Олег Сенцов

 

Раб своей идеи

 

Он – раб. Раб своей идеи. Своего гуманизма. Сокуров в этом смысле – радикал. Гуманистический. И его письмо написано в точности по заветам такого же радикала, Льва Толстого. Непротивление злу насилием. Но теория Толстого была опровергнута историей, двадцатым веком. Есть враги, которые убьют тебя, если ты не убьешь их. 

Но не все это поняли. Есть еще радикальные гуманисты, для которых их идея выше человеческих жизней, которые придется отдать врагу для реализации этой идеи, о безнасильственном сопротивлении. И вот Сокуров – такой.

 

... Это извечная беда российской интеллигенции, и русских вообще: фанатизм. Русские если получают какую-то идею, и она им нравится, то они ее хватают, и доводят до предела. Такой народ, народ крайностей, точнее, бескрайностей.

 

Примеры. Взяли христианство – довели его до православия и РПЦ. Взяли европейство – довели до того, что дворянство по-русски не говорило. Взяли марксизм – довели до сталинского тоталитаризма и вообще советского изврата. Взяли капитализм – довели до путинского феодализма. Вот и идею о непротивлении злу насилием, тоже, кстати, христианскую, взяли, и довели до маразма. 

 

А всё потому, что не учитывают исторический контекст. Толстой развивал идею ДО мировых войн, тоталитаризма и фашизма. Но мы-то уже через всё это прошли, и знаем, какова цена непротивления злу. Но Сокуров это игнорирует. Не вписывается потому что суровая и жестокая реальность в его горизонт гуманиста-романтика, мечтателя, утописта. 

И это тоже важная черта русских и российских людей и интеллигентов – мечтательность, утопизм, оторванность от реальности. Понятно, откуда, от тяжелых условий жизни.
 

Но пора взрослеть и становиться реалистами, осознавать, что происходит. Сокуров не осознал. И не осознает. Надо, чтобы осознали другие, более молодые.

 

Саша Мысленков