Украина

 

Куда Порошенко привел Украину?

 

Начнем с его собственного заявления на этот счет, ибо кто же лучше него знает, что он намеревается с ней делать, а то даже из нее делать.

 

19 июня 2018 г. «The Washington Post» опубликовала его статью под заголовком «Петр Порошенко: Моя цель – победить коррупцию на Украине», в которой он заявлял:

 

«7 июня парламент Украины принял долгожданный закон об учреждении специального антикоррупционного суда. Наша страна сделала еще один важный шаг вперед по своему пути к строительству европейского государства, где все равны перед законом.

 

После избрания в мае 2014 года я вознамерился выстроить совершенно новую архитектуру для борьбы с коррупцией. Эта задача даже в самые лучшие времена была бы колоссальной, но внутренние и внешние враги на каждом шагу препятствовали попыткам Украины построить это новое будущее.

 

Российская разрушительная тактика и ее гибридная война пытались лишить украинцев права определять свое собственное будущее. Но у борьбы Украины против коррупции есть и свои внутренние враги, от популистов до заинтересованных кругов!» Перечислив ряд реформ, осуществленных на Украине с 2014 года, президент далее пишет: «Наша следующая задача – обеспечить, чтобы антикоррупционный суд как можно скорее стал действующим.

 

Однако система не будет полностью эффективной, если наши европейские партнеры тоже не будут играть свою роль, обеспечивая высокий уровень проверки потоков капитала из Украины и прекратив предоставлять убежище для чиновников и олигархов, которые стремятся уклониться от правосудия в украинских судах».

 

«Я уверен, что антикоррупционный суд – это прорыв и изменение правил  игры. Да, у нас еще есть работа, которую предстоит сделать, но принятием этого закона мы подали сигнал, что невозможно обратить вспять наши усилия сделаться мирным, безопасным, свободным от коррупции союзником ЕС и НАТО, играющим свою роль в созидании более сильной и более сплоченной Европы», – заключает Порошенко.

 

Ровно неделю спустя, 26 июня французская «Le Figaro» опубликовала статью своего корреспондента Стефана Сиохана под заголовком «Видимость антикоррупционной борьбы на Украине».

 

Автор обходится с текстом Порошенко, как домашняя хозяйка, ощипывающая тушку  курицы, чтобы бросить в казанок, где варится суп.

 

Читаем: «Президент Порошенко и властные круги Украины сопротивляются странам Запада и кредиторам, которые хотят большей прозрачности.

 

Шаг вперед, шаг назад – вот так уже четыре года продвигается проект киевского правительства по антикоррупционной борьбе. 7 июня, после двух лет интенсивных дискуссий, Верховная Рада одобрила президентский законопроект о создании специального независимого Высшего антикоррупционного суда, который призван увенчать юридическую структуру по борьбе с коррупцией.

 

Правда, власть придумала документ, защищающий нынешнюю элиту, люди президента уже делают подкоп под фундамент этого здания.

 

Президент Порошенко никогда не был ярым сторонником специального антикоррупционного суда, если бы такой суд функционировал, члены его окружения в конечном счете оказались бы за решеткой, как бывший глава Государственной фискальной службы Украины Роман Насиров, обвиненный в растрате 70 млн. долларов бюджетных средств и исчезновении 30 млн. евро из европейских денег, выделенных на обновление пограничных постов страны.

 

Два года назад Порошенко объяснял председателю Еврокомиссии Жан-Клоду Юнкеру, что Украина не нуждается в антикоррупционном суде. Однако создание Высшего антикоррупционного суда является решающим условием МВФ для предоставления очередного транша финансовой поддержки в 2 млрд. долларов, без чего украинский бюджет окажется в тяжелейшем положении и с системным риском прекращения платежей впоследствии.

 

„Украину в течение 25 лет формировали под запросы 15 олигархов. Победить коррупцию означает победить этих людей, поясняет Le Figaro посол ЕС на Украине Хьюг Мингарелли. – Есть люди, которые хотят сбить с пути процесс реформ и вернуть Украину в то состояние, в котором она находилась, будучи российской колонией“.

 

Порошенко в течение пяти месяцев находился под давлением со всех сторон, его рейтинг, по опросам, все время падал, и он наконец решился предложить законопроект о создании независимого специального суда с учетом рекомендаций Венецианской комиссии при Совете Европы.

