Послесловие

 

Этнические немцы попали под путинский каток

 

На глаза Виктора Гофмана, сжимающего руль своего старенького «Мерседеса», наворачиваются слезы. У него есть все причины испытывать тревогу по поводу новой холодной войны между Россией и Западом – он является одной из ее жертв.

 

«Раньше люди здесь меня любили», – сказал он, пока мы тряслись на разбитой дороге Калининграда, этого российского эксклава на балтийском побережье. «Теперь я враг народа номер один. Они превратили мою жизнь в мучение».

 

Владимир Путин безжалостно прокладывает себе путь к очередной гарантированной победе на российских президентских выборах в следующем месяце, однако он и его кремлевские силовики чувствуют угрозу со стороны Запада. Калининград стал ареной этой борьбы и напряженности. В Калининградской области были размещены ракетные комплексы «Искандер» и здесь проводились масштабные военные учения.

 

В микромасштабах агенты Путина превращают жизнь Гофмана в ад.

 

Потомки немцев, переселившихся в Россию в царские времена, были депортированы Сталиным, в том числе, в Казахстан, где родился Гофман. В 1980 году ему, отслужившему на советском флоте, было разрешено уехать из Казахстана и поселиться в Калининграде, но он нигде не мог найти работу из-за национальности. «Я помню, как один чиновник сказал мне во время собеседования: „Вы с ума сошли?“, когда заглянул в мой паспорт и увидел, что я – немец», – рассказывает Гофман.

 

Он был такой не один. Нескольким немецким семьям удалось избежать депортации из Калининграда в 1945 году, поскольку они назвались литовцами или украинцами.

Гофман опубликовал объявление в газете, приглашая российских немцев на встречу. «Я ожидал человек 30, но пришли 600», – вспоминал он. Среди них был местный милицейский начальник, который всегда говорил, что он литовец.

 

Результатом стало создание культурной организации, «Немецко-русского дома». Он был торжественно открыт в присутствии местных властей в 1993 году,.

 

«Немецко-русский дом» оказывал финансовую помощь местной больнице, восстановил четыре немецкие церкви и раздавал еду в тяжелые времена.

 

Ситуация ухудшилась четыре года назад, после того как Россия заняла Крым.

 

Канцлер Ангела Меркель начала настаивать на санкциях. На главной площади Калининграда кто-то поднял немецкий флаг. Несколько дней спустя немецкий дипломат заявил, выступая в «Немецко-русском доме», что Москва уничтожила «доверие, установившееся между нами в последние десятилетия».

 

Вскоре после этого нагрянула полиция. Следователи обыскали библиотеку и нашли немецкий журнал, содержащий статью с критикой Путина. Гофмана отвели на допрос, обвинили в пропаганде «германизации», целью которой является передача Калининграда под контроль Берлина. 

 

Во время последовавшего кошмарного испытания он подвергался многочасовым допросам и выдержал пять изнурительных судебных дел.

 

В 2016 году калининградский суд объявил «Немецко-русский дом» «иностранным агентом». В прошлом году Гофман перенес сердечный приступ, как он считает, из-за стресса.

 

Табличку на двери «Немецко-русского дома» поменяли на «Культурно-деловой центр российских немцев». У него новое руководство.

 

Отвечая на вопрос, охранник центра сказал, что новый директор – «чисто русский».

 

«На самом деле он чистый кагэбэшник, – сказал Гофман, заявивший, что организация теперь напрямую управляется из штаб-квартиры тайной полиции в Москве. – Работу всей моей жизни теперь можно забыть».

 

Мэттью Кэмпбелл,

The Times,

в изложении Инопрессы, 26 февраля

 

Наш комментарий. Мы хотим обратить ваше внимание на связь обострения недоверия российских властей к своим немцам с захватом Россией украинского Крыма.