджис эшор» по цене миллиард долларов каждый, которые вроде смогут прикрыть худо-бедно всю Японию, закупят в США и разместят в 2023 году, хотя постараются раньше. Многоцелевые хитрые противоракеты SM-6, способные сбивать российские и китайские крылатые ракеты, для испытания характеристик получат из Штатов уже в нынешнем году. Гонка вооружений у нас на Дальнем Востоке становится все увлекательнее.

 

Василий Головнин,

Facebook, 18 января

 

Японцы выявляют нарушителей

 

Японцы очень осторожно, но, похоже, шустро включились в выявление нарушителей пока еще очень мягкой морской блокады КНДР. Сегодня министерство обороны дало в Токио утечку информации о том, что 20 января патрульный самолет Пи-3-си зафиксировал в Восточно-Китайском море перекачку чего-то из танкера под флагом Доминиканы в северокорейский танкер. Закончив погрузку, тот прямым ходом почапал в КНДР. Раньше за такими делами ловили танкеры с Тайваня, Гонконга. Агентство Рейтер и крупнейшая японская газета «Иомиури» уверяли, что этим же в прошлом году занимались и некоторые судовые компании Китая и России.

 

Совбез ООН своими последними санкциями очень жестко урезал квоты поставок нефти в КНДР и особенно бензина, соляры и прочих продуктов нефтеперегонки. Их сократили на 90 процентов по сравнению с уровнем, разрешенным еще прошлым летом. Если эти меры строго соблюдать, то к Северной Корее в очень близком будущем вплотную подойдет экономический каюк. Главный вопрос – соблюдение.

 

Японцы сообщали, что Пхеньян сейчас активно фрахтует танкеры, находящиеся в юрисдикции бардачных стран Африки, мелкоты с юга Тихого океана и прочей Доминиканы. Пока даже при сильном подозрении на нарушение санкций ООН их практически невозможно взять на абордаж прямо в море. Поэтому американцы и японцы лишь фиксируют данные нарушителей, чтобы потом все проверять и вносить эти фирмы в санкционные списки, отсекать от мировой финансовой системы. Чтобы другим неповадно было.

 

Однако Вашингтон и его ближайшие союзники дают понять, что очень сильно думают над тем, как бы все же ввести систему более эффективной блокады. Пока это носит характер в основном нажима на Пекин – серьезные поставки нефти и бензина-солярки могут тайком пойти только оттуда. Мелкой контрабандной перегрузкой с как бы танзанийского танкера на танкер КНДР много не натаскаешь. Скромная японская утечка о зорком патрульном самолете тоже призвана показать – мы много видим, и все документируем, ускользнуть трудно, потери для вас будут куда больше тех долларов, которые вы получили в саквояже от посредника в Найроби.

 

Василий Головнин,

Facebook, 22 января

 

О спорт, ты – политика!

 

Зимняя Олимпиада в южнокорейском Пхёнчхане потихоньку столкнулась с очень нам знакомой и крайне неприятной проблемой – угрозой отсутствия на ее мероприятиях некоторых первых лиц планеты. Если говорить о нынешних Играх, то это очень важные для Сеула лидеры Китая и Японии.

 

Южная Корея, например, отчаянно добивается от Пекина обещания, что на Олимпиаду приедет сам всесильный председатель КНР Си Цзиньпин. Но визит в китайскую столицу президента Южной Кореи Мун Чжэ Ина в конце прошлого года прошел неудачно – его приняли очень холодно из-за решения Сеула разместить в стране американские комплексы ПРО THAAD. Которые не то, чтобы особо здорово могут сбивать китайские ракеты, но радарами просматривают существенный кусок на северо-востоке КНР, включая ее столицу Это, во-первых, опасно, и, во-вторых, Пекин вообще не желает, чтобы у его границ развертывали что-то новейшее американское.

 

Дополнительные комплексы ПРО нужны Сеулу для защиты от все более напористых и опасных ребят с коммунистического Севера. Но Пекин и слушать ничего не хочет – он требует убрать THAAD и болезненно давит на Южную Корею экономическими санкциями. Товарищ Си в конце прошлого года надменно ничего не ответил на приглашение приехать на Олимпиаду. Некоторое время назад ему опять звонил президент Южной Кореи – и высший китайский начальник вновь многозначительно промолчал.

 

Японского премьера Синдзо Абэ тоже сильно просят приехать в Пхёнчхан – но президент Мун и тут попал в непростую ситуацию. Под давлением националистов и для укрепления своих позиций он вновь завел крайне неприятный для Токио разговор про судьбу кореянок в японских армейских борделях в первой половине прошлого века. Вопрос тяжелый и эмоциональный, он сопоставим по болезненности с темой расстрела поляков в Катыни. Но проблема уже вроде бы была решена на межгосударственном уровне пару лет назад: соглашение подписано, Япония принесла официальные извинения за преступления прошлого, создала фонд для денежных компенсаций.

 

А теперь президент Мун опять говорит, что документ плоховат, хотя и не решается его денонсировать. Имеет место дипломатический скандал, а японский премьер Абэ пока говорит, что его визиту на Олимпиаду могут помешать дебаты в парламенте. Хотя явно готов поехать в обмен на некоторые уступки – как и пекинский товарищ Си.