 

Рада внесла две тысячи поправок, однако очень скоро эксперты и журналисты обнаружили скрытые статьи, не обсуждаемые в парламенте, которые ограничивают юрисдикцию суда расследованиями, начатыми после его создания.

 

Таким образом, расследования, проводимые Национальным антикоррупционным бюро Украины (НАБУ), будут поручены обычным судам и, скорее всего, замяты. Одной рукой голосуя за антикоррупционный суд, Порошенко другой рукой нападает на НАБУ. „Стоит ожидать, что этим летом или осенью исполнительная власть снова возьмется за демонтаж руководства НАБУ“, – предупреждает один специалист по этому вопросу, другой подтверждает: талант президента состоит в том, чтобы вести лукавую игру у себя дома и пускать пыль в глаза за границей.

 

Такая игра может плохо кончиться. „МВФ заморозил программу предоставления кредита в 17,5 млрд. долларов из-за злой воли Киева в отношении требований кредиторов“, - напоминает финансовый аналитик Тимоти Эш. В понедельник директор МВФ Кристин Лагард позвонила Петру Порошенко, требуя от него внести дополнения в показной антикоррупционный законопроект и поднять цену на газ. Это болезненный гвоздь в крышку гроба нынешней власти, которой предстоят президентские выборы в марте 2019 года».

 

Ныне до выборов остается 7 месяцев, рейтинг Порошенко стремится к нулю. Но не видно, кто бы мог занять его место. В первый период после Майдана представлялось, что это мог бы быть Арсений Яценюк. Он тогда возглавлял единственную политическую партию, которая могла в той или иной степени противостоять той куче политического мусора, которую Порошенко смог нагрести под себя. Яценюк возглавлял правительство Украины и в этом качестве порой мешал Порошенко проводить свою линию.

 

Два года назад Порошенко добился замены Яценюка на посту главы правительства своей креатурой Гройсманом. Затем, видимо, он нашел ключик к самому Яценюку. Тот просто исчез с политического горизонта. А в последнее время распространились слухи, что Яценюк приобрел недвижимость на территории России.

 

А что, сам президент Украины имеет на этой территории неплохую недвижимость – заводик кондитерских изделий. Почему нельзя Яценюку?

 

13 июня этого года Андрей Парубий, ранее ближайший сотрудник Яценюка, а ныне председатель Верховной Рады Украины, в этом качестве являющийся третьим лицом в стране, дал интервью журналисту французской газеты La Croix Оливье Таллес.

 

«Олигархическая система на Украине окончательно отступила?» – поинтересовался журналист.

 

«Она отступила, но продолжает защищать свои интересы, – ответил Парубий. – Мы, например, положили конец монополиям на энергию, в частности, на газ и электричество, хотя некоторые из них сохраняют там свои позиции. Их влияние все еще присутствует в СМИ благодаря финансовому потенциалу и состояниям, накопленным ими при президенте Викторе Януковиче.

 

Антикоррупционные реформы шаг за шагом отодвигают роль олигархов, хотя этот процесс продвигается не так быстро, как нам хотелось бы».

 

Несколько выше мы привели слова посла ЕС на Украине Хьюга Мингарелли: «Украину в течение 25 лет формировали под запросы 15 олигархов. Победить коррупцию означает победить этих людей».

 

Вам не кажется, что напрашивается следующая параллель:

 

Президент страны – выходец из спецслужб – спецслужбы правят бал в стране.

 

Президент страны – сам олигарх – музыку заказывают олигархи.

 

А интересно бы поставить эксперимент – избрать президентом какой-либо страны дворника. Что ж, заправлять всем в стране стали бы коммунальные службы? В некоторых странах это бы даже очень пошло на пользу.

 

В России, например, многие городские агломерации, включая столичную, перестали бы задыхаться от гор мусора. Многие люди – как в самой стране, так и за ее пределами – остались бы живы. Запасы «Новичка» можно было бы переименовать в «Старичка» и передать в сельское хозяйство для борьбы с вредителями.

 

Но мы несколько отвлеклись от темы нашего повествования – грядущих выборов президента Украины. Нам отсюда трудно судить, есть ли в Украине человек, достойный в это очень трудное для страны время стать во главе ее и способный на этих выборах обойти Порошенко с его миллиардами и рычагом власти.

