На смерть МакКейна

 

Личность и история

 

Самой печальной, хотя и не неожиданной, новостью минувшей недели стала смерть сенатора Джона МакКейна. Я не буду в очередной раз пересказывать биографию этого достойнейшего человека, всей своей жизнью продемонстрировавшего, каким должен быть настоящий гражданин и образцовый патриот, без всякого уклона в шовинизм и прочее «ватничество», широко распространенное под разными именами, увы, не только в России, но и в Украине, в Америке, в Израиле и много где еще. Некрологов МакКейну и без меня написано достаточно. Я лишь отмечу несколько моментов. Во-первых, по горькой иронии нынешней реальности, человек, умиравший от опухоли мозга, до самого конца сохранял куда более здравый и ясный рассудок, чем абсолютное большинство не жалующихся на здоровье современных политиков. Да и их избирателей, если уж на то пошло, которые не только в свое время предпочли МакКейну левого демагога Обаму, но и ныне, если верить результатам недавнего опроса Гэллапа, выступают за улучшение отношений с Россией (58%), притом, что одновременно признают ее агрессию даже не против далекой Украины, а против самой Америки (вмешательство в выборы признают 75%)! Вот какой диагноз следует поставить всем, кто образует пересечение этих множеств – как, впрочем, и тем, кто, несмотря на все доказательства, продолжает отрицать русское вмешательство? Впрочем, вот точно так же деды и прадеды этих людей выступали в свое время против войны с Гитлером – а следующее их поколение сдало коммунистическим людоедам Вьетнам, предав не только своих южновьетнамских союзников, но и собственных героев, таких, как МакКейн… История ничему не учит, воистину.

 

Во-вторых, реакция на кончину американского героя лишний раз продемонстрировала, кто чего стоит как политик и как человек. Почести МакКейну воздали даже бывшие враги – официальные лица и простые граждане Вьетнама, благодарные ему за усилия по послевоенному примирению двух стран. Бывший соперник на выборах и политический оппонент Обама сделал прочувствованное заявление и, согласно пожеланию самого МакКейна, выступит с речью на его похоронах (как и Джордж Буш-Младший, которому МакКейн в свое время также проиграл борьбу за президентское кресло – в тот раз на стадии внутрипартийной номинации). Трампа на этих похоронах не будет. Такова была воля покойного сенатора, жестко и последовательно критиковавшего нынешнего главу Белого Дома до самого конца (в том числе – и за недавнее позорище в Хельсинки) – и я хочу лишний раз напомнить это тем одноклеточным, которые тупо твердят, что против Трампа могут быть только левые (хотя МакКейн был отнюдь не единственным твердым республиканцем – куда более твердым, кстати, чем многократно прыгавший из партии в партию Трамп – которые, мягко говоря, не в восторге от нынешнего президента). И как отреагировал на это Трамп? Вместо того, чтобы повести себя с достоинством, подобающим ему если не как личности, то хотя бы как президенту – мелочно отомстил покойному, не позволив выпустить от лица Белого Дома официальное заявление, где о МакКейне говорилось бы, как о национальном герое. «Я написал твит с соболезнованиями, и хватит.» Заметим, что Трампу и раньше хватало «совести» заявлять в адрес МакКейна: «Я предпочитаю героев, которые не были в плену» (это говорил человек, в жизни не приближавшийся ни к одной войне, в адрес человека, пережившего пытки и пять лет кошмара во вьетнамских концлагерях, но отказавшегося выйти на свободу раньше, чем будут освобождены другие пленные!) Но вот это посмертное мщение – это совсем уже низко. Хотя, конечно, героизм МакКейна не нуждается в официальных подтверждениях нынешней администрации, и память его от этого ничуть не пострадает. Если Трамп и сделал этим кому хуже, то только самому себе и своей собственной репутации.

