Украина

 

«Реабилитация нацизма»

 

День Независимости Украины ознаменовался еще одним радостным событием: Следственный отдел Следкома России по Железнодорожному району Симферополя в оккупированном Крыму не нашел «сведений об обстоятельствах, указывающих на признаки какого-либо преступления» после изучения материалов проверки стихотворений крымскотатарской поэтессы Алие Кенжалиевой. 

 

Однако сама попытка обвинить поэтессу – это очень показательный признак того, что отныне российские силовики обращают внимание не только на прямую критику в адрес политики Москвы, но даже на попытку чувствовать и осмыслять свои чувства иначе, чем это прямо предписано пропагандой.

 

Что, собственно, произошло? Крымская поэтесса, школьный учитель русского и литературы и мать двоих малолетних детей Алие Кенжалиева написала стихи, посвященные тому, как пафос, милитаристская идеология и культ войны, пропагандируемые в современной России, оскверняют реальную трагедию и память о погибших, а также ценность хрупкого мира. В результате в конце июня автора вызвали в следственное управление СК, где ей сообщили, что проводят в отношении нее «доследственную проверку» по статье «реабилитация нацизма» на основании доноса, который изначально поступил в Роскомнадзор, а оттуда был передан в местное управление МВД, и затем – в СК.

 

Посмотрим внимательно, в чем «доблестная» полиция увидела «реабилитацию нацизма». В частности, Алие писала:

 

«Учат любить войну.
Не помнить трагедию,
Не молиться о душах несчастных,
Не беречь этот хрупкий мир».

 

И далее, в другом стихотворении, после описания всеобщего восторга и детишек в военной форме, ироничное:

 

«Всё это, пожалуй,
Вполне отразит
Трагедию тех,
Кто в окопах убит».

 

Итак, в призыве помнить трагедию, молиться о душах убитых в окопах и беречь хрупкий мир сотрудники МВД увидели, внимание, реабилитацию нацизма!

 

На самом деле, крымская татарка Алие сделала для сохранения памяти погибших на той войне, пожалуй, больше, чем все российские ура-патриоты, вместе взятые. В 2015 году психолог Людмила Петрановская назвала российские «пляски на костях» и использование победы над фашизмом для оправдания современной российской агрессии «рейдерским захватом» Дня Победы. И тогда же, 8 мая 2015 года покойный ныне Александр Щетинин писал на своей странице в Фейсбук: «Мы не отдадим этот день, и завтрашний тоже не отдадим, на откуп военным преступникам и зомбопропагандистам… Ветеранам Второй Мировой – почет и слава. Вечная память погибшим».

 

И с тех пор на протяжении всех последних лет мы пытались, помимо прочего, очистить от грязи, отделить от пропаганды, сохранить неповрежденными и представить в подлинном свете все значимые слова, подлинные смыслы и достижения культуры, факты истории, память и боль. Это касалось не только победы над фашизмом, но и всех других образов и смыслов, извращенных и обезображенных современной пропагандой.

 

И мы действительно старались не отдавать на поругание ни язык, ни память, ни образы, ни смыслы. Мы пытались, сколько могли, не уступать клеветникам и пропагандистам ни одного термина, ни одного значимого события, ни одной нашей ценности. Мы говорили себе и друг и другу, что ничего, что нам дорого, нельзя отдавать без боя и позволять, чтобы это использовалось для оправдания сегодняшних российских преступлений. И даже после смерти Саши я продолжала делать к 9 мая подборки о «победе без пафоса», публикуя подлинные воспоминания детей фронтовиков самых разных национальностей: украинцев и американцев, грузин и армян, белорусов и жителей стран Балтии – всех тех, кого современная Россия «вычеркивает» из общей памяти.

 

Но в последний год даже у меня не хватило времени и сил продолжать эту традицию. Слишком много трагедий, смертей и репрессий происходит в настоящем, слишком много скопилось сегодняшней боли, а потому места для боли вчерашней уже не остается. И многие из нас действительно махнули рукой, решив, что теперь это уже их праздник, их символы, их даты, их язык, их история, их вера и прочее, а у нас формируются свои, уже совсем новые, ничего общего не имеющие с Россией. Многие, но не Алие. Она с завидным упорством и талантом продолжает отстаивать подлинный смысл этого дня. И вот за это на нее едва не возбудили уголовное дело.

 

А теперь еще один момент. В США уже неоднократно и детально писали о связях американских правых экстремистов с кремлевским идеологом Александром Дугиным, а то и напрямую с Кремлем. Есть такая информация и на русском языке. Недавно еще одна американская ультра-правая организация, «Лига Юга», разразилась признанием в любви к России и даже создала на своем сайте раздел на русском языке.

 

Так вот, ровно год назад нациствующие правые радикалы, в том числе и поклонники Дугина, стройными рядами вышли прогуляться строевым шагом по улицам американского городка Шарлотсвилля с несколькими знаменами с изображением свастики (картинка прилагается).

 

Прогулка предсказуемо закончилась побоищем. Итак, повторяем еще раз: стихи о трагедии погибших в окопах и призыв молиться о душах убитых сотрудники МВД расценили, как «реабилитацию нацизма». Стариков, приходящих на могилу неизвестного солдата с красными маками в петличках и значками «никогда снова», российская пропаганда именует «украинскими фашистами», тогда как бравый хлопец, вышагивающий со свастикой – это «американский друг России». Как говорится, главное не перепутать.

 

Конечно, отрадно, что этот вопиющий абсурд все же не воплотился в реальное уголовное дело. Более того, Следственный комитет даже решил наказать (или создать видимость наказания) зарвавшихся исполнителей на местах, и даже направил материал проверки в прокуратуру для установления законности действий пресловутого местного управления МВД. И это, конечно, вселяет определенную надежду. Однако сама организация подобной проверки в отношении приведенных выше стихов – это очень опасный тренд, показывающий, что даже право не только мыслить, но и чувствовать, в условиях нынешней России придется отстаивать особо.

 

Ксения Кириллова,

atr.ua, 27 августа