 

Такое впечатление, что пока никто и не пытается. Но вдруг сверкнул луч надежды. Кто же этот смельчак? Оказалось, не смельчак, а смельчачка (или правильнее – смельчиха?), наша старая знакомая (не лично) – Юлия Тимошенко, ныне лидер партии «Батькивщина».

 

Просто так голосовать за нее как за кандидата в президента Украины мы бы не стали и за нее агитировать не стали бы. Но Юля не лыком шита.

 

20 июня она заявила, что намерена баллотироваться на пост президента Украины, чтобы в случае  избрания провести реформу государственного управления, установив в стране парламентскую республику во главе с канцлером. Впрочем она не против, если он будет называться «гетманом» или «премьером».

 

Эта реформа давно назрела. После обретения Украиной независимости в стране была установлена президентская форма правления, при которой роль парламента и избранного им правительства скорее декоративна, вся власть в руках президента. Ну, как ныне в России.

 

После первого Майдана была проведена конституционная реформа, по которой в стране устанавливалась президентско-парламентская форма правления, где главным в стране остается президент, но некоторые прерогативы передаются парламенту и избираемому им правительству.

 

Такая система принята ныне во Франции. Обратите внимание, кто на серьезных международных форумах представляет Францию и кто Германию. Первую – президент, вторую – канцлер (премьер-министр), то есть глава правительства.

 

Для молодой государственности Украины, с засильем в ней олигархов, французский вариант не подходит. Ожидалось, что после второго Майдана конституция Украины будет вновь пересмотрена, и страна станет парламентской республикой наподобие Германии. Но известные круги это не устраивало…

 

Предложенный Юлей вариант приемлем. Загодя публикуется текст новой конституции Украины, по которой страна становится парламентской республикой. Избирателям объясняются ее преимущества. Юля выступает с клятвенными заверениями в том, что в случае ее избрания президентом Украины, она им и останется.

 

Но на второй день после подведения итогов голосования она объявляет о введении в силу новой Конституции Украины, по которой ей, как президенту, отводится исключительно представительская роль. Ну, как английской королеве.

 

Разве это плохо для дамы с амбициями? А для Украины – тем более.

 

* * *

А как живется ныне украинцам в своей стране? Нам привезли из Киева пачку газет. Приведем вам хотя бы небольшие фрагменты, отвечающие на этот вопрос.

 

«Аргументы недели», №23. Александр Карпец. «Украина исчезает»: «Согласно мрачному прогнозу на сайте Департамента по экономическим и социальным вопросам ООН, в течение ближайших десятилетий население Украины продолжит быстро сокращаться и к 2050 году составит чуть более 36 миллионов человек.

 

Таким образом, если предсказание оправдается, то в 2050 году в нашей стране будет наименьшее количество жителей с послевоенного 1950 года, в котором население составляло 37,3 млн. человек. Напомним также, что в начале 1990-х годов население Украины насчитывало около 52 млн. человек». 

 

Автор перечисляет основные причины быстрого сокращения населения страны: низкая рождаемость (по экономическим причинам), трудовая эмиграция…

 

И заключает: «…даже далекие от эмоций ученые-демографы вполне серьезно пугают тем, что у нас существует угроза обезлюдения целых территорий. Вполне возможно, что эти пустоши заполнят, скорее всего, китайцы. Но это уже будет не Украина».

 

Там же статья Александра Романюка под заголовком «Кризис-2019: настанет ли он в Украине». Автор сообщает: «Анализ макроэкономических рисков, который провела группа экономистов независимой аналитической платформы Vox Ukraine и „Киевской школы экономики“ показал, что Украина стоит на пороге серьезных экономических проблем…

 

Нынешний год экономисты не считают критическим в плане выплат. А вот в последующие три года долговая нагрузка станет непосильной для Украины, и собственными силами справиться не удастся.

 

Начиная с 2019-го три года подряд выплаты составляют более 6 млрд. долларов в год. Такие выплаты создают существенную нагрузку на экономику даже в стабильной ситуации, а у нас они еще накладываются на политический цикл – выборы.

 

Для того, чтобы пройти период крупных выплат, нам нужно продолжать привлекать внешнее финансирование в очень больших объемах. Но программа МВФ практически заморожена, а привлекать финансирование других инвесторов во время выборов очень и очень сложно…»

 

В общем, ситуация в стране к президентским выборам в марте 2019 года складывается та еще. Но, может, это и к лучшему? 

