Сталин жив!

 

Без смеха и упрека

 

Знаменательно, что запрет кучкой проходимцев искрометной комедии «Смерть Сталина» совпал по времени с демонстрацией в российских кинотеатрах фильма о другой, куда более важной фигуре середины прошлого века. «Темные времена» – не просто афиша, не просто напоминание о том, что политик совершенно не обязательно должен быть вурдалаком и безумцем. Это еще и точная характеристика наступившей в России эпохи. Темные времена. Шабаш юродивых. То Путин с Крымом, то Поклонская с «Матильдой», то Никита Михалков со «Смертью Сталина» – и никакой смирительной рубашки, никакой. Одни аплодисменты, переходящие в овацию.

 

Что интересно – даже защищать они умеют только тогда, когда им разрешают. Никто в России в момент передачи Крыма Украине и в последующие советские десятилетия не был озабочен сакральностью и справедливостью. О Крыме вспомнили, когда велел Путин. Никто не пытался защищать память о расстрелянном императоре, превратившемся на закате советской эпохи в анекдотический персонаж из романов Пикуля. О императоре заговорили, когда стало можно и модно.

 

Со «Смертью Сталина» – и того хуже. Над Сталиным, оказывается, нельзя смеяться. А всей страной осуждать культ личности, рассказывать о преступлениях и убийствах миллионов людей, выволакивать из мавзолея, как надоевшую куклу, – можно? Над Хрущевым нельзя смеяться. А рассказывать анекдоты о «Никитке», держать в изоляции, превратить в символ «кукурузничества» и дурости – можно? Над Берией нельзя смеяться? Конечно, нельзя. Можно расстрелять как шелудивого пса за «шпионаж» в пользу бог весть каких разведок. А товарищ Маленков надавал ему пинков. Это же не смешно, это Шекспир просто.

 

Над Жуковым тоже нельзя смеяться. Это ж теперь буквально «наше все», икона российской доблести, новый Александр Невский какой-то. Но тогда неясно, почему никто не возмущался, когда Жукова два раза – при Сталине и Хрущеве – изгоняли из руководства армией. При Хрущеве так вообще обвинили в «бонапартизме» и отправили в небытие. И никто не протестовал против решения пленума, «справедливой критики» маршала Малиновского и прочих легендарных военачальников – из этих героев войны Жукова не пнул только ленивый. Что ж это теперь озабочены, что фильм оскорбит чувства ветеранов, когда в момент расправы над живым Жуковым никто не был особенно оскорблен. Не знаю уж, Жуков был не тот или ветераны не те, а только воевать с британским режиссером нетрудно. Ты пойди с Хрущевым повоюй.

 

Российские блюстители нравственности возмущены, что их самое любимое, самое правильное руководство за весь ХХ век – Сталина и его камарилью – изображают какими-то мерзкими клоунами. Так это же не комедия, это жизнь. Они и были клоунами – только страшными. В темные времена – страшные клоуны.

 

К нынешнему российскому руководству это относится в полной мере.

 

Виталий Портников,

Грани, 25 января