 

С Россией, третьим соседом Южной Кореи по Дальнему Востоку, вообще непонятка – усеченная в правах команда РФ вроде бы едет под условным флагом и без державных символов. Сейчас ситуация вокруг отечественной сборной вновь накаляется. Кто может быть от Москвы в нынешней обстановке на главных церемониях? Тяжелые политические фигуры, конечно, исключены, а спортивный Мутко под санкциями. Так кто? Короче, непонятного масса, с нетерпением ждем развития событий.

 

Василий Головнин,

Facebook, 24 января

 

Поиздержался...

 

Любимый вождь КНДР товарищ Ким Чен Ын, говорят, сильно поиздержался и во многом растратил фонды, доставшиеся ему в наследство от покойного отца, Кима Второго. Китайские источники, знакомые с темой, сообщили об этом радио Free Asia, азиатскому родственнику русскоязычной «Свободы». Они уверяют, что папины деньги молодой Ким практически целиком кинул на форсирование программы создания ядерного оружия и баллистических ракет, способных врезать по Штатам.

 

Молодой вождь надеялся, судя по всему, что невероятные успехи этой программы заставят изнеженных американцев струсить и быстро пойти на переговоры. Которые откроют путь к тому, что Пхеньян станет получать экономическое содействие от Запада, но сохранит при этом свой ядерный потенциал. Ну, как в свое время Китай.

 

Много денег молодой товарищ Ким бросил также на амбициозные проекты, призванные подчеркнуть его величие – например, на создание горнолыжного курорта «Перевал Масик» и района шикарных многоэтажных домов для номенклатуры в Пхеньяне. Китайские источники ссылаются при этом на данные от т.н. «Отдела 39» – структуры, ответственной за нелегальное пополнение секретных фондов Пхеньяна. В том числе путем изготовления фальшивой валюты, торговли наркотой, а теперь и махинациями с биткойнами.

 

В год «Отдел 39», говорят, давал доход от 500 млн. до миллиарда долларов, но сейчас из-за ужесточившихся санкций поступления резко скукожились. Именно это, как уверяет радиостанция, во многом заставило Пхеньян резко изменить сейчас риторику, заявить о готовности участвовать в южнокорейской Олимпиаде и мириться с Сеулом. Очень нужны деньги.

 

Василий Головнин,

Facebook, 29 января

 

Пхёнчхан: суровость и «умиротворение»

 

Зимняя Олимпиада в Пхёнчхане, похоже, будет совершенно феерической с точки зрения дипломатических игр, маневров и пропагандистских вылазок. Американцы, как стало известно в Токио, настоятельно попросили Сеул сделать так, чтобы делегация Штатов на открытии Игр была максимально и демонстративно отделена от посланцев гордого Пхеньяна во главе с неувядающим Ким Ён Намом, главой Великого народного собрания КНДР. Это такой невероятно живучий (в хорошем, политическом смысле) старичок – аналог всесоюзного старосты Михал Иваныча Калинина при Сталине. Который умудряется не только не попадать под бесконечные чистки и волны репрессий, но и неизменно сохраняет свой игрушечный пост как бы второго человека в стране чучхе.

 

Так вот, американцами, говорят, выписана просьба, чтобы делегация США и возглавляющий ее вице-президент Майк Пенс располагались максимально далеко от северокорейцев и на церемонии открытия Олимпиады, и на банкете, и во время фотографирования. Вице-президент Соединенных Штатов вообще намерен на Играх максимально подчеркивать жесткость к Пхеньяну: он встретится с перебежчиками с севера Кореи, которые входят в организацию борцов с режимом Ким Чен Ына. Майк Пенс берет с собой на Олимпиаду отца американского студента, который как-то сдуру поехал в КНДР туристом, попытался стырить там пропагандистский прикольный плакат на память и был осужден на тяжелый срок в лагерях за оскорбление корейского народа. Потом его отпустили, но в Штаты он прибыл уже в состоянии овоща и быстро умер от повреждений мозга. В США, понятно, считают, что его замучили северокорейские палачи.

 

Пока Пенс демонстрирует железную непримиримость, президент Южной Кореи Мун Чжэ Ин, как сообщают, готовит в дни открытия Олимпиады личную встречу с главой делегации КНДР. Ну, как подкрепление своей политики «солнечного тепла», которая должна умиротворить суровых, лязгающих ножами ребят на Севере. А тем временем американцы и японцы затаскивают миротворца Муна на трехстроннюю встречу с участием вице-президента США Пенса и японского премьера Абэ. Где главе Южной Кореи должны промыть мозги и вернуть в русло политики максимально возможного, как говорят в Токио, давления на Пхеньян.

 

И, наконец, самое прикольное: ходят слухи, что вся взвинченная до предела суровость делегации США – лишь прикрытие для возможных контактов американцев с северными корейцами. Кстати, госсекретарь Тиллерсон только что обмолвился, что в Пхёнчхане всякое может быть – мол, как дело пойдет. Интересные дела нас ожидают на Зимней Олимпиаде, какие уж тут лыжи с коньками!

 

Василий Головнин,

Facebook, 7 февраля