 

В Украине, надо признать, практически всегда ощущался душок антисемитизма. Правда, когда на Майдане евреи стояли под пулями снайперов рядом с украинцами, этот дух почти исчез, хотя отдельные его проявления случались и тогда.

 

Ну, а теперь, когда дух Майдана выветрился, а жизнь тяжелая, люди ищут виновных. И находят – в давно известном (не только в Украине) козле отпущения. Мы уже писали о самых грубых и даже нелепых проявлениях антисемитизма в разных местах Украины.

 

Никаких соответствующих мер украинские власти, по-видимому, не принимали. И потому, как вы увидите ниже, антисемитские выпады позволяют себе уже государственные чиновники высокого ранга.

 

В январе этого года израильское министерство по делам абсорбции и диаспоры опубликовало отчет, данные которого свидетельствовали о рекордном количестве антисемитских нападений, совершенных в минувшем году.

 

В этом документе, где Украина названа лидером постсоветского пространства «по частоте вербальных нападок и насильственных действий в отношении евреев, их собственности, святынь и общинных институтов», отмечается: в 2017 году произошло «удвоение количества антисемитских инцидентов» в этой стране.

 

Израильское издание Times of Israel 26 июня опубликовало следующее сообщение: «Центр имени Симона Визенталя призвал снять с занимаемой должности главного военного прокурора Украины Анатолия Матиоса за допущенные им высказывания антисемитского характера».

 

Израильский сайт Newsru.co.il поясняет:

 

Анатолий Матиос, главный военный прокурор Украины, заявил в интервью изданию Insider: «На каждой войне всегда есть свой Парвус, который привозил Ленину деньги на революцию, которая залила славян потоками крови на десятилетия. Тот тоже был еврейского происхождения. В этом случае с Украиной опять хотят сделать то же самое».

 

С Александром Парвусом (настоящее имя – Израиль Гельфанд), деятелем российского и германского социал-демократического движения начала XX века, Матиос сравнил предполагаемого организатора покушения на российского журналиста Аркадия Бабченко Бориса Германа.

 

Первым на слова Матиоса обратил внимание глава Украинского еврейского комитета Эдуард Долинский, отметивший на своей странице в сети Facebook: «Главный военный прокурор Анатолий Матиос считает, что евреи вновь хотят залить кровью славянские народы».

 

Довид Кац, известный борец с проявлениями антисемитизма в Литве и Восточной Европе, отметил, что любой высокопоставленный военный чиновник Евросоюза, заявивший, что евреи намерены утопить страну в крови, был бы немедленно уволен. «И после этого вы действительно намерены вступить в ЕС?» – обращается он к украинским властям.

 

О какой-либо реакции украинских властей на это откровенно антисемитское выступление ее высокопоставленного чиновника ничего не известно. А меня оно шокировало не столько возможным его влиянием на судьбы остатков украинского еврейства, сколько как показатель глупости части украинских чиновников.

 

Впрочем, надо признать, что администрация Порошенко, да и он сам иногда все же реагируют на выходки антисемитов. Наглядный пример:

 

9 Канал ИТ Соборно, но не кошерно: Порошенко вручил орден Свободы махровому антисемиту», в котором говорилось:

 

«Президент Украины Петр Порошенко в честь Дня соборности наградил орденом Свободы общественно-политического деятеля Василия Квасновского.

 

Как отмечает „Цензор.нет“, Василий Квасновский известен в стране тем, что требует приравнять сионизм к коммунизму».

 

То есть  орденом Свободы Порошенко наградил махрового антисемита. И, судя по имеющимся данным, эта награда не была отменена.

 

Что же, Порошенко сам антисемит? Нет, не в этом дело. А в том, что в Украине широчайшим  образом распространяется «информация» о том, что Порошенко сам еврей. Возможно, первоисточник ее – российская пропаганда. Так это или нет, но ее с энтузиазмом подхватили местные энтузиасты. Эту ценную информацию вы можете получить уже в Германии – от бывших советских граждан, в том числе и от евреев.

 

Ну, а Порошенко вынужден всеми методами доказывать, что он ни на капельку не еврей. И тут он прав. Как-нибудь в другой раз поможем ему в этом святом деле. И, конечно, более основательно расскажем, как он искореняет мздоимство в стране.

 

Израиль Зайдман