 

Если бы Америка в свое время не упустила свой шанс и избрала МакКейна президентом, мы жили бы сейчас в куда лучшем мире. Не было бы никаких обамовских «перезагрузок» на крови убитых русскими агрессорами грузин, недофюреру, скорее всего, пришлось бы убраться с захваченных грузинских территорий (возможно, свалив всю вину на формально исполнявшего обязанности президента Медведева), соответственно, не было бы и никакого вторжения в Украину (а если бы было, то закончилось бы для России так же быстро и позорно, как Карибский кризис), не было бы оккупации Крыма и Донбасса, тысяч смертей и миллионов беженцев. Может, уже и самой России бы не было. Хотя сам МакКейн и не ставил такой цели – он, увы, несмотря на весь свой жуткий опыт в коммунистическом плену, был слишком хорошего мнения о людях и разделял прекраснодушное заблуждение, что в преступлениях России виновна только ее власть, а не народ, этой власти и ее преступлениям совершенно искренне и единодушно аплодирующий. (Напомню в очередной раз, что бесконечно подлый захват Крыма «зелеными человечками» без опознавательных знаков, про которых сам Путин откровенно говорил, что они будут прятаться за спинами женщин и детей, поддержали не 84, не 86 – не путать с личным рейтингом недофюрера – а 97% россиян, причем без всякого железного занавеса и угрозы ГУЛАГа, и это уже не лечится в принципе.) Но Россия, будучи Абсолютным Злом – то есть таким, которое в принципе не может нести добро никому, в том числе и себе – без возможности пожирать тех, кто слабее, и паразитировать на тех, кто сильнее, попросту нежизнеспособна. Надо просто лишить ее обеих возможностей, и она сожрет и отравит собственным трупным ядом сама себя.

 

Свое последнее обращение к американцам МакКейн закончил призывом не отчаиваться из-за нынешних трудностей, ибо для Америки нет ничего неизбежного. Что ж – попробуем все же поискать основания для оптимизма. Во внешней политике их, прямо скажем, немного – пока что стараниями Трампа мы имеем натянутые отношения с ЕС, торговую войну с Китаем и обострение ситуации с Ираном, предсказуемым образом отзывающееся на ценниках на заправках. Распиаренный «успех» в деле денуклеаризации Северной Кореи как-то все больше сдувается и, похоже, опять кончится ничем, как это уже бывало с предыдущими Кимами. Вдобавок еще и «султан турецкий» порывается вести себя немногим лучше, чем «султан персидский» – от чего, правда, страдает в первую очередь он сам и его изрядно отощавшая лира, но спокойствия на юго-восточных рубежах НАТО это не прибавляет. И тем не менее, в будущее главного нашего врага и мирового дестабилизатора – России – я смотрю с оптимизмом. В том смысле, что нет его, этого будущего, несмотря ни на какие Хельсинки и грязные танцы. Потому что ничего, кроме войны – горячей, холодной, гибридной... – она производить не в состоянии. А война ведет к усилению санкций, которые Конгресс принимает и без желания президента. А в условиях санкций на войну не хватает денег. А брать их приходится у пенсионеров. А это не нравится даже ватникам. А чтобы снова воодушевить ватников, нужна война. А на войну... ну, вы поняли. Это не замкнутый круг – это спираль штопора, о которой я говорю с 2011 г. Каждый виток неизбежно требует дальнейшей эскалации и тем ускоряет окончательный крах. Сейчас они гонят свой флот в Сирию, готовясь, видимо, сравнять с землей Идлиб, и планируют крупнейшие с 1981 г. учения «Восток-2018» с участием 300 тыс. военных, 36 тыс. единиц техники, тысячи летательных аппаратов и кораблей двух флотов. С удовольствием предвкушаю гигантский экономический ущерб от этих действий. Куда они ломанутся дальше – на Казахстан (особенно если там вдруг умрет Назарбаев), на Среднюю Азию? Любые безумные варианты возможны, но они лишь приблизят единственный возможный финал – кровавый распад Империи Зла. Который предопределен самой ее природой в большей степени, нежели личностью президента США.

 

Юрий Нестеренко,

«7 Дней», 